На этой неделе трагедия, поразившая мировое сообщество год назад, снова заявила о себе. И снова столь же зловеще. Фрагменты самолета, выброшенные на берег острова Реюньон, заставили вспомнить таинственно исчезнувший малазийский Боинг. Кусок крыла на пляже в Восточной Африке восприняли как "послание в бутылке" от самой судьбы. Да, шансов найти самолет по-прежнему крайне мало, но, с другой стороны, появился повод доказать: никаких таинственных похищений, - лайнер, действительно, разбился. Впрочем, поиски прекращать не намерены. И главным образом для того, чтобы поставить точку в этом окутанном тайнами и загадками рейсе.
Репортаж Юрия Козлова. Связь с рейсом MH370 оборвалась в ночь на 8-е марта прошлого года. Когда, лайнер, следовавший из Куала-Лумпура в Пекин, летел над Южно-Китайским морем. На борту воздушного судна находились 239 человек. Спустя несколько недель упорных, но тщетных поисков, все они были признаны погибшими.
Поисковая операция велась силами нескольких государств и проходила в два этапа. Первый – весной прошлого года, второй – начался в августе и завершился этой зимой. Фактически, спасатели искали лайнер вслепую – спустя месяц после катастрофы аккумуляторы черных ящиков сели. Самописцы перестали передавать сигнал о своем местоположении.
О трагедии рейса MH370 вновь заговорили в середине этой недели. В среду стало известно, что муниципальные служащие, убиравшие мусор на одном из пляжей острова Реюньон, – это заморская территория Франции – нашли на побережье флаперон – фрагмент крыла самолета. Рядом был обнаружен чемодан и пластиковая бутылка с надписями на малайском языке.
Эксперты сразу же высказали догадку, что обломок может принадлежать пропавшему малазийскому самолету. С каждым днем доказательств в пользу этой версии становилось все больше, как и домыслов. Сейчас флаперон и вещи, найденные на побережье Реюньона, отправлены во французскую Тулузу для экспертизы.
Еще год назад многие специалисты, проведя расчеты, заявляли, что останки лайнера малазийских авиалиний стоит искать не у австралийского побережья – именно там велась поисковая операция – а у восточных берегов Африки или островов Реюньон и Мадагаскар. Сейчас споры по этому поводу вспыхнули с новой силой.
Ранее при помощи спутниковых снимков следствию удалось смоделировать последний полет малазийского Боинга. Начало пути проходило в штатном режиме. Но над Южно-Китайским морем передатчики самолета перестали подавать сигнал. Воздушное судно резко сменило курс. Лайнер полетел на юг, к Индийскому океану. След оборвался у западных берегов Австралии.
Практически сразу в СМИ появилось множество версий произошедшего – от взрыва на борту – до похищения самолета террористами, которые, якобы посадили лайнер на территориях, подконтрольных талибам. Единственное, что было установлено доподлинно, – транспондеры самолета отключили умышленно. Кто – неизвестно. Поначалу причастным к трагедии считали одного из пилотов – перед тем как связь с Боингом пропала, он произнес фразу – "Спокойной ночи, малазийский MH370". Она показалась следователям довольно зловещей. В доме летчика провели обыск, но доказать его вину не удалось.
В интервью американским СМИ, специалист по Боинг-777 Клайв Ирвинг заявил, что найденный фрагмент – если он действительно имеет отношение к MH370 – свидетельствует о том, что воздушное судно не спикировало в океан, а вошло в воду в режиме "на посадку" – иначе флаперон развалился бы на куски. Ирвинг считает, что кто-то ограничил дееспособность пилотов и сменил курс, после чего самолет продолжил полет на крейсерской скорости, пока у него не закончилось топливо.