У авангарда - белорусские корни

Мы на улице Октябрьской. Можно сказать, в самом сердце андеграундной культуры Минска. Это та самая индустриальная эстетика города, когда даже заводские стены становятся холстом для неформальной, но вполне легальной живописи. Вот так третий раз арт-фестиваль Vulica Brazil преобразил кирпичные фасады. Авторы из Южной Америки вместе с белорусскими граффитистами создали графические полотна и муралы. Один из монументальных рисунков, к слову, претендует на место в Книге рекордов Гиннесса. Площадь композиции - три с половиной квадратных километра. Увы, и это тоже часть чьей-то культуры или, скорее, ее отсутствия. Как видим, не всем экспериментальное искусство пришлось по вкусу. Что ж… всем не угодить. Впрочем, мы хотели бы сейчас поговорить о другом. Начало ХХ века. Уже тогда в моде было свободное творческое самовыражение в искусстве. И знаете, какой город задавал тон? Наш Витебск. Новаторы-супрематисты создавали чистое творчество. В большинстве случаев анонимно. А их эмблемой стал знаменитый на весь мир «Черный квадрат» Казимира Малевича. В белорусскую столицу авангарда отправилась наша коллега Нина Можейко. 1 мая 1920 года. Коммунистическим маршем шагают солдаты Красной армии. Красный цвет впоследствии станет не просто символом целой эпохи, но и ключевым цветом в палитре супрематизма. К слову, росписи по эскизам творческого объединения УНОВИС и стали декорациями праздника. А это уже наши дни. Цветоформы Казимира Малевича и Нины Коган спустя почти сто лет украсили городские маршруты. И вновь авангард собрал аншлаги. И все же брендированные трамваи сегодня для обывателя не в диковинку, а тогда, в начале ХХ века, в послереволюционное время, этот трамвай был отражением нового взгляда. Вот таким Малевич видел супрематизм вне живописи. Эта роспись сделана по его эскизу на стене здания, которое находится на пересечении улиц Ленина и Правды - нынешняя Шагала. Впрочем, и название уличной фрески напоминает советский лозунг «Смерть обоям». Совсем скоро улица Шагала станет музейным комплексом. И сейчас этот квартал - яркое супрематическое пятно города. Малоэтажные дома уже украшены в духе новаторских 20-х. А во дворе Витебского народного художественного училища свежий портрет Малевича. После революции особняк банкира Вишняка принял свободные художественные мастерские. Здание в стиле ампир выбил сам Марк Шагал. На тот момент комиссар по искусству Витебской губернии. Постройка чудом уцелела в годы Великой Отечественной. Однако советские стандарты не пощадили здание, где делали свои первые шаги утвердители нового искусства. Здесь был и техникум, и вычислительный центр, и даже поликлиника. Сегодня музей реконструируют в соответствии с оригинальным планом 1923 года. Практически завершены отделочные работы. Так, в комнате Шагала появились обои и дубовый паркет - не отличить от подлинных. Комната Малевича - смежная. Появилась даже дубовая лестница, любимое место духовного лидера УНОВИС, по сути, пьедестал для пылких перфомансов. Со второго этажа читается пол - знаменитый агитплакат Эля Лисицкого «Клином красным бей белых!». К слову, Лисицкий один из немногих, кто экспериментировал с супрематизмом в архитектуре. А в музейном дизайне увековечат последователей УНОВИС. За основу взяли акварельные эскизы - автор неизвестен. Анонимность была творческим кредо свободных художников. Татьяна Буевич, замдиректора Витебского государственного архива: «Это не было некое такое неформальное объединение художников, это была совершенно официально зарегистрированная, созданная на базе государственного учреждения организация». Устав УНОВИС, печать с фирменным квадратом и даже счета арт-объединения с личной подписью Малевича. Все эти ценные артефакты хранятся в Витебском государственном архиве. Среди миллионов дел, а данные хранятся здесь, начиная с 17-го года прошлого века, нашлись неопровержимые доказательства: УНОВИС, используя современные термины, - юридическое лицо, по сути, партия в искусстве. Живопись, доступная для всех - именно так позиционировал Малевич свой продукт времени. Однако это вопрос вкуса - каждый, глядя на тот же «Черный квадрат», ловил себя на мысли, мол, и я так могу. Не всем дано быть первопроходцами с долей авантюризма. Гипнотический дар Малевича побудил ни одну плеяду художников к творческим экспериментам. В фондах Национального художественного музея хранятся супрематические литографии Надежды Ходасевич-Леже. Еще до переезда в Париж училась в смоленских свободных мастерских - Свомас. По сути, филиал УНОВИСа. Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник: «Именно в начале ХХ века сформировался совершенно новый тип творческой личности, которая способна изменить мир вокруг. Благодаря вот этой творческой личности любой человек способен что-то делать, создавать». Шлейф УНОВИСа тянется по сей день. Витебский художник Александр Малей - один из семи участников арт-объединения «Квадрат». Правда, у него было семь сторон, столько участников. Преемники Малевича подняли новую волну и от соцреализма перешли к андеграунду. Сегодня Малей создает объектную живопись. Детище Малевича давно приобрело черты глобального международного стиля. Красоту чистой формы продолжают воплощать современные авторы. Кроме дизайна и архитектуры, абстрактные рисунки не сходят с мировых подиумов. А это значит, Витебск - культурная столица мира.
25.09.2016 21:42

Мы на улице Октябрьской. Можно сказать, в самом сердце андеграундной культуры Минска. Это та самая индустриальная эстетика города, когда даже заводские стены становятся холстом для неформальной, но вполне легальной живописи.

Вот так третий раз арт-фестиваль Vulica Brazil преобразил кирпичные фасады. Авторы из Южной Америки вместе с белорусскими граффитистами создали графические полотна и муралы. Один из монументальных рисунков, к слову, претендует на место в Книге рекордов Гиннесса. Площадь композиции - три с половиной квадратных километра.

Увы, и это тоже часть чьей-то культуры или, скорее, ее отсутствия. Как видим, не всем экспериментальное искусство пришлось по вкусу. Что ж… всем не угодить. Впрочем, мы хотели бы сейчас поговорить о другом. Начало ХХ века. Уже тогда в моде было свободное творческое самовыражение в искусстве. И знаете, какой город задавал тон? Наш Витебск.

Новаторы-супрематисты создавали чистое творчество. В большинстве случаев анонимно. А их эмблемой стал знаменитый на весь мир «Черный квадрат» Казимира Малевича. В белорусскую столицу авангарда отправилась наша коллега Нина Можейко.

1 мая 1920 года. Коммунистическим маршем шагают солдаты Красной армии. Красный цвет впоследствии станет не просто символом целой эпохи, но и ключевым цветом в палитре супрематизма. К слову, росписи по эскизам творческого объединения УНОВИС и стали декорациями праздника.

А это уже наши дни. Цветоформы Казимира Малевича и Нины Коган спустя почти сто лет украсили городские маршруты. И вновь авангард собрал аншлаги. И все же брендированные трамваи сегодня для обывателя не в диковинку, а тогда, в начале ХХ века, в послереволюционное время, этот трамвай был отражением нового взгляда.

Вот таким Малевич видел супрематизм вне живописи. Эта роспись сделана по его эскизу на стене здания, которое находится на пересечении улиц Ленина и Правды - нынешняя Шагала. Впрочем, и название уличной фрески напоминает советский лозунг «Смерть обоям».

Совсем скоро улица Шагала станет музейным комплексом. И сейчас этот квартал - яркое супрематическое пятно города. Малоэтажные дома уже украшены в духе новаторских 20-х. А во дворе Витебского народного художественного училища свежий портрет Малевича.

После революции особняк банкира Вишняка принял свободные художественные мастерские. Здание в стиле ампир выбил сам Марк Шагал. На тот момент комиссар по искусству Витебской губернии.

Постройка чудом уцелела в годы Великой Отечественной. Однако советские стандарты не пощадили здание, где делали свои первые шаги утвердители нового искусства. Здесь был и техникум, и вычислительный центр, и даже поликлиника. Сегодня музей реконструируют в соответствии с оригинальным планом 1923 года. Практически завершены отделочные работы. Так, в комнате Шагала появились обои и дубовый паркет - не отличить от подлинных.

Комната Малевича - смежная. Появилась даже дубовая лестница, любимое место духовного лидера УНОВИС, по сути, пьедестал для пылких перфомансов.

Со второго этажа читается пол - знаменитый агитплакат Эля Лисицкого «Клином красным бей белых!». К слову, Лисицкий один из немногих, кто экспериментировал с супрематизмом в архитектуре. А в музейном дизайне увековечат последователей УНОВИС. За основу взяли акварельные эскизы - автор неизвестен. Анонимность была творческим кредо свободных художников.

Татьяна Буевич, замдиректора Витебского государственного архива: «Это не было некое такое неформальное объединение художников, это была совершенно официально зарегистрированная, созданная на базе государственного учреждения организация».

Устав УНОВИС, печать с фирменным квадратом и даже счета арт-объединения с личной подписью Малевича. Все эти ценные артефакты хранятся в Витебском государственном архиве. Среди миллионов дел, а данные хранятся здесь, начиная с 17-го года прошлого века, нашлись неопровержимые доказательства: УНОВИС, используя современные термины, - юридическое лицо, по сути, партия в искусстве.

Живопись, доступная для всех - именно так позиционировал Малевич свой продукт времени.

Однако это вопрос вкуса - каждый, глядя на тот же «Черный квадрат», ловил себя на мысли, мол, и я так могу. Не всем дано быть первопроходцами с долей авантюризма.

Гипнотический дар Малевича побудил ни одну плеяду художников к творческим экспериментам. В фондах Национального художественного музея хранятся супрематические литографии Надежды Ходасевич-Леже. Еще до переезда в Париж училась в смоленских свободных мастерских - Свомас. По сути, филиал УНОВИСа.

Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник: «Именно в начале ХХ века сформировался совершенно новый тип творческой личности, которая способна изменить мир вокруг. Благодаря вот этой творческой личности любой человек способен что-то делать, создавать».

Шлейф УНОВИСа тянется по сей день. Витебский художник Александр Малей - один из семи участников арт-объединения «Квадрат». Правда, у него было семь сторон, столько участников. Преемники Малевича подняли новую волну и от соцреализма перешли к андеграунду. Сегодня Малей создает объектную живопись.

Детище Малевича давно приобрело черты глобального международного стиля. Красоту чистой формы продолжают воплощать современные авторы. Кроме дизайна и архитектуры, абстрактные рисунки не сходят с мировых подиумов. А это значит, Витебск - культурная столица мира.


Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =