Мы на улице Октябрьской. Можно сказать, в самом сердце андеграундной культуры Минска. Это та самая индустриальная эстетика города, когда даже заводские стены становятся холстом для неформальной, но вполне легальной живописи.
Вот так третий раз арт-фестиваль Vulica Brazil преобразил кирпичные фасады. Авторы из Южной Америки вместе с белорусскими граффитистами создали графические полотна и муралы. Один из монументальных рисунков, к слову, претендует на место в Книге рекордов Гиннесса. Площадь композиции - три с половиной квадратных километра.
Увы, и это тоже часть чьей-то культуры или, скорее, ее отсутствия. Как видим, не всем экспериментальное искусство пришлось по вкусу. Что ж… всем не угодить. Впрочем, мы хотели бы сейчас поговорить о другом. Начало ХХ века. Уже тогда в моде было свободное творческое самовыражение в искусстве. И знаете, какой город задавал тон? Наш Витебск.
Новаторы-супрематисты создавали чистое творчество. В большинстве случаев анонимно. А их эмблемой стал знаменитый на весь мир «Черный квадрат» Казимира Малевича. В белорусскую столицу авангарда отправилась наша коллега Нина Можейко.
1 мая 1920 года. Коммунистическим маршем шагают солдаты Красной армии. Красный цвет впоследствии станет не просто символом целой эпохи, но и ключевым цветом в палитре супрематизма. К слову, росписи по эскизам творческого объединения УНОВИС и стали декорациями праздника.
А это уже наши дни. Цветоформы Казимира Малевича и Нины Коган спустя почти сто лет украсили городские маршруты. И вновь авангард собрал аншлаги. И все же брендированные трамваи сегодня для обывателя не в диковинку, а тогда, в начале ХХ века, в послереволюционное время, этот трамвай был отражением нового взгляда.
Вот таким Малевич видел супрематизм вне живописи. Эта роспись сделана по его эскизу на стене здания, которое находится на пересечении улиц Ленина и Правды - нынешняя Шагала. Впрочем, и название уличной фрески напоминает советский лозунг «Смерть обоям».
Совсем скоро улица Шагала станет музейным комплексом. И сейчас этот квартал - яркое супрематическое пятно города. Малоэтажные дома уже украшены в духе новаторских 20-х. А во дворе Витебского народного художественного училища свежий портрет Малевича.
После революции особняк банкира Вишняка принял свободные художественные мастерские. Здание в стиле ампир выбил сам Марк Шагал. На тот момент комиссар по искусству Витебской губернии.
Постройка чудом уцелела в годы Великой Отечественной. Однако советские стандарты не пощадили здание, где делали свои первые шаги утвердители нового искусства. Здесь был и техникум, и вычислительный центр, и даже поликлиника. Сегодня музей реконструируют в соответствии с оригинальным планом 1923 года. Практически завершены отделочные работы. Так, в комнате Шагала появились обои и дубовый паркет - не отличить от подлинных.
Комната Малевича - смежная. Появилась даже дубовая лестница, любимое место духовного лидера УНОВИС, по сути, пьедестал для пылких перфомансов.
Со второго этажа читается пол - знаменитый агитплакат Эля Лисицкого «Клином красным бей белых!». К слову, Лисицкий один из немногих, кто экспериментировал с супрематизмом в архитектуре. А в музейном дизайне увековечат последователей УНОВИС. За основу взяли акварельные эскизы - автор неизвестен. Анонимность была творческим кредо свободных художников.
Татьяна Буевич, замдиректора Витебского государственного архива: «Это не было некое такое неформальное объединение художников, это была совершенно официально зарегистрированная, созданная на базе государственного учреждения организация».
Устав УНОВИС, печать с фирменным квадратом и даже счета арт-объединения с личной подписью Малевича. Все эти ценные артефакты хранятся в Витебском государственном архиве. Среди миллионов дел, а данные хранятся здесь, начиная с 17-го года прошлого века, нашлись неопровержимые доказательства: УНОВИС, используя современные термины, - юридическое лицо, по сути, партия в искусстве.
Живопись, доступная для всех - именно так позиционировал Малевич свой продукт времени.
Однако это вопрос вкуса - каждый, глядя на тот же «Черный квадрат», ловил себя на мысли, мол, и я так могу. Не всем дано быть первопроходцами с долей авантюризма.
Гипнотический дар Малевича побудил ни одну плеяду художников к творческим экспериментам. В фондах Национального художественного музея хранятся супрематические литографии Надежды Ходасевич-Леже. Еще до переезда в Париж училась в смоленских свободных мастерских - Свомас. По сути, филиал УНОВИСа.
Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник: «Именно в начале ХХ века сформировался совершенно новый тип творческой личности, которая способна изменить мир вокруг. Благодаря вот этой творческой личности любой человек способен что-то делать, создавать».
Шлейф УНОВИСа тянется по сей день. Витебский художник Александр Малей - один из семи участников арт-объединения «Квадрат». Правда, у него было семь сторон, столько участников. Преемники Малевича подняли новую волну и от соцреализма перешли к андеграунду. Сегодня Малей создает объектную живопись.
Детище Малевича давно приобрело черты глобального международного стиля. Красоту чистой формы продолжают воплощать современные авторы. Кроме дизайна и архитектуры, абстрактные рисунки не сходят с мировых подиумов. А это значит, Витебск - культурная столица мира.
Мы на улице Октябрьской. Можно сказать, в самом сердце андеграундной культуры Минска. Это та самая индустриальная эстетика города, когда даже заводские стены становятся холстом для неформальной, но вполне легальной живописи.
Вот так третий раз арт-фестиваль Vulica Brazil преобразил кирпичные фасады. Авторы из Южной Америки вместе с белорусскими граффитистами создали графические полотна и муралы. Один из монументальных рисунков, к слову, претендует на место в Книге рекордов Гиннесса. Площадь композиции - три с половиной квадратных километра.
Увы, и это тоже часть чьей-то культуры или, скорее, ее отсутствия. Как видим, не всем экспериментальное искусство пришлось по вкусу. Что ж… всем не угодить. Впрочем, мы хотели бы сейчас поговорить о другом. Начало ХХ века. Уже тогда в моде было свободное творческое самовыражение в искусстве. И знаете, какой город задавал тон? Наш Витебск.
Новаторы-супрематисты создавали чистое творчество. В большинстве случаев анонимно. А их эмблемой стал знаменитый на весь мир «Черный квадрат» Казимира Малевича. В белорусскую столицу авангарда отправилась наша коллега Нина Можейко.
1 мая 1920 года. Коммунистическим маршем шагают солдаты Красной армии. Красный цвет впоследствии станет не просто символом целой эпохи, но и ключевым цветом в палитре супрематизма. К слову, росписи по эскизам творческого объединения УНОВИС и стали декорациями праздника.
А это уже наши дни. Цветоформы Казимира Малевича и Нины Коган спустя почти сто лет украсили городские маршруты. И вновь авангард собрал аншлаги. И все же брендированные трамваи сегодня для обывателя не в диковинку, а тогда, в начале ХХ века, в послереволюционное время, этот трамвай был отражением нового взгляда.
Вот таким Малевич видел супрематизм вне живописи. Эта роспись сделана по его эскизу на стене здания, которое находится на пересечении улиц Ленина и Правды - нынешняя Шагала. Впрочем, и название уличной фрески напоминает советский лозунг «Смерть обоям».
Совсем скоро улица Шагала станет музейным комплексом. И сейчас этот квартал - яркое супрематическое пятно города. Малоэтажные дома уже украшены в духе новаторских 20-х. А во дворе Витебского народного художественного училища свежий портрет Малевича.
После революции особняк банкира Вишняка принял свободные художественные мастерские. Здание в стиле ампир выбил сам Марк Шагал. На тот момент комиссар по искусству Витебской губернии.
Постройка чудом уцелела в годы Великой Отечественной. Однако советские стандарты не пощадили здание, где делали свои первые шаги утвердители нового искусства. Здесь был и техникум, и вычислительный центр, и даже поликлиника. Сегодня музей реконструируют в соответствии с оригинальным планом 1923 года. Практически завершены отделочные работы. Так, в комнате Шагала появились обои и дубовый паркет - не отличить от подлинных.
Комната Малевича - смежная. Появилась даже дубовая лестница, любимое место духовного лидера УНОВИС, по сути, пьедестал для пылких перфомансов.
Со второго этажа читается пол - знаменитый агитплакат Эля Лисицкого «Клином красным бей белых!». К слову, Лисицкий один из немногих, кто экспериментировал с супрематизмом в архитектуре. А в музейном дизайне увековечат последователей УНОВИС. За основу взяли акварельные эскизы - автор неизвестен. Анонимность была творческим кредо свободных художников.
Татьяна Буевич, замдиректора Витебского государственного архива: «Это не было некое такое неформальное объединение художников, это была совершенно официально зарегистрированная, созданная на базе государственного учреждения организация».
Устав УНОВИС, печать с фирменным квадратом и даже счета арт-объединения с личной подписью Малевича. Все эти ценные артефакты хранятся в Витебском государственном архиве. Среди миллионов дел, а данные хранятся здесь, начиная с 17-го года прошлого века, нашлись неопровержимые доказательства: УНОВИС, используя современные термины, - юридическое лицо, по сути, партия в искусстве.
Живопись, доступная для всех - именно так позиционировал Малевич свой продукт времени.
Однако это вопрос вкуса - каждый, глядя на тот же «Черный квадрат», ловил себя на мысли, мол, и я так могу. Не всем дано быть первопроходцами с долей авантюризма.
Гипнотический дар Малевича побудил ни одну плеяду художников к творческим экспериментам. В фондах Национального художественного музея хранятся супрематические литографии Надежды Ходасевич-Леже. Еще до переезда в Париж училась в смоленских свободных мастерских - Свомас. По сути, филиал УНОВИСа.
Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник: «Именно в начале ХХ века сформировался совершенно новый тип творческой личности, которая способна изменить мир вокруг. Благодаря вот этой творческой личности любой человек способен что-то делать, создавать».
Шлейф УНОВИСа тянется по сей день. Витебский художник Александр Малей - один из семи участников арт-объединения «Квадрат». Правда, у него было семь сторон, столько участников. Преемники Малевича подняли новую волну и от соцреализма перешли к андеграунду. Сегодня Малей создает объектную живопись.
Детище Малевича давно приобрело черты глобального международного стиля. Красоту чистой формы продолжают воплощать современные авторы. Кроме дизайна и архитектуры, абстрактные рисунки не сходят с мировых подиумов. А это значит, Витебск - культурная столица мира.