О президентских базисах в экономике, социальной сфере и госуправлении

Неделя на окончательную доработку мобилизационного экономического плана правительства, дальше только действия и ответственность, никаких разговоров. Жесткие поручения прекратить кормить страну зрелищными реформами и заняться хлебом насущным в экономике госаппарату во вторник дал Президент Беларуси. На расширенном совещании белорусский лидер подчеркнул: он недоволен работой вертикали власти. По словам Александра Лукашенко, за разговорами о кризисе скрывается желание уйти от социальных обязательств и предвыборной программы Президента, нерешительность и малодушие в принятии самостоятельных решений, попытка переложить на плечи общества собственную неэффективность и новые сложные экономические условия. Ожидается, что доработанный план действий в виде десятка указов Президент подпишет на предстоящей неделе, а за его выполнение правительство ответит по итогам первого квартала и полугодия. Слово и дело. О президентских базисах в экономике, социальной сфере и госуправлении и мобилизационном плане правительства наш политический обозреватель Андрей Кривошеев. Положить увесистую рукопись из десятка правовых актов на экспертизу и подпись Президенту решило само правительство, настояв: только комплексный мобилизационный план придаст экономике импульс и гарантирует эффективность. Лидер согласился, дал поручения, а для итогового обсуждения собрал за одним столом самый широкий срез власти - тех, кому воплощать слова в дело и отвечать за результаты. Возмущение Президента вызвано тем, что в рукописи не обнаружилось ни базовых гарантий обществу, ни ответственности власти. Вплоть до полного пересмотра государственной политики за два десятилетия под вывеской непопулярных реформ. По-сути же авторы плана как небрежные цензоры вычистили из документов социальное государство, созданное с нуля народом, Президентом и своими предшественниками в куда более сложные годы становления. "Обнулить" социальное государство сегодня все равно что вернуться в лихие 90-е. Чудовищный удар и по белорусам, и по имиджу Беларуси в мире. Ведь всего полгода назад на Генассамблее ООН нашу страну поставили в пример как одну из немногих в мире, всего за 15 лет выполнивших большинство целей тысячелетия. А это искоренение бедности и неравенства, качество и доступность образования и медицины, плюс устойчивое развитие экономики. Джомо Кваме Сундарам, помощник Генерального секретаря ООН по вопросам экономического развития, Малайзия: "Беларусь показала прекрасный результат, выполнив досрочно пять из восьми целей тысячелетия. Это выделяет вас в Центрально-европейском регионе. Мы благодарны Беларуси за ее усилия в столь непростое время и будем поощрять и поддерживать ваши усилия. Сегодня это непросто и для нас, и для Беларуси. Время сложное, а цели амбициозные. Я знаю, какой огромный вклад вносит Беларусь в продвижение интересов стран со средним уровнем доходов. Во многом от них зависит, насколько успешно мы справимся с вызовами в сфере безопасности, экономики, устойчивого развития. Например, отправим войны, бедность и голод на свалку истории. Согласитесь, это весьма амбициозная цель. Мы рассчитываем, что Беларусь не отступит и покажет пример другим странам со средним доходом, которых в мире большинство, как добиться прогресса в устойчивом развитии". Потерять устойчивость сегодня, увы, просто. Опыт соседей, шараханье от популизма до зажатых поясов похоронило уже не один государственный проект. Пример Греции, которую «залили» долгами на три поколения вперед, или Украины, отброшенной на два десятилетия назад, научили Беларусь главному - уверен Президент. Лидер требует последовательности и холодного расчета. Основные направления разбирают подробно. В течение четырех часов. Экспорт, внутренний рынок, эффективный частный бизнес в равных условиях, невзирая на размеры - от мала до велика. Плюс занятость - 50 тысяч новых рабочих мест и инвестиции. Это факторы устойчивости и роста на ближайшую перспективу и персональная, пофамильная ответственность членов правительства. Инвестиционный интерес к Беларуси сегодня очевиден. Здесь и мировые рейтинги по легкости ведения дел, и емкий Евразийский рынок за спиной и стратегическое партнерство с Китаем, у которого и деньги, и технологии, и свыше 3 миллиардов потребителей, если считать всю Азию. Упираемся в неумение на местах готовить и продвигать свой интерес. Быть не исполнительным винтиком в лучшем случае и не бюрократическим барьером в худшем, а настоящим менеджером своей области, района, города, поселка или завода. Сергей Солодовников, доктор экономических наук, профессор: «Чтобы привлекать инвестиции в регион, необходимо, чтобы администрации этих регионов разрабатывали или помогали предприятиям разрабатывать готовые бизнес-планы. Не только технологию, не только землю, помещения, а четко описать, куда будут потрачены деньги, когда будут возвращены, как рынок примет, как на них повлияет. Этого нет». Президент не верит в боязнь руководителей принимать самостоятельные решения. Ошибаться, но не в свой карман не зазорно. Безволие и коррупция - вот что преступно, уверен лидер. Наказывают жестоко за коррупцию. И именно поэтому инвесторы, включая западных, не боятся вкладывать в Беларусь. Например, австрийцы. Были пионерами в 90-х, знают, с какой вакханалии начиналось государство, расширяют присутствие сегодня — от зеленой экономики до банков, связи, транспорта, деревообработки. На прямой вопрос: "Жалуется ли вам бизнес на наших чиновников?" посол Австрии Александр Байерль без колебаний отвечает — не жалуются, хвалят. Александр Байерль, Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в Республике Беларусь: "Нет, мне не жаловались, как раз наоборот - хвалили Беларусь. Австрийские предприниматели хорошо знают этот регион, им есть с чем сравнивать. Они знают, как ведется бизнес в России, как в Украине, они знают и ценят преимущества Беларуси. Это привлекательное место, и важный фактор, о котором постоянно позитивно упоминает бизнес, - это отсутствие в Беларуси коррупции. В вашем государстве с масштабной коррупцией покончено. Недобросовестным чиновникам живется все труднее и труднее. Все познается в сравнении. Думаю, с коррупцией в регионе можно было бы давно покончить, но другие страны просто не хотят с этим "болотом" связываться". Нетерпимость к коррупции - это высокая оценка Президенту, обществу, силовикам и судебной системе. Иное дело - как оценить тех, кто «не строит, не пашет, и шашкой не машет». Например, министерства, задающие правила игры в экономике и финансах. Особенно если управленцы "пропадают"на совещаниях и согласованиях, а по стране ползут слухи о двух и даже трех параллельных "правительствах". Как гласит народная мудрость, у семи нянек дитя дитя без глаза. Так и в экономике: пошли тройные согласования - жди беды. Откровенно пассивны, ждут решений сверху, а за своих людей не отвечают. Это президентский упрек в адрес концернов, директората и местной вертикали. Отсюда необходимость жестких показателей. Если карьеры вице-премьеров измеряются экспортом, а Нацбанка - стабильностью валюты и золотовалютными резервами, то как измерить труд, например, райгорисполкомов? Новыми рабочими местами и состоянием самых слабых хозяйств, уверен Глава государства. Непопулярные, но необходимые меры по мобилизации власть традиционно начинает с себя. Готовится уже вторая оптимизация госаппарата. Не формальное, а сокращение. Был чиновник - нет чиновника. А зачистка ненужных и дублирующих функций, прозрачные и единые правила игры для бизнеса - чтобы не стоять над каждым с ворохом инструкций. Плюс жесткий конкурсный отбор и новые услуги в частном секторе, который абсорбирует эффективные кадры. Разумная и поэтапная оптимизация госаппарата не белорусское ноу-хау. Здесь даже не велосипед, а машину власти не изобретаем. Есть мировой опыт - ООН собрала лучшие рецепты от США, Евросоюза до Японии. Есть позитивный опыт соседей, например, у Казахстана. Он приступил уже к четвертому этапу, когда профессиональная команда исполнителей зависит только от результата, а не от политических циклов или цен на сырье. Измерить усилия власти и само ее качество на сложном этапе можно лишь одним объективным критерием — самочувствием и поддержкой общества. И как гарант его интересов Президент пообещал оценить мобилизационный план правительства, не затягивая дольше первого полугодия.
21.02.2016 21:01

Неделя на окончательную доработку мобилизационного экономического плана правительства, дальше только действия и ответственность, никаких разговоров. Жесткие поручения прекратить кормить страну зрелищными реформами и заняться хлебом насущным в экономике госаппарату во вторник дал Президент Беларуси. На расширенном совещании белорусский лидер подчеркнул: он недоволен работой вертикали власти.

По словам Александра Лукашенко, за разговорами о кризисе скрывается желание уйти от социальных обязательств и предвыборной программы Президента, нерешительность и малодушие в принятии самостоятельных решений, попытка переложить на плечи общества собственную неэффективность и новые сложные экономические условия.

Ожидается, что доработанный план действий в виде десятка указов Президент подпишет на предстоящей неделе, а за его выполнение правительство ответит по итогам первого квартала и полугодия.

Слово и дело. О президентских базисах в экономике, социальной сфере и госуправлении и мобилизационном плане правительства наш политический обозреватель Андрей Кривошеев.

Положить увесистую рукопись из десятка правовых актов на экспертизу и подпись Президенту решило само правительство, настояв: только комплексный мобилизационный план придаст экономике импульс и гарантирует эффективность. Лидер согласился, дал поручения, а для итогового обсуждения собрал за одним столом самый широкий срез власти - тех, кому воплощать слова в дело и отвечать за результаты.

Возмущение Президента вызвано тем, что в рукописи не обнаружилось ни базовых гарантий обществу, ни ответственности власти. Вплоть до полного пересмотра государственной политики за два десятилетия под вывеской непопулярных реформ. По-сути же авторы плана как небрежные цензоры вычистили из документов социальное государство, созданное с нуля народом, Президентом и своими предшественниками в куда более сложные годы становления.

"Обнулить" социальное государство сегодня все равно что вернуться в лихие 90-е. Чудовищный удар и по белорусам, и по имиджу Беларуси в мире. Ведь всего полгода назад на Генассамблее ООН нашу страну поставили в пример как одну из немногих в мире, всего за 15 лет выполнивших большинство целей тысячелетия. А это искоренение бедности и неравенства, качество и доступность образования и медицины, плюс устойчивое развитие экономики.

Джомо Кваме Сундарам, помощник Генерального секретаря ООН по вопросам экономического развития, Малайзия: "Беларусь показала прекрасный результат, выполнив досрочно пять из восьми целей тысячелетия. Это выделяет вас в Центрально-европейском регионе. Мы благодарны Беларуси за ее усилия в столь непростое время и будем поощрять и поддерживать ваши усилия. Сегодня это непросто и для нас, и для Беларуси. Время сложное, а цели амбициозные. Я знаю, какой огромный вклад вносит Беларусь в продвижение интересов стран со средним уровнем доходов. Во многом от них зависит, насколько успешно мы справимся с вызовами в сфере безопасности, экономики, устойчивого развития. Например, отправим войны, бедность и голод на свалку истории. Согласитесь, это весьма амбициозная цель. Мы рассчитываем, что Беларусь не отступит и покажет пример другим странам со средним доходом, которых в мире большинство, как добиться прогресса в устойчивом развитии".

Потерять устойчивость сегодня, увы, просто. Опыт соседей, шараханье от популизма до зажатых поясов похоронило уже не один государственный проект. Пример Греции, которую «залили» долгами на три поколения вперед, или Украины, отброшенной на два десятилетия назад, научили Беларусь главному - уверен Президент.

Лидер требует последовательности и холодного расчета. Основные направления разбирают подробно. В течение четырех часов. Экспорт, внутренний рынок, эффективный частный бизнес в равных условиях, невзирая на размеры - от мала до велика. Плюс занятость - 50 тысяч новых рабочих мест и инвестиции. Это факторы устойчивости и роста на ближайшую перспективу и персональная, пофамильная ответственность членов правительства.

Инвестиционный интерес к Беларуси сегодня очевиден. Здесь и мировые рейтинги по легкости ведения дел, и емкий Евразийский рынок за спиной и стратегическое партнерство с Китаем, у которого и деньги, и технологии, и свыше 3 миллиардов потребителей, если считать всю Азию. Упираемся в неумение на местах готовить и продвигать свой интерес. Быть не исполнительным винтиком в лучшем случае и не бюрократическим барьером в худшем, а настоящим менеджером своей области, района, города, поселка или завода.

Сергей Солодовников, доктор экономических наук, профессор: «Чтобы привлекать инвестиции в регион, необходимо, чтобы администрации этих регионов разрабатывали или помогали предприятиям разрабатывать готовые бизнес-планы. Не только технологию, не только землю, помещения, а четко описать, куда будут потрачены деньги, когда будут возвращены, как рынок примет, как на них повлияет. Этого нет».

Президент не верит в боязнь руководителей принимать самостоятельные решения. Ошибаться, но не в свой карман не зазорно. Безволие и коррупция - вот что преступно, уверен лидер.

Наказывают жестоко за коррупцию. И именно поэтому инвесторы, включая западных, не боятся вкладывать в Беларусь. Например, австрийцы. Были пионерами в 90-х, знают, с какой вакханалии начиналось государство, расширяют присутствие сегодня — от зеленой экономики до банков, связи, транспорта, деревообработки. На прямой вопрос: "Жалуется ли вам бизнес на наших чиновников?" посол Австрии Александр Байерль без колебаний отвечает — не жалуются, хвалят.

Александр Байерль, Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в Республике Беларусь: "Нет, мне не жаловались, как раз наоборот - хвалили Беларусь. Австрийские предприниматели хорошо знают этот регион, им есть с чем сравнивать. Они знают, как ведется бизнес в России, как в Украине, они знают и ценят преимущества Беларуси. Это привлекательное место, и важный фактор, о котором постоянно позитивно упоминает бизнес, - это отсутствие в Беларуси коррупции. В вашем государстве с масштабной коррупцией покончено. Недобросовестным чиновникам живется все труднее и труднее. Все познается в сравнении. Думаю, с коррупцией в регионе можно было бы давно покончить, но другие страны просто не хотят с этим "болотом" связываться".

Нетерпимость к коррупции - это высокая оценка Президенту, обществу, силовикам и судебной системе. Иное дело - как оценить тех, кто «не строит, не пашет, и шашкой не машет». Например, министерства, задающие правила игры в экономике и финансах. Особенно если управленцы "пропадают"на совещаниях и согласованиях, а по стране ползут слухи о двух и даже трех параллельных "правительствах". Как гласит народная мудрость, у семи нянек дитя дитя без глаза. Так и в экономике: пошли тройные согласования - жди беды.

Откровенно пассивны, ждут решений сверху, а за своих людей не отвечают. Это президентский упрек в адрес концернов, директората и местной вертикали. Отсюда необходимость жестких показателей. Если карьеры вице-премьеров измеряются экспортом, а Нацбанка - стабильностью валюты и золотовалютными резервами, то как измерить труд, например, райгорисполкомов? Новыми рабочими местами и состоянием самых слабых хозяйств, уверен Глава государства.

Непопулярные, но необходимые меры по мобилизации власть традиционно начинает с себя. Готовится уже вторая оптимизация госаппарата. Не формальное, а сокращение. Был чиновник - нет чиновника. А зачистка ненужных и дублирующих функций, прозрачные и единые правила игры для бизнеса - чтобы не стоять над каждым с ворохом инструкций. Плюс жесткий конкурсный отбор и новые услуги в частном секторе, который абсорбирует эффективные кадры.

Разумная и поэтапная оптимизация госаппарата не белорусское ноу-хау. Здесь даже не велосипед, а машину власти не изобретаем. Есть мировой опыт - ООН собрала лучшие рецепты от США, Евросоюза до Японии. Есть позитивный опыт соседей, например, у Казахстана. Он приступил уже к четвертому этапу, когда профессиональная команда исполнителей зависит только от результата, а не от политических циклов или цен на сырье.

Измерить усилия власти и само ее качество на сложном этапе можно лишь одним объективным критерием — самочувствием и поддержкой общества. И как гарант его интересов Президент пообещал оценить мобилизационный план правительства, не затягивая дольше первого полугодия.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =