Одно из самых громких дел и одна из самых непростых задач – заставить «Аиста» снова взлететь. Скандал на одном из самых известных в СНГ заводов. Задержание руководства Мотовело.
Ущерб - в особо крупном размере. Проблемы у предприятия – колоссальные. И теперь ими займется бывший мэр столицы Николай Ладутько. Уже подсчитали, что на возрождение «Аиста» потребуется 5 лет и 10 миллионов долларов.
Специально для "Главного эфира" корреспондент программы «Зона Х» Александр Смирнов восстановил картину падения и вместе со специалистами представил план возрождения знаменитого промышленного бренда.
В долгах как в шелках – это как раз про Мотовело. Бывший флагман вело- и мотостроения оказался в глубокой финансовой яме. Как раз после того, как удержать на плаву завод взялась австрийская фирма "Атек". В 2007 году Мотовело досталось инвесторам на льготной основе. К 2012 году владельцы обещали наладить выпуск 500 тысяч велосипедов и 30 тысяч мотоциклов в год. Но бизнес-план рухнул.
20 миллионов долларов Мотовело должно Белинвестбанку в качестве кредита. 80% производственных площадей заложены под обязательство фирм, вообще не связанных с предприятием. Выпуск продукции в 50 раз ниже точки безубыточности. Таковы промежуточные результаты то ли неудачного маркетинга, то ли неумелого управления.
С момента, когда Мотовело перешло австрийской компании "Атек", число работников сократилось в 6 раз – до 400 человек. Из 3000 станков 2 тысячи продали: кому и по каким ценам - не известно. Задача у нового руководства завода не из легких.
Каждые выходные в столице собирается неофициальный клуб любителей мотоциклов марки "Минск". Их философия – путешествия, а направления и расстояния не знают границ.
Светлана катается на "Минске" третий сезон, ни разу о выборе не пожалела. В свободное от хобби время работает аналитиком. Признается, что со свойственным ее складу ума расчетом выбор марки продумывала не один раз.
Идейный вдохновитель и основатель клуба – бывший работник Мотовело. Сообщество образовалось как раз 8 лет назад. Говорит, что главный плюс мотоцикла в том, что он ездит, а не стоит в гараже, пока его хозяин ищет подходящие для ремонта детали.
Денис признается, что торговать продукцией Мотовело в его магазине решились только в этом сезоне. Хотя торговая точка специализируется на автозапчастях, положительный результат есть, то есть бренды "Минск" и "Аист", несмотря на многолетние пертурбации на заводе, работают до сих пор.
Много техники столичного завода продается и в Интернете. Отзывы разные, больше положительных, но главное, что они есть. Предпочтения любителей велопрогулок и спорта в целом отправляемся выяснять на свежий воздух.
Человек в костюме и галстуке за рулем велосипеда для белорусских городов давно не экзотика. В хорошую погоду на двухколесный транспорт пересаживаются все, кому не лень, и кому лень, но надо следить за здоровьем. И стар и млад, и девушки и парни, и спортсмены и бизнесмены – каждый в велосипеде находит для себя что-то полезное. Я, например, пишу стендап. А есть и те, кто дорогу на работу прокладывает по велодорожке. Например, в столице к концу года общая протяженность велодорожек достигнет 500 километров. А маршруты доступны почти в каждой части города.
Беларусь не отстает ни от мировых тенденций на экоотдых, ни от финансового кризиса. Профессионалы связывают спад продаж именно с общими экономическими затруднениями. Однако, по словам бизнесменов, у Мотовело корни проблемы заложены совершенно в другом.
А это уже другая сторона медали. Засилье белорусского рынка дешевыми марками велосипедов - темная сторона Луны, если хотите. Ведь речь идет о сером бизнесе. Николай Ладутько признался, что уже обратился в Госстандарт, чтобы ввести так называемую ввозную марку. Аналогичные меры принимали, к примеру, к обуви. Введение акциза значительно подпортит жизнь нелегалам, а честному бизнесу позволит дышать свободнее.
Свой бизнес на велосипедах делает и преступный мир. Ажиотаж на повальном хобби подчеркивает неуклонно растущая в негативном ключе статистика. С каждым годом краж двухколесного транспорта становится все больше, а способы все более ухищренными.
Что же касается вредителей с Мотовело, то их делом занимаются следователи КГБ. В это время на заводе идет техническое перевооружение. 5 лет, 10 миллионов долларов и выверенный маркетинг. На заводе уже заканчивается формирование программы инженерного дооснащения предприятия для вывода его из кризиса.
Сейчас новое руководство завода разрабатывает бизнес-план с расчетом на 5 лет. Необходимо просчитать все риски и определить направления, вложения в которые будут оправданы. В первую очередь необходимо восстановить рынки сбыта на всех прежних территориях, в том числе, в Беларуси. Насколько сильным потрясением для бизнеса станет введение ввозной марки, покажет только следующий велосезон.