Почему коллекционеры боятся публичности

Национальная идея не может рассматриваться в отрыве от прошлого, от того, что сделано руками тех, кто был до нас. Особенно если речь идет о произведениях искусства. Вот пример. Совсем недавно прозвучала настоящая художественная сенсация. В Полоцке обнаружен и впервые представлен публике холст легендарного белорусского живописца Ивана Хруцкого. А получилось все случайно. Музейщики наткнулись на портрет Адама Мицкевича, когда пересматривали картины правнучки великого мастера Ядвиги Мацеевской. Именно благодаря ее собранию в государственном фонде теперь на один шедевр больше. Впрочем, коллекционеры уже давно стали настоящими серыми кардиналами выставочного дела. Благодаря им на родину возвращаются ценности национального масштаба. Почему собиратели искусства боятся публичности, как можно попасть на деньги в поисках прекрасного - в репортаже Инны Пилевич. Присесть на XVIII век и достать из полки Бронзовый. Художник и реставратор Игорь Сурмачевский буквально живет в музее. Каждый угол его квартиры забит ценными предметами старины. Иконы, картины, скульптуры, посуда, пояса на манер слуцких - их объединяет принадлежность к белорусской истории. С 1977 года собрал около 3 000 предметов. Обычно они хотят быть в тени своей коллекции. Скрывают страсть к собирательству и предпочитают остаться неизвестными. Впустить съемочную группу в свои фонды для каждого из героев этого сюжета - огромная опасность. Хотя бы по причине того, что коллекционеры всегда рискуют стать жертвой преступников. Представитель художественной династии Игорь Бархатков, можно сказать, родился коллекционером. Его первое собрание состояло из работ отца и брата. Сам же скупать картины начал в 90-е. В кризисный момент развала Советского Союза картины белорусских художников оказывались на помойках или распродавались за бесценок. Мастерские атаковали зарубежные коллекционеры, которые сотнями скупали и вывозили за границу шедевры соцреализма. Бархатков решил своими силами спасать национальное достояние. Тогда же и сформировался круг первых профессиональных коллекционеров уже независимой Беларуси. Появление спроса на соцреализм повлекло за собой повышение цен на картины. Скупив избранное, Игорь Бархатков остановился, теперь он коллекционер в завязке. В поисках прекрасного легко попасться на деньги. Главное оружие собирателей - собственные знания. Можно обратиться за помощью к профессиональным дистрибьюторам. Но даже авторитетное имя не является страховкой. Так в Минске на торгах аукционного дома картина Марка Шагала "Петух" была продана за 650 тысяч долларов. А внучка художника Мерет Мейер назвала эту работу "ужасной фальшивкой". Впрочем, даже "Сотбис" дает гарантию на подлинность произведения искусства всего на два года. Пока лакмусовой бумажкой в деле искусства в нашей стране остаются музейщики. Они не только проводят экспертизы, но и способствуют процессу закупки для государственных фондов. Только благодаря частным коллекционерам были обставлены разграбленные во время войн Мирский и Несвижский замки. Не только продают, но и предоставляют для экспонирования. В последнее время коллекционеры объединяют свои собрания в тематические выставки. Они показывают то, что в свое время были не в силах закупить государственные музеи. К примеру, полотна пусть и не народных, но от этого не менее талантливых художников. 4 года назад меценаты выступили с идеей открыть музей частных коллекций. Пока проект все еще в планах. Первыми экспонатами должны стать работы Шагала, Кикоина, Сутина, Цадкина, которые вернулись на родину благодаря частной инициативе. Коллекционеры за свои средства проводят экспертизы на подлинность произведений и обеспечивают охрану собраний. Государство понимает весомость частных фондов. И все же при желании показать свои экспонаты за рубежом необходимо соблюдать определенные правила. При вывозе за границу коллекцию стоит зарегистрировать. Иначе рискуете навсегда оставить собственный фонд на таможне. Государственные музеи по-прежнему не рассекречивают имена коллекционеров, благодаря которым пополняют свои фонды. Кто знает, может в закромах белорусских частников находятся ценности, о которых ходят легенды, а в стенах хрущевки прячется респектабельный дворцовый интерьер. 
12.06.2016 21:21

Национальная идея не может рассматриваться в отрыве от прошлого, от того, что сделано руками тех, кто был до нас. Особенно если речь идет о произведениях искусства. Вот пример. Совсем недавно прозвучала настоящая художественная сенсация. В Полоцке обнаружен и впервые представлен публике холст легендарного белорусского живописца Ивана Хруцкого. А получилось все случайно. Музейщики наткнулись на портрет Адама Мицкевича, когда пересматривали картины правнучки великого мастера Ядвиги Мацеевской. Именно благодаря ее собранию в государственном фонде теперь на один шедевр больше.

Впрочем, коллекционеры уже давно стали настоящими серыми кардиналами выставочного дела. Благодаря им на родину возвращаются ценности национального масштаба. Почему собиратели искусства боятся публичности, как можно попасть на деньги в поисках прекрасного - в репортаже Инны Пилевич.

Присесть на XVIII век и достать из полки Бронзовый. Художник и реставратор Игорь Сурмачевский буквально живет в музее. Каждый угол его квартиры забит ценными предметами старины. Иконы, картины, скульптуры, посуда, пояса на манер слуцких - их объединяет принадлежность к белорусской истории. С 1977 года собрал около 3 000 предметов.

Обычно они хотят быть в тени своей коллекции. Скрывают страсть к собирательству и предпочитают остаться неизвестными. Впустить съемочную группу в свои фонды для каждого из героев этого сюжета - огромная опасность. Хотя бы по причине того, что коллекционеры всегда рискуют стать жертвой преступников.

Представитель художественной династии Игорь Бархатков, можно сказать, родился коллекционером. Его первое собрание состояло из работ отца и брата. Сам же скупать картины начал в 90-е. В кризисный момент развала Советского Союза картины белорусских художников оказывались на помойках или распродавались за бесценок. Мастерские атаковали зарубежные коллекционеры, которые сотнями скупали и вывозили за границу шедевры соцреализма. Бархатков решил своими силами спасать национальное достояние.

Тогда же и сформировался круг первых профессиональных коллекционеров уже независимой Беларуси. Появление спроса на соцреализм повлекло за собой повышение цен на картины. Скупив избранное, Игорь Бархатков остановился, теперь он коллекционер в завязке.

В поисках прекрасного легко попасться на деньги. Главное оружие собирателей - собственные знания. Можно обратиться за помощью к профессиональным дистрибьюторам. Но даже авторитетное имя не является страховкой. Так в Минске на торгах аукционного дома картина Марка Шагала "Петух" была продана за 650 тысяч долларов. А внучка художника Мерет Мейер назвала эту работу "ужасной фальшивкой". Впрочем, даже "Сотбис" дает гарантию на подлинность произведения искусства всего на два года.

Пока лакмусовой бумажкой в деле искусства в нашей стране остаются музейщики. Они не только проводят экспертизы, но и способствуют процессу закупки для государственных фондов. Только благодаря частным коллекционерам были обставлены разграбленные во время войн Мирский и Несвижский замки.

Не только продают, но и предоставляют для экспонирования. В последнее время коллекционеры объединяют свои собрания в тематические выставки. Они показывают то, что в свое время были не в силах закупить государственные музеи. К примеру, полотна пусть и не народных, но от этого не менее талантливых художников.

4 года назад меценаты выступили с идеей открыть музей частных коллекций. Пока проект все еще в планах. Первыми экспонатами должны стать работы Шагала, Кикоина, Сутина, Цадкина, которые вернулись на родину благодаря частной инициативе.

Коллекционеры за свои средства проводят экспертизы на подлинность произведений и обеспечивают охрану собраний. Государство понимает весомость частных фондов. И все же при желании показать свои экспонаты за рубежом необходимо соблюдать определенные правила. При вывозе за границу коллекцию стоит зарегистрировать. Иначе рискуете навсегда оставить собственный фонд на таможне.

Государственные музеи по-прежнему не рассекречивают имена коллекционеров, благодаря которым пополняют свои фонды.

Кто знает, может в закромах белорусских частников находятся ценности, о которых ходят легенды, а в стенах хрущевки прячется респектабельный дворцовый интерьер. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =