Тростенец стал для всего мира символом мужества непобежденных народов

Июньским вечером на окраине Минска собрались минчане и гости столицы из ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы поклониться земле, в которой покоится пепел тысяч людей, сожженных нацистами. Память жертв геноцида увековечена в мемориальном комплексе "Тростенец". Еще год назад на улице Селицкого в Минске  было чистое поле и руины построек бывшего концлагеря. Активное строительство мемориала началось после посещения Тростенца Главой государства летом минувшего года. Все это время проект был на личном контроле Президента. Этого события в Беларуси и других странах ждали довольно  долго. Всего за год сделано почти невозможное. Благоустроена территория, где в период нацистской оккупации располагался концлагерь, появилась Дорога памяти, экспозиция… И, конечно, скульптурная композиция "Врата памяти". Тростенец - место, где живет память и боль. И во время церемонии открытия многие едва сдерживали слезы. Как работала машина истребления, кто вернулся из ада, и чьи имена еще ждут своего часа. Историческое расследование нашей программы. Рассказывает Нина Можейко. Так называемые лагеря смерти строили в живописных местах, скрытых от посторонних глаз рядом с лесным массивом. Как правило, нацисты выбирали маленькие населенные пункты, но самое главное условие - наличие железнодорожной ветки. На 200 га наладили всю необходимую инфраструктуру: от домика коменданта с подвалом для пыток до мельницы. Фундаменты этих построек восстановили на территории современного мемориала. Весной 1942-го деревня официально называлась "трудовым лагерем".  По факту же, поселение отличалось от образцовых Дахау  и Заксенхаузена лишь тем, что никакой учетности узников не вели. Им не присваивали номера, чтобы не вызывать подозрений. По нацистской легенде, все пребывали здесь временно. Эшелоны с сотнями депортированных приезжали в Малый Тростенец практически ежедневно. Эти тополя - ровесники  лагеря смерти. Так называемую Аллею Штрауха длиной в километр высадили по приказу главы фашистской службы безопасности Минска. "Путь в никуда" преодолевали отобранные для работ на территории лагеря депортированные евреи из Австрии, Чехии, Германии. Среди узников были и люди с советским гражданством: партизаны, подпольщики, военнопленные и просто местные жители. Однако их имена и фамилии так и останутся неизвестными. Из тысячи прибывших примерно сотня продлевала свою жизнь еще на 2-3 месяца - столько в среднем жили на территории лагеря. Немецкое командование вело жесткий отбор: на работы брали, как правило, молодых мужчин, способных выдерживать нагрузки. Ценили и профильных специалистов. В музее Великой Отечественной войны хранятся личные вещи, которые навсегда остались без хозяев. Жизненные портреты узников историки восстанавливают по крупицам. В доме, где некогда располагалось Минское гетто, сегодня историческая мастерская. Специалисты ищут новые зацепки в деле о Тростенце совместно с европейскими коллегами. 2 года назад на сайте мастерской создали двуязычный электронный архив, где размещены истории свидетелей фашистских преступлений: подробная анкета, фотографии и документы. А это уже современный Малый Тростенец. Находится в микрорайоне Шабаны неподалеку от Могилевского шоссе по улице Селицкого. На карте обозначены главные объекты мемориального комплекса: первая очередь мемориала (1), место сарая (2), в котором сожгли 6 с половиной тысяч мирных жителей, урочище Шашковка (3) - пункт уничтожения узников в кремационной яме-печи и Благовщина (4) - территория массовых расстрелов. Благовщина - вторая очередь мемориала. Отдельный эпизод и последний пункт в фашистском сценарии уничтожения человека. Здесь свой последний путь проходили люди разных национальностей и вероисповеданий. По приезду у обреченных забирали вещи и вели на расстрел. Отсеивали, как правило, женщин и детей. Это особое место до сих пор хранит личную историю каждого из убитых. Недалеко от территории, где располагаются 34 могилы-рва, родственники и близкие узников из Австрии, Германии, Чехии, Польши сделали природный мемориал - на деревьях разместили портреты погибших. Чтобы помнили. Галина Левина, главный архитектор творческой мастерской Л. М. Левина, дочь архитектора Леонида Левина: "Урочище Благовщина - это место особое, потому что, если у узников лагеря непосредственно был шанс на день, на два, на неделю жить, то Благовщина - это был последний момент жизни". Свой проект - вторую очередь комплекса "Тростенец" - архитекторы назвали "Парадоксом 20 века". Простреленный лик Богородицы с младенцем, перевернутый дом, дерево - эти предметы экстерьера установят на Дороге смерти. Восстановят и сценарий развития событий: посетители дойдут до площади Смерти, где жизнь депортированных обрывалась навсегда. Идея принадлежит разработчикам проекта, а также легендарному Леониду Левину, автору таких мемориалов, как Хатынь, Яма… Тростенец - первый мемориал всем концентрационным лагерям на территории Беларуси. Сегодня дело отца продолжает его дочь. Земляной крематорий остался лишь на фотографиях - урочище Шашковка также станет частью мемориала. Тела расстрелянных в Благовщине участники специальных зондергрупп в 1943-м выкапывали и сжигали в гигантской печи. Чтобы скрыться от посторонних глаз, территория кремационной ямы была обнесена трехметровым забором. Страшные свидетельства того времени хранятся в музее Великой Отечественной войны. К слову, это единственный государственный музей в нашей стране, который первым рассказал о преступлениях в Тростенце. Артефакты из лагеря смерти с первого дня работы музея находятся в постоянной экспозиции. Геноцид продолжался вплоть до освобождения Минска. Последнее преступление нацистов отняло у Беларуси еще шесть с половиной тысяч жизней. В бывшем колхозном сарае несколько суток расстреливали узников Тростенца, военнопленных, а также осужденных СД пособников партизан. Сегодня на месте сожженной вместе с людьми постройки стоит обелиск - ограда вокруг повторяет контуры сарая. 27-летнего Николая Ивановича Валахановича привезли в тюрьму на Володарского из деревни Негорелое Дзержинского района - бывшая западная граница СССР с Польшей. Дежурный по станции на оккупированной территории передавал сведения партизанам. Дочь Николая Ивановича детально воспроизводит события 70-летней давности, хоть и была ребенком. Семейные реликвии хранит и младший брат - тоже Валаханович. Документ из архива КГБ бережет - все-таки воспоминания отца. Он и Степанида Савинская - единственные, кому удалось избежать ужасной смерти в горящем сарае. Расстреливали в спины. Николаю Ивановичу повезло: пуля его не убила - прошла через глаз. На время потерял сознание: каратели решили, что мертв. Когда в сарай, заполненный людьми, вошли фашисты, и стало понятно: скоро расстрелы закончат и начнут сжигать тела - решил бежать. Почти день лежал во ржи, истекая кровью, а после, когда увидел, что немцы подожгли сарай и уехали, продолжил путь домой. На пути к дому перевязанного остановили немцы. Мужчина не растерялся, сказал,  что попал под бомбежку, идет к жене. Когда 4 июля на место пепелищ пришли следователи Чрезвычайной комиссии, среди журналистов был и публицист Илья Эренбург.  В своей статье он напишет: "Я видел полуобугленные тела — голову девочки, женское тело и сотни, сотни трупов. Я много видел в жизни, но не скрою — я не мог шелохнуться от горя и гнева...". Реквием для живых. В Беларуси нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная. За четыре года непрекращающихся кровопролитных боев в нашей стране погиб каждый третий. Монументальный "Тростенец" просто не мог не появиться на земле многострадального, но не сломленного народа. Собирательный образ и символ Великой Победы. Год назад на месте выросшего мемориала Глава государства заложил капсулу с посланием будущим поколениям. Символично, что в этот день Президент был вместе с младшим сыном. Своеобразная передача эстафеты памяти тем, кто не знает и не должен узнать ужасов войны. Центральный монумент комплекса - 10-метровые Врата памяти. Самая высокая бронзовая скульптура в стране - работа  Константина Костюченко. Здесь истощенные тела узников переплетаются с забором, такое композиционное решение символизирует невозможность выбраться из плена. А еще их силуэты напоминают деформировавшиеся от температуры и пуль листы жести в кремационных ямах. Более 200 тысяч жизней так и останутся навсегда за колючей проволокой "Тростенца". 
28.06.2015 21:00

Июньским вечером на окраине Минска собрались минчане и гости столицы из ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы поклониться земле, в которой покоится пепел тысяч людей, сожженных нацистами. Память жертв геноцида увековечена в мемориальном комплексе "Тростенец".

Еще год назад на улице Селицкого в Минске  было чистое поле и руины построек бывшего концлагеря. Активное строительство мемориала началось после посещения Тростенца Главой государства летом минувшего года. Все это время проект был на личном контроле Президента.

Этого события в Беларуси и других странах ждали довольно  долго. Всего за год сделано почти невозможное. Благоустроена территория, где в период нацистской оккупации располагался концлагерь, появилась Дорога памяти, экспозиция… И, конечно, скульптурная композиция "Врата памяти".

Тростенец - место, где живет память и боль. И во время церемонии открытия многие едва сдерживали слезы. Как работала машина истребления, кто вернулся из ада, и чьи имена еще ждут своего часа. Историческое расследование нашей программы.

Рассказывает Нина Можейко.

Так называемые лагеря смерти строили в живописных местах, скрытых от посторонних глаз рядом с лесным массивом. Как правило, нацисты выбирали маленькие населенные пункты, но самое главное условие - наличие железнодорожной ветки.

На 200 га наладили всю необходимую инфраструктуру: от домика коменданта с подвалом для пыток до мельницы. Фундаменты этих построек восстановили на территории современного мемориала. Весной 1942-го деревня официально называлась "трудовым лагерем".  По факту же, поселение отличалось от образцовых Дахау  и Заксенхаузена лишь тем, что никакой учетности узников не вели. Им не присваивали номера, чтобы не вызывать подозрений. По нацистской легенде, все пребывали здесь временно. Эшелоны с сотнями депортированных приезжали в Малый Тростенец практически ежедневно.

Эти тополя - ровесники  лагеря смерти. Так называемую Аллею Штрауха длиной в километр высадили по приказу главы фашистской службы безопасности Минска. "Путь в никуда" преодолевали отобранные для работ на территории лагеря депортированные евреи из Австрии, Чехии, Германии. Среди узников были и люди с советским гражданством: партизаны, подпольщики, военнопленные и просто местные жители. Однако их имена и фамилии так и останутся неизвестными.

Из тысячи прибывших примерно сотня продлевала свою жизнь еще на 2-3 месяца - столько в среднем жили на территории лагеря. Немецкое командование вело жесткий отбор: на работы брали, как правило, молодых мужчин, способных выдерживать нагрузки. Ценили и профильных специалистов. В музее Великой Отечественной войны хранятся личные вещи, которые навсегда остались без хозяев.

Жизненные портреты узников историки восстанавливают по крупицам. В доме, где некогда располагалось Минское гетто, сегодня историческая мастерская. Специалисты ищут новые зацепки в деле о Тростенце совместно с европейскими коллегами. 2 года назад на сайте мастерской создали двуязычный электронный архив, где размещены истории свидетелей фашистских преступлений: подробная анкета, фотографии и документы.

А это уже современный Малый Тростенец. Находится в микрорайоне Шабаны неподалеку от Могилевского шоссе по улице Селицкого. На карте обозначены главные объекты мемориального комплекса: первая очередь мемориала (1), место сарая (2), в котором сожгли 6 с половиной тысяч мирных жителей, урочище Шашковка (3) - пункт уничтожения узников в кремационной яме-печи и Благовщина (4) - территория массовых расстрелов.

Благовщина - вторая очередь мемориала. Отдельный эпизод и последний пункт в фашистском сценарии уничтожения человека. Здесь свой последний путь проходили люди разных национальностей и вероисповеданий. По приезду у обреченных забирали вещи и вели на расстрел.

Отсеивали, как правило, женщин и детей. Это особое место до сих пор хранит личную историю каждого из убитых. Недалеко от территории, где располагаются 34 могилы-рва, родственники и близкие узников из Австрии, Германии, Чехии, Польши сделали природный мемориал - на деревьях разместили портреты погибших. Чтобы помнили.

Галина Левина, главный архитектор творческой мастерской Л. М. Левина, дочь архитектора Леонида Левина: "Урочище Благовщина - это место особое, потому что, если у узников лагеря непосредственно был шанс на день, на два, на неделю жить, то Благовщина - это был последний момент жизни".

Свой проект - вторую очередь комплекса "Тростенец" - архитекторы назвали "Парадоксом 20 века". Простреленный лик Богородицы с младенцем, перевернутый дом, дерево - эти предметы экстерьера установят на Дороге смерти. Восстановят и сценарий развития событий: посетители дойдут до площади Смерти, где жизнь депортированных обрывалась навсегда. Идея принадлежит разработчикам проекта, а также легендарному Леониду Левину, автору таких мемориалов, как Хатынь, Яма… Тростенец - первый мемориал всем концентрационным лагерям на территории Беларуси. Сегодня дело отца продолжает его дочь.

Земляной крематорий остался лишь на фотографиях - урочище Шашковка также станет частью мемориала. Тела расстрелянных в Благовщине участники специальных зондергрупп в 1943-м выкапывали и сжигали в гигантской печи.

Чтобы скрыться от посторонних глаз, территория кремационной ямы была обнесена трехметровым забором. Страшные свидетельства того времени хранятся в музее Великой Отечественной войны. К слову, это единственный государственный музей в нашей стране, который первым рассказал о преступлениях в Тростенце. Артефакты из лагеря смерти с первого дня работы музея находятся в постоянной экспозиции.

Геноцид продолжался вплоть до освобождения Минска. Последнее преступление нацистов отняло у Беларуси еще шесть с половиной тысяч жизней.

В бывшем колхозном сарае несколько суток расстреливали узников Тростенца, военнопленных, а также осужденных СД пособников партизан. Сегодня на месте сожженной вместе с людьми постройки стоит обелиск - ограда вокруг повторяет контуры сарая.

27-летнего Николая Ивановича Валахановича привезли в тюрьму на Володарского из деревни Негорелое Дзержинского района - бывшая западная граница СССР с Польшей. Дежурный по станции на оккупированной территории передавал сведения партизанам. Дочь Николая Ивановича детально воспроизводит события 70-летней давности, хоть и была ребенком.

Семейные реликвии хранит и младший брат - тоже Валаханович. Документ из архива КГБ бережет - все-таки воспоминания отца. Он и Степанида Савинская - единственные, кому удалось избежать ужасной смерти в горящем сарае.

Расстреливали в спины. Николаю Ивановичу повезло: пуля его не убила - прошла через глаз. На время потерял сознание: каратели решили, что мертв. Когда в сарай, заполненный людьми, вошли фашисты, и стало понятно: скоро расстрелы закончат и начнут сжигать тела - решил бежать. Почти день лежал во ржи, истекая кровью, а после, когда увидел, что немцы подожгли сарай и уехали, продолжил путь домой.

На пути к дому перевязанного остановили немцы. Мужчина не растерялся, сказал,  что попал под бомбежку, идет к жене.

Когда 4 июля на место пепелищ пришли следователи Чрезвычайной комиссии, среди журналистов был и публицист Илья Эренбург.  В своей статье он напишет: "Я видел полуобугленные тела — голову девочки, женское тело и сотни, сотни трупов. Я много видел в жизни, но не скрою — я не мог шелохнуться от горя и гнева...".
Реквием для живых. В Беларуси нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная. За четыре года непрекращающихся кровопролитных боев в нашей стране погиб каждый третий. Монументальный "Тростенец" просто не мог не появиться на земле многострадального, но не сломленного народа. Собирательный образ и символ Великой Победы.

Год назад на месте выросшего мемориала Глава государства заложил капсулу с посланием будущим поколениям. Символично, что в этот день Президент был вместе с младшим сыном. Своеобразная передача эстафеты памяти тем, кто не знает и не должен узнать ужасов войны.

Центральный монумент комплекса - 10-метровые Врата памяти. Самая высокая бронзовая скульптура в стране - работа  Константина Костюченко. Здесь истощенные тела узников переплетаются с забором, такое композиционное решение символизирует невозможность выбраться из плена. А еще их силуэты напоминают деформировавшиеся от температуры и пуль листы жести в кремационных ямах. Более 200 тысяч жизней так и останутся навсегда за колючей проволокой "Тростенца". 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =