Парламентская ассамблея ОБСЕ - почти ровесница белорусского суверенитета

Ежегодная летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Это важнейшее событие года для организации и главный инкубатор инициатив для полусотни национальных парламентов планеты. Вообще Парламентская ассамблея ОБСЕ - почти ровесница белорусского суверенитета. Ведет свой отсчет с 1991 года. Четверть века назад в Будапеште состоялась первая сессия депутатского пула. С тех пор, как и белорусская независимость, ассамблея крепла и набирала вес. Сегодня в нее входят народные избранники 57 государств планеты. Причем не только Европы, но и Северной Америки - США и Канады. Главный, как модно говорить, функционал ассамблеи - это политика и безопасность; экономика, наука и экология; наконец, демократия, права человека и гуманитарное измерение. Забегая вперед, скажем, что после минского саммита в приоритеты вынесли суперактуальные миграцию и терроризм. Сила и слабость ассамблеи идут рука об руку. 57 стран - 57 позиций. С одной стороны любое решение и инициатива эхом разносится по парламентам и правительствам целого континента. С другой, примирить точки зрения бывает просто невозможно. Отсюда и периодические скандалы. Ассамблея имеет серьезное влияние на Европарламент и Еврокомиссию. На основе ее резолюций часто формируется повестка ведущих мировых институтов - например, ООН. Но резолюции - это рекомендации, а с учетом падения популярности евроинтеграции среди простых граждан падает и их значение. За свою историю у ассамблеи были как крупные победы - например, сравнительно мягкий выход из эпохи холодной войны, - так и крупные поражения: нынешнее противостояние Востока и Запада сравнивают именно с теми заморозками. Ассамблею и ОБСЕ в целом порой заслуженно критикуют за политизацию прав человека, но надо отдать должное, парламентарии раскритиковали выборы и степень свободы и законности даже в Соединенных Штатах. Если обобщить, ассамблея - как зеркало европейского парламентаризма. Чтобы его критиковать, сначала стоит хотя бы протереть пыль из штампов и клише времен холодной войны. А чтобы отражение и вовсе пришлось по душе, надо поработать над политическими и социальными проблемами того, кто в это зеркало заглядывает. Отражение Беларуси, ее инициатив, организаторского мастерства и реноме за большую политическую неделю собрал Андрей Кривошеев. 1 августа 1975 в Хельсинки мир решил покончить с холодной войной. Через 15 лет на руинах советской системы Европа решила, что ее ледниковый период закончен. Спустя еще четверть века оказалось: слухи о кончине эпохи борьбы систем, гонки вооружений и локальных конфликтов исподтишка сильно преувеличены. Наша Европа наступила на грабли рукотворной фрагментации. Поставив на карту жизни трех поколений после «Хельсинки-1». Миру нужна новая глобальная сделка. Новый формат безопасности и сотрудничества. И кому, как не ОБСЕ, одноименной организации, заявить такой формат. В парламентском измерении. В Минске. Глава парламентского измерения ОБСЕ сделала ставку на Минск. Здесь успех “нормандского формата” - как, увы, редкий образец успеха дипломатии европейской. Плюс белорусская столица - это и Запад, и Восток в одном компактном, спокойном и прагматичном европейском государстве. Редкое сочетание. Хотя цветы для Кристин Муттонен от Президента были все же белорусские. На этой встрече премьерное обсуждение белорусских инициатив для ОБСЕ. Они, по сути, - реформа. Излечение авторитетного, масштабного, но, увы, больного нерешительностью инструмента европейской политики. Первая реакция на инициативы - тут же в холле Дворца Независимости, еще до пленарного заседания. Генсек Ассамблеи признает, что Беларусь ставит верный диагноз. От Дворца Независимости до выставочного комплекса, первой площадки саммита, всего несколько сотен шагов. Но от обретения формального суверенитета до утверждения независимой и уважаемой позиции в европейских раскладах - целых 25 лет. Беларусь прошла их уверенно и с достоинством, как прошли главные спикеры до главной парламентской трибуны континента. Для Беларуси самый авторитетный парламентский форум в Евроатлантике и Евразии - это вклад в реальный суверенитет и имидж государства. Саммит делает невозможным откат к прохладным отношениям с Евросоюзом. Если просто: любой депутат, поработав с белорусскими коллегами, не будучи ангажированным, становится нашим другом. Четыре сотни новых друзей в парламентах Америки, Европы и Азии - самый очевидный результат недели. На первой же пленарной сессии о самом остром и наболевшем. Позиция Президента Беларуси: наша Европа на роковом распутье. Бездействие губительно. Политикам следует не идти на поводу чужой повестки, а бежать, обгоняя вызовы и угрозы хотя бы на шаг. И начать с себя - хотя бы принять устав ОБСЕ и единые правила игры. Второй концепт от Президента: отказ от враждующих блоков в пользу интеграции интеграций. ОБСЕ должна стать «клеем» для двух союзов - Евразийского и Европейского плюс Азия, начиная с Китая. Если шире, Европе нужно расставить приоритеты - сначала раздавить терроризм, спасти беженцев, остановить бесконтрольную миграцию, а уж потом мерятся демократиями. Миру нужен новый стандарт, новый договор, новая архитектура развития и доверия. Президент предлагает Хельсинки-2. Атмосферу Минска и дух Хельсинки нужно вложить в будущее европейской политики. Это позиция и главы Парламентской ассамблеи, и крупнейших делегаций и наблюдателей, среди которых Объединенные Нации. Кристин Муттонен, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ: «Беларусь занимает особое место в Европе как географически, так и политически. Всем хорошо известна работа Беларуси в международном сообществе. Белорусская делегация в нашей Ассамблее действует очень активно и вовлечено. Минск в течение десятилетий признается как место работы международной дипломатии и урегулирования конфликтов. По сути Минск - это синоним усилий по достижению мира. Как сказал Президент Беларуси, мы должны действовать в духе Хельсинки, чтобы отвести Европу от опасного края, преодолеть ксенофобию, разногласия между Востоком и Западом, чтобы остановить новую гонку вооружений. Может быть, мы не добьемся всего и сразу, но мы заложим фундамент для полноценного сотрудничества». Третья из ключевых инициатив белорусского лидера - правительственное измерение сотрудничества. Президенты, канцлеры и премьеры ОБСЕ должны встретиться и начертить контуры будущего общей Европы. Парламентарии - пролоббировать такую встречу. Представитель исполнительной власти, к которой обратился Президент, реагирует. Себастьян Курц, действующий председатель ОБСЕ и министр иностранных дел Австрии, за сильную ОБСЕ. Об этом и с трибуны Ассамблеи, и в личном обстоятельном диалоге с Александром Лукашенко. Есть у минского формата ОБСЕ и практический результат. Парламентарии поддержали ключевую резолюцию Беларуси по борьбе с психоактивными веществами (спайсами). Спайсы убивают на всем пространстве ОБСЕ, и Беларусь нашла этот нерв современного мира, предложив четкий план действий и свой опыт борьбы. Борьба с современным рабством и работорговлей - еще один реальный вклад Беларуси в безопасность Евроатлантики и Евразии. Официальный Минск бьется с трафикингом на площадке Объединенных Наций уже 15 лет. Не без успеха. В том числе благодаря нашим усилиям спасены сотни тысяч жизней. Сегодня основное поле боя - Южная Европа. Ей адресована поддержка Беларуси. Антитеррор - в Минске создан постоянный комитет Ассамблеи по противодействую этой мировой угрозе. Да, депутаты не силовики, но их вклад - правовые рамки и координация усилий. Ведь минимум половину недавних терактов в Европе и Америке можно было предотвратить, вовремя поделившись информацией. Так было в Бельгии и Франции, США и России, Израиле и Турции. Подводя итоги минского формата ОБСЕ, парламентарии скажут: сегодня Беларусь без ложной скромности не просто кирпичик в центральном фасаде, а один из архитекторов будущего Европы. Роберто Монтелла, Генеральный секретарь Парламентской ассамблеи ОБСЕ: «Я хотел бы поздравить белорусские власти, парламент, правительство с прекрасным уровнем организации встречи. Все делегаты остались очень довольны. Для вас прекрасная возможность показать, как в стране идут дела. Для делегатов же - отличный шанс увидеть это своими глазами. Также отмечу очень удачный выбор повестки - укрепление взаимного доверия. Это очень актуально для региона ОБСЕ. Минские встречи и есть движение в этом направлении. Вообще Минск становится центром международной дипломатии, как в случае с украинским кризисом и группой по Нагорному Карабаху. Минск сегодня без преувеличения - перекресток международной политики». Быть в эпицентре переустройства Европы, быть архитектором - нелегкий труд и колоссальная ответственность. Но как неоднократно подчеркивал Президент: мы ощущаем Европу как свой дом, а свой дом белорусы привыкли и умеют строить своими руками. Начиная с фундамента - доверия и безопасности, которые на неделе накрепко вмуровали в европейскую политику на минском саммите Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
09.07.2017 21:11

Ежегодная летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Это важнейшее событие года для организации и главный инкубатор инициатив для полусотни национальных парламентов планеты.

Вообще Парламентская ассамблея ОБСЕ - почти ровесница белорусского суверенитета. Ведет свой отсчет с 1991 года. Четверть века назад в Будапеште состоялась первая сессия депутатского пула. С тех пор, как и белорусская независимость, ассамблея крепла и набирала вес. Сегодня в нее входят народные избранники 57 государств планеты. Причем не только Европы, но и Северной Америки - США и Канады.

Главный, как модно говорить, функционал ассамблеи - это политика и безопасность; экономика, наука и экология; наконец, демократия, права человека и гуманитарное измерение. Забегая вперед, скажем, что после минского саммита в приоритеты вынесли суперактуальные миграцию и терроризм.

Сила и слабость ассамблеи идут рука об руку. 57 стран - 57 позиций. С одной стороны любое решение и инициатива эхом разносится по парламентам и правительствам целого континента.

С другой, примирить точки зрения бывает просто невозможно. Отсюда и периодические скандалы.

Ассамблея имеет серьезное влияние на Европарламент и Еврокомиссию. На основе ее резолюций часто формируется повестка ведущих мировых институтов - например, ООН. Но резолюции - это рекомендации, а с учетом падения популярности евроинтеграции среди простых граждан падает и их значение.

За свою историю у ассамблеи были как крупные победы - например, сравнительно мягкий выход из эпохи холодной войны, - так и крупные поражения: нынешнее противостояние Востока и Запада сравнивают именно с теми заморозками.

Ассамблею и ОБСЕ в целом порой заслуженно критикуют за политизацию прав человека, но надо отдать должное, парламентарии раскритиковали выборы и степень свободы и законности даже в Соединенных Штатах.

Если обобщить, ассамблея - как зеркало европейского парламентаризма. Чтобы его критиковать, сначала стоит хотя бы протереть пыль из штампов и клише времен холодной войны. А чтобы отражение и вовсе пришлось по душе, надо поработать над политическими и социальными проблемами того, кто в это зеркало заглядывает.

Отражение Беларуси, ее инициатив, организаторского мастерства и реноме за большую политическую неделю собрал Андрей Кривошеев. 1 августа 1975 в Хельсинки мир решил покончить с холодной войной. Через 15 лет на руинах советской системы Европа решила, что ее ледниковый период закончен. Спустя еще четверть века оказалось: слухи о кончине эпохи борьбы систем, гонки вооружений и локальных конфликтов исподтишка сильно преувеличены. Наша Европа наступила на грабли рукотворной фрагментации. Поставив на карту жизни трех поколений после «Хельсинки-1».

Миру нужна новая глобальная сделка. Новый формат безопасности и сотрудничества. И кому, как не ОБСЕ, одноименной организации, заявить такой формат. В парламентском измерении. В Минске.

Глава парламентского измерения ОБСЕ сделала ставку на Минск. Здесь успех “нормандского формата” - как, увы, редкий образец успеха дипломатии европейской. Плюс белорусская столица - это и Запад, и Восток в одном компактном, спокойном и прагматичном европейском государстве. Редкое сочетание. Хотя цветы для Кристин Муттонен от Президента были все же белорусские.

На этой встрече премьерное обсуждение белорусских инициатив для ОБСЕ. Они, по сути, - реформа. Излечение авторитетного, масштабного, но, увы, больного нерешительностью инструмента европейской политики.

Первая реакция на инициативы - тут же в холле Дворца Независимости, еще до пленарного заседания. Генсек Ассамблеи признает, что Беларусь ставит верный диагноз.

От Дворца Независимости до выставочного комплекса, первой площадки саммита, всего несколько сотен шагов. Но от обретения формального суверенитета до утверждения независимой и уважаемой позиции в европейских раскладах - целых 25 лет. Беларусь прошла их уверенно и с достоинством, как прошли главные спикеры до главной парламентской трибуны континента.

Для Беларуси самый авторитетный парламентский форум в Евроатлантике и Евразии - это вклад в реальный суверенитет и имидж государства. Саммит делает невозможным откат к прохладным отношениям с Евросоюзом. Если просто: любой депутат, поработав с белорусскими коллегами, не будучи ангажированным, становится нашим другом. Четыре сотни новых друзей в парламентах Америки, Европы и Азии - самый очевидный результат недели.

На первой же пленарной сессии о самом остром и наболевшем. Позиция Президента Беларуси: наша Европа на роковом распутье. Бездействие губительно. Политикам следует не идти на поводу чужой повестки, а бежать, обгоняя вызовы и угрозы хотя бы на шаг. И начать с себя - хотя бы принять устав ОБСЕ и единые правила игры.

Второй концепт от Президента: отказ от враждующих блоков в пользу интеграции интеграций. ОБСЕ должна стать «клеем» для двух союзов - Евразийского и Европейского плюс Азия, начиная с Китая.

Если шире, Европе нужно расставить приоритеты - сначала раздавить терроризм, спасти беженцев, остановить бесконтрольную миграцию, а уж потом мерятся демократиями. Миру нужен новый стандарт, новый договор, новая архитектура развития и доверия. Президент предлагает Хельсинки-2.

Атмосферу Минска и дух Хельсинки нужно вложить в будущее европейской политики. Это позиция и главы Парламентской ассамблеи, и крупнейших делегаций и наблюдателей, среди которых Объединенные Нации.

Кристин Муттонен, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ: «Беларусь занимает особое место в Европе как географически, так и политически. Всем хорошо известна работа Беларуси в международном сообществе. Белорусская делегация в нашей Ассамблее действует очень активно и вовлечено. Минск в течение десятилетий признается как место работы международной дипломатии и урегулирования конфликтов. По сути Минск - это синоним усилий по достижению мира. Как сказал Президент Беларуси, мы должны действовать в духе Хельсинки, чтобы отвести Европу от опасного края, преодолеть ксенофобию, разногласия между Востоком и Западом, чтобы остановить новую гонку вооружений. Может быть, мы не добьемся всего и сразу, но мы заложим фундамент для полноценного сотрудничества».

Третья из ключевых инициатив белорусского лидера - правительственное измерение сотрудничества. Президенты, канцлеры и премьеры ОБСЕ должны встретиться и начертить контуры будущего общей Европы. Парламентарии - пролоббировать такую встречу.

Представитель исполнительной власти, к которой обратился Президент, реагирует. Себастьян Курц, действующий председатель ОБСЕ и министр иностранных дел Австрии, за сильную ОБСЕ. Об этом и с трибуны Ассамблеи, и в личном обстоятельном диалоге с Александром Лукашенко.

Есть у минского формата ОБСЕ и практический результат. Парламентарии поддержали ключевую резолюцию Беларуси по борьбе с психоактивными веществами (спайсами).

Спайсы убивают на всем пространстве ОБСЕ, и Беларусь нашла этот нерв современного мира, предложив четкий план действий и свой опыт борьбы.

Борьба с современным рабством и работорговлей - еще один реальный вклад Беларуси в безопасность Евроатлантики и Евразии. Официальный Минск бьется с трафикингом на площадке Объединенных Наций уже 15 лет. Не без успеха. В том числе благодаря нашим усилиям спасены сотни тысяч жизней. Сегодня основное поле боя - Южная Европа. Ей адресована поддержка Беларуси.

Антитеррор - в Минске создан постоянный комитет Ассамблеи по противодействую этой мировой угрозе. Да, депутаты не силовики, но их вклад - правовые рамки и координация усилий. Ведь минимум половину недавних терактов в Европе и Америке можно было предотвратить, вовремя поделившись информацией. Так было в Бельгии и Франции, США и России, Израиле и Турции.

Подводя итоги минского формата ОБСЕ, парламентарии скажут: сегодня Беларусь без ложной скромности не просто кирпичик в центральном фасаде, а один из архитекторов будущего Европы.

Роберто Монтелла, Генеральный секретарь Парламентской ассамблеи ОБСЕ: «Я хотел бы поздравить белорусские власти, парламент, правительство с прекрасным уровнем организации встречи. Все делегаты остались очень довольны. Для вас прекрасная возможность показать, как в стране идут дела. Для делегатов же - отличный шанс увидеть это своими глазами. Также отмечу очень удачный выбор повестки - укрепление взаимного доверия. Это очень актуально для региона ОБСЕ. Минские встречи и есть движение в этом направлении. Вообще Минск становится центром международной дипломатии, как в случае с украинским кризисом и группой по Нагорному Карабаху. Минск сегодня без преувеличения - перекресток международной политики».

Быть в эпицентре переустройства Европы, быть архитектором - нелегкий труд и колоссальная ответственность. Но как неоднократно подчеркивал Президент: мы ощущаем Европу как свой дом, а свой дом белорусы привыкли и умеют строить своими руками. Начиная с фундамента - доверия и безопасности, которые на неделе накрепко вмуровали в европейскую политику на минском саммите Парламентской ассамблеи ОБСЕ.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =