Наверняка многим из вас знакомо понятие «экзитпол». И вы во время предыдущих избирательных кампаний на выходе из участков, возможно, сталкивались лицом к лицу с социологами, которые собирают данные о предпочтениях избирателей. Впрочем, политическими исследованиями работа этих специалистов не ограничивается, она куда шире. Как шутят сами социологи, они измеряют среднюю температуру общества. Не редко мнения белорусов о той или иной проблеме, которые удается узнать в ходе исследования, ложатся в основу важных решений. Работа этих специалистов далеко не публичная. Но нашему корреспонденту Ольге Макей, которая по первому образованию, кстати, тоже социолог, удалось проникнуть в научную кухню. Итак, как проводят социсследования, почему интервьюеры передвигаются по определенным маршрутам, кто может стать респондентом, и главное, каким данным можно доверять, - расследование «Главного эфира». Мария пакует увесистый рюкзак. Папка с анкетами, средства связи, побольше ручек (а вдруг перестанет писать) и обязательно удостоверение. С таким арсеналом на улицы города отправляется интервьюер. Ее работа порой и опасна, и трудна, и как будто не видна. Читая результаты социсследований, мы вряд ли задумываемся, сколько времени на ногах провел интервьюер. А ведь, вероятно, Маше отказывают гораздо чаще, чем другим девушкам. Соглашаются ответить на вопросы Маши примерно 8 из 10 прохожих. Спрашивает о студенческом самоуправлении и работе молодежных организаций. Результаты этих опросов станут основой исследования, которое поводит молодежная социологическая лаборатория. Работает она полгода. Задача - узнать, какие проблемы сегодня интересуют молодежь. Сергей Клишевич, второй секретарь ЦК ОО БРСМ: "Мы с помощью результатов этих исследований совместно с Минобразования работаем над тем, чтобы улучшить проведение мероприятий или работу целых направлений, таких как студотряды или волонтерство". Они пока не волшебники, ведь только учатся. А вот как работают большие социологические службы, рассказывает Давид Ротман (профессор руководит центром при БГУ). Небольшой кабинет, тысячи бумаг. Кажется, как они разбираются в этих сотнях анкет? Впрочем, всю математическую работу делает компьютер. Нужно лишь внести зашифрованные цифрами варианты ответов. Если один интервьюер в день опрашивает 4 человека (во время масштабных исследований процесс этот длительный, около 40 минут), то Инна обрабатывает в сутки около 100 анкет. Получается быстро. Но в этом деле, говорят социологи, главное не количество, а качество. И приводят простой пример: чтобы понять, вкусный ли суп, достаточно хорошо его перемешать и отведать ложку. Этой ложкой в социологии и является выборка. То есть то количество человек, чьим мнением поинтересуются. Срез по стране делают в том числе и методом жребия. Дальше интервьюер двигается по конкретным адресам, заполняя маршрутный лист. В нем фамилии респондентов. Потом по этой карточке контролер проверит, приходили ли с опросом. А метод случайной выборки необходим для того, чтобы у каждого белоруса была одинаковая вероятность поучаствовать в исследовании. Не зря говорят, что социология - зеркало общества. Возвращаясь вечером с работы, каждый погружен в свои мысли. При этом каждый имеет свою точку зрения на ту или иную проблему. Их сумма и есть общественное мнение. Вряд ли кто-то об этом задумывался, но от того, насколько все мы готовы делиться своими мыслями по тому или иному поводу, зависит, как каждый из нас будет жить завтра. Социология - это своеобразные часы для сверки. Потратив совсем немного времени на вопросы интервьюера, вы становитесь участником социологического исследования. Работа этих специалистов далеко не публичная, но именно результаты изучения общественного мнения зачастую ложатся в основу управленческих решений и помогают разрешить проблемы. Игорь Котляров, директор Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор: "Социологи не должны давать рекомендации. Они должны измерить среднюю температуру по больнице, если мы говорим о социальном организме. После исследования обрабатываем и предлагаем органам госуправления». Вот лишь некоторые примеры. Благодаря исследованию общественного мнения законотворцы внесли поправки в вопрос об альтернативной службе в армии. Пожелания белорусов, переданные социологам, были учтены в принятии решения о продаже лекарств по рецептам. Появление в стране арендного жилья - тоже результат социсследований. Работа социологов становится заметной и на выборах. На выходе из избирательных участков нередко можно наткнуться на экзитпол. Респонденту предлагается ответить всего на один вопрос: «За кого голосовали?» Только вот доверять информацию о том, где в бюллетене вы поставили галочку, можно исключительно аккредитованным социологическим службам. Достаточно вспомнить, как при помощи цифр подобных опросов в 2006 году пытались повлиять на общественное мнение. Тогда в офисе одной незарегистрированной компании еще за две недели до выборов нашли отпечатанные протоколы с результатами опроса на выходе. Согласно тем данным победу одержал один из оппозиционных кандидатов. Оставалось лишь опубликовать заготовку и выдать на опережение фальсификат для тиражирования в СМИ. Были случаи, когда экзитполы в Беларуси пытались проводить по телефону из-за рубежа. Аккредитацией служб для работы в Беларуси занимается специальная комиссия при Институте социологии Академии наук. Там решают, может ли структура в зависимости от профессионализма кадров и развития интервьюерской сети проводить исследования, которые будут отражать полные данные по всей стране. Ведь не редкость случаи, когда зарегистрированные за рубежом компании, не имеющие аккредитации в Беларуси, публикуют результаты опросов по нашей стране. У социологов они вызывают разве что недоумение. Как говорится, доверяй, но проверяй. Именно поэтому у Маши, как и у многих ее коллег, при себе обязательно удостоверение. Да и ее работу нет-нет, да и проверят, - таковы правила. Так что если вы участвовали в исследовании и через какое-то время вам позвонили с вопросом, был ли интервьюер, – отнеситесь с пониманием.
14.06.2015 21:07

Наверняка многим из вас знакомо понятие «экзитпол». И вы во время предыдущих избирательных кампаний на выходе из участков, возможно, сталкивались лицом к лицу с социологами, которые собирают данные о предпочтениях избирателей. Впрочем, политическими исследованиями работа этих специалистов не ограничивается, она куда шире. Как шутят сами социологи, они измеряют среднюю температуру общества. Не редко мнения белорусов о той или иной проблеме, которые удается узнать в ходе исследования, ложатся в основу важных решений.

Работа этих специалистов далеко не публичная. Но нашему корреспонденту Ольге Макей, которая по первому образованию, кстати, тоже социолог, удалось проникнуть в научную кухню. Итак, как проводят социсследования, почему интервьюеры передвигаются по определенным маршрутам, кто может стать респондентом, и главное, каким данным можно доверять, - расследование «Главного эфира».

Мария пакует увесистый рюкзак. Папка с анкетами, средства связи, побольше ручек (а вдруг перестанет писать) и обязательно удостоверение. С таким арсеналом на улицы города отправляется интервьюер.

Ее работа порой и опасна, и трудна, и как будто не видна. Читая результаты социсследований, мы вряд ли задумываемся, сколько времени на ногах провел интервьюер. А ведь, вероятно, Маше отказывают гораздо чаще, чем другим девушкам.

Соглашаются ответить на вопросы Маши примерно 8 из 10 прохожих. Спрашивает о студенческом самоуправлении и работе молодежных организаций. Результаты этих опросов станут основой исследования, которое поводит молодежная социологическая лаборатория. Работает она полгода. Задача - узнать, какие проблемы сегодня интересуют молодежь.

Сергей Клишевич, второй секретарь ЦК ОО БРСМ: "Мы с помощью результатов этих исследований совместно с Минобразования работаем над тем, чтобы улучшить проведение мероприятий или работу целых направлений, таких как студотряды или волонтерство".

Они пока не волшебники, ведь только учатся. А вот как работают большие социологические службы, рассказывает Давид Ротман (профессор руководит центром при БГУ).

Небольшой кабинет, тысячи бумаг. Кажется, как они разбираются в этих сотнях анкет? Впрочем, всю математическую работу делает компьютер. Нужно лишь внести зашифрованные цифрами варианты ответов.

Если один интервьюер в день опрашивает 4 человека (во время масштабных исследований процесс этот длительный, около 40 минут), то Инна обрабатывает в сутки около 100 анкет. Получается быстро. Но в этом деле, говорят социологи, главное не количество, а качество. И приводят простой пример: чтобы понять, вкусный ли суп, достаточно хорошо его перемешать и отведать ложку. Этой ложкой в социологии и является выборка. То есть то количество человек, чьим мнением поинтересуются. Срез по стране делают в том числе и методом жребия.

Дальше интервьюер двигается по конкретным адресам, заполняя маршрутный лист. В нем фамилии респондентов. Потом по этой карточке контролер проверит, приходили ли с опросом. А метод случайной выборки необходим для того, чтобы у каждого белоруса была одинаковая вероятность поучаствовать в исследовании.

Не зря говорят, что социология - зеркало общества. Возвращаясь вечером с работы, каждый погружен в свои мысли. При этом каждый имеет свою точку зрения на ту или иную проблему. Их сумма и есть общественное мнение. Вряд ли кто-то об этом задумывался, но от того, насколько все мы готовы делиться своими мыслями по тому или иному поводу, зависит, как каждый из нас будет жить завтра.

Социология - это своеобразные часы для сверки. Потратив совсем немного времени на вопросы интервьюера, вы становитесь участником социологического исследования. Работа этих специалистов далеко не публичная, но именно результаты изучения общественного мнения зачастую ложатся в основу управленческих решений и помогают разрешить проблемы.

Игорь Котляров, директор Института социологии НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор: "Социологи не должны давать рекомендации. Они должны измерить среднюю температуру по больнице, если мы говорим о социальном организме. После исследования обрабатываем и предлагаем органам госуправления».

Вот лишь некоторые примеры. Благодаря исследованию общественного мнения законотворцы внесли поправки в вопрос об альтернативной службе в армии. Пожелания белорусов, переданные социологам, были учтены в принятии решения о продаже лекарств по рецептам. Появление в стране арендного жилья - тоже результат социсследований.

Работа социологов становится заметной и на выборах. На выходе из избирательных участков нередко можно наткнуться на экзитпол. Респонденту предлагается ответить всего на один вопрос: «За кого голосовали?»

Только вот доверять информацию о том, где в бюллетене вы поставили галочку, можно исключительно аккредитованным социологическим службам.

Достаточно вспомнить, как при помощи цифр подобных опросов в 2006 году пытались повлиять на общественное мнение. Тогда в офисе одной незарегистрированной компании еще за две недели до выборов нашли отпечатанные протоколы с результатами опроса на выходе. Согласно тем данным победу одержал один из оппозиционных кандидатов. Оставалось лишь опубликовать заготовку и выдать на опережение фальсификат для тиражирования в СМИ. Были случаи, когда экзитполы в Беларуси пытались проводить по телефону из-за рубежа.

Аккредитацией служб для работы в Беларуси занимается специальная комиссия при Институте социологии Академии наук. Там решают, может ли структура в зависимости от профессионализма кадров и развития интервьюерской сети проводить исследования, которые будут отражать полные данные по всей стране. Ведь не редкость случаи, когда зарегистрированные за рубежом компании, не имеющие аккредитации в Беларуси, публикуют результаты опросов по нашей стране. У социологов они вызывают разве что недоумение.

Как говорится, доверяй, но проверяй. Именно поэтому у Маши, как и у многих ее коллег, при себе обязательно удостоверение. Да и ее работу нет-нет, да и проверят, - таковы правила. Так что если вы участвовали в исследовании и через какое-то время вам позвонили с вопросом, был ли интервьюер, – отнеситесь с пониманием.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =