На неделе Президент Беларуси заслушал отчет правительства, Нацбанка и регионов

Начнем с этой короткой, но емкой цитаты. «Правительство, которое ставит целью счастье и благополучие граждан, служит благу, какая бы экономическая теория его на это не окрыляла». Эта фраза сказана великим американским экономистом Джоном Кейнсом ровно 85 лет назад. В самый разгар Великой американской депрессии. Но, согласитесь, мысль актуальна сегодня как никогда. И именно по этой формуле «Верьте, во что хотите, но работайте на благо белорусских граждан» в пятницу Президент Беларуси оценивал эффективность правительства в середине пятилетнего срока планирования. И именно через народные показатели и народные оценки экономики эти самые отчеты преломлял Александр Лукашенко. Прежде, чем перейти к более детальному анализу основных направлений, предлагаем послушать небольшой фрагмент выступления Главы государства. На наш взгляд, он является лейтмотивом не только той дискуссии, которая состоялась в Доме правительства, но и в целом главным ориентиром в работе государственной вертикали. К слову, о приземлении, т.е. близость к людям законодательных инициатив. Именно этот термин в разговоре с правительством Президент использует уже не в первый раз. Вот они такие короткие, но такие важные для всех нас понятия: цены, зарплаты, занятость, равномерное развитие регионов и жилье, конечно. Никаких теорий и прожектов. Простые, но самые актуальные вопросы для каждого гражданина и каждой белорусской семьи. По карману ли мне нормальные продукты, укладывается ли жировка в семейный бюджет? Хватает ли зарплаты для достойной жизни, воспитания и обучения детей, для отдыха и собственных увлечений? Есть ли первое рабочее место, перспектива карьерного роста или интересная работа в моем районе? Или надо срываться на заработки в столицу или за границу, пока моя малая родина деградирует? Наконец, подъемен ли жилищный кредит, или семья так и будет скитаться по чужим углам без своего семейного гнезда? Простые вопросы, народные. Их задал Президент правительству и, увы, не на все у министров и губернаторов нашлись ответы. Разумеется, нас интересует, как и за счет чего эти проблемы будут решаться. Наш политический обозреватель Андрей Кривошеев постарался доступно и на конкретных примерах проанализировать то, что предстоит сделать и в масштабах страны, и в проекции конкретного региона. Экватор пятилетки. Ключевой отчет правительства, Нацбанка и губернаторов. Важны и разбирают подробно все аспекты экономики от макро-: ВВП и золотовалютных резервов - до микроуровня: запуск «БелДжи», цены на молоко, занятость и зарплаты в конкретном Вилейском районе. Подход Президента: общее должно работать на частное. Не человек, как винтик экономики, которым можно жертвовать, а экономика, как способ повышения достатка человека, его развития. Отсюда 5 народных фундаментальных вопросов к власти всех уровней: занятость, зарплаты, цены, развитие регионов и строительство жилья. О том, почему в зарплатах большинства не чувствуется роста экономики - первый эмоциональный тезис и первые поручения лидера. Почему так болезненно воспринимается вопрос зарплат? Проблема в неравномерности. Три четверти белорусов декабрьскую 1000 не увидели. Ее натянули за счет высокодоходных категорий. Николай Ватыль, политолог, кандидат политических наук: «1000 рублей для 2017 года - это была, скорее, психологическая цифра, которую нужно было получить для того, чтобы население чувствовало реально какой-то рост, но вопрос в том, что 1000 - это статистический параметр. Президент акцентировал внимание на то, что должна быть стабильная величина, а не разовая в конце финансового года, и что данный параметр должен быть характерен для широких слоев населения, а не для узких премиальных групп». Это факт: каждый десятый белорус зарабатывает не более 300 рублей. Поручение услышали в правительстве и губернаторы. В бюджетной сфере - задача выйти на 800 рублей в среднем по стране. А это тот самый «доходный подвал», о котором говорит Президент, и который чувствуют люди. Есть и обратная зависимость - работодателя от персонала. Это уже проявилось в частном секторе и городах, особенно в Минске. Занижаешь доходы людей, готовься, что лучшие кадры уйдут к конкуренту. Чем глубже модернизация госпредприятий, тем скорее и они столкнутся с уходом суперспециалистов. Нина Прокофьева, доцент, кандидат экономических наук, завкафедрой Витебского государственного технологического университета: «40 % занятых людей, которые имеют нормальную достойную зарплату, нормальное рабочее место, все равно просматривают сайты вакансий на то, что там вдруг будет более интересное предложение. И если такие предложения будут, то наниматель должны отслеживать эту ситуацию и бороться за свой персонал». На решение проблемы доходов будет работать поэтапное повышение ставки первого тарифного разряда плюс отдельной строкой доходы депрессивных районов и отраслей. Самая болезненная - строительство. А здесь порочный круг - у людей нет зарплат и сбережений на коммерческие кредиты. У строителей нет заказов, оборотных средств и зарплат. Притом что масштабных строек в стране с сотнями вакансий достаточно. Над реставрацией 99-й столичной школы Елена и еще сотня рабочих трудится с мая. Всего же маляром-штукатором женщина отработала 14 лет. Говорит, работа хоть и тяжелая, но заработок стабильный. Не скрывает - ездила за длинным рублем в Россию, но вернулась. Заработать можно и здесь, а вот социальных гарантий у соседей нет. Школу сдадут к августу. Рабочих мобильно перебросят на новый объект. Минскремстрою даже с 2 тысячами строителей хронически не хватает рабочих рук. Спад пережили, сохранив не только соцпакет, но и зарплату. Хотя ее еще нужно заработать. Частный, но характерный пример медленного восстановления стройиндустрии. Есть решение и для оживления большого нежилищного строительства - часть прибыли банков должна работать на экономику, а не на банкиров. Это справедливо. Экономика страны позволяет банкам зарабатывать, а значит государство вправе переложить часть затрат и рисков именно на них. Так, кстати, в большинстве ответственных стран в мире. Решение по строительной отрасли принято. В среднем зарплаты вырастут на 20 %, по крупнейшим инвестпроектам - на треть. Так будет решаться и еще одна из ключевых проблем, обозначенных Президентом, - неравномерное развитие регионов. Когда с хорошим плюсом работает Минская и Гродненская области, Брестская и Витебская стагнируют, а Могилевская и вовсе в минусе. Правительство критику принимает, признавая, если бы в срок были запущены все инвестпроекты, минимум половина сложных регионов была бы на высоте. Андрей Кобяков, Премьер-министр Республики Беларусь: "Нас справедливо критикуют за недостатки в реализации инвестиционных проектов. Правительство принимает критику и делает все возможное для успешного их завершения. Для экономики крупные масштабные проекты носят не только региональный характер - развитие конкретного региона, важно, что они обладают синергетическим эффектом к масштабам республики, стимулируя развитие в смежных сферах. И не только. Есть эффект для других территорий - сокращается межрегиональная дифференциация". Например. С опозданием до 1 июля будет окончательно запущен «БелДжи» - не просто завод, точка роста, в том числе роста доходов Жодино и Борисова. Плюс смежники. Та же картина в Светлогорске - завод беленой целлюлозы. До конца года выход на проектную мощность. Это и экспорт 320 миллионов долларов и 500 человек занятых с хорошими зарплатами.  А ведь кроме больших госпроектов, есть частная инициатива. Сотни крепких инвестпроектов. Например, этот Завод фруктовых наполнителей для йогуртов в Волковысске. Украинский капитал, австрийские линии, но трудятся местные жители плюс соседские из поселков и агрогородков. В итоге завод - точка роста всей экономики района. Александр Андрушкевич, заместитель генерального директора производственной компании: "Здесь работают в основном жители Волковыска, но есть и прилегающие городские поселки. Россь, где была военная часть, сейчас там работы меньше стало, и здесь сконцентрированы все люди. Средняя зарплата 720 рублей на 1 января". По районным меркам - хорошие зарплаты. Побуждают переучиваться и возвращаться к труду даже тех, кто решил, что свое уже отработал. Жан Гаврилик - пенсионер МВД, но ни секунды не пожалел, что вернулся в гражданский строй занятых. Кстати, уже мастер. Похожая картина там, где кроме правительства, шевелится самая народная местная власть - ищет инвестора, готовит инвестплощадки, не просто рапортует губернатору - все плохо, а в ежедневном режиме ищет партнеров в стране и за ее пределами. В том же Волковыске - от Украины до польского Подлясья. Поручение Президента - региональный портфель проектов и инвестиций должен быть у каждого депрессивного района. Орша как национальный пилотный проект будет разбираться под лупой. Но каждый район и каждый бизнес-план - в первую очередь ответственность местной власти. Разрыв регионов - когда Минск как пылесос высасывает силы из провинции - недопустим. Там ведь тоже наши люди и им также гарантированы рабочие места, зарплаты, качество жизни. Любой план правительства без гарантии занятости - простая формальность. Правда, что в 2017 создано без малого 70 тысяч рабочих мест. По всем мировым оценкам, включая Международную организацию труда, в Беларуси показатели безработицы одни из самых низких в Европе. Но Главу государства не устраивает два факта. Первое - из созданных лишь шесть человек из сотни на высокопроизводительных местах. Т.е. сравнение некорректное. В Европе собирают «мерседесы», у нас перекладывают бумаги. И второе - есть районы, где работы, даже с малой зарплатой, нет в принципе. Или 300 рублей потолок - как прожить? Пример из Бреста, как человек идет за работой. Мастер цеха по изготовлению красок Анатолий шутит: «Никогда не думал поменять классические ноты на мелодию индустриальную - большого цеха. По первой профессии учитель музыки, сегодня производит краски немецкого качества и обучает новых сотрудников. Текучки кадров нет. А вот пополнение требуется. Начинали с 10 человек, сегодня свыше 200. Два завода: краски, лаки, сухие строительные смеси. Есть все - от научной лаборатории до сервисного обслуживания. Строят новый цех по выпуску эмалей. Даже для местной свободный экономической зоны случай не уникальный. Сработали решения Президента в поддержку бизнеса и инвесторов. Только за один 2017 год плюс пять резидентов. А это изделия из металла, системы очистки воды, бытовая химия и строительство логистического центра. Вот пример мобильности белорусов. Андрей Лявоха подсчитал: от дома до работы 30 километров. Дом в агрогородке Ситцы Докшицкого района, а работа с хорошей зарплатой в соседнем – Глубокском. И ведь таких, как Андрей, в масштабах страны десятки тысяч. Больше, конечно, молодежи, она мобильна, но тянет-то не возраст, а достойная работа. В том же Глубокском районе сразу четыре крупных пищевых переработчика и социальный пакет. Правда и в том, что безработицу прячут в табелях, коротких договорах и подрядах, совместительстве и прочих изысках. По сути - плодят те самые гоголевские «мертвые души», которые работают и зарабатывают только на бумаге. На деле ложатся дополнительным бременем на занятых и социальную сферу, уходят в теневую экономику или еще хуже - на социальное дно. Потребительские цены. Проблема - ползучая инфляция на самые народные товары. На копейку - две в месяц, но неуклонно. При этом только за 2017 год молочная группа подросла в цене от 10 до 12%. Говядина - почти на 6. Овощи - морковь, картофель и свекла - от 18% до четверти. Если брать те же цены, но уже за два года, картина еще непригляднее: подорожали и макароны, и хлебобулочные изделия, причем, прибавили сразу от трети до половины цены. Правительство пытается объясниться. Объективно нужно выравнивать цены с соседями - иначе вывезут спекулянты. Но, премьер признает, есть и признаки монопольного сговора - производителей, сетей и местной власти. По опросам Белстата, 95% белорусов заметили рост цен, для почти половины он критический. Своей вины в повышении внутренних цен Минсельхоз не видит. Да, растут цены у соседей - это плюс в валютный экспорт. Да, открываются новые ниши в Китае и Евросоюзе, причем, рост поставок не на проценты, а кратный. Но и повышение внутренних закупочных цен, чтобы поддержать крестьян, это тоже факт. Позиция Президента такова - поддержали крестьян, но умерьте аппетиты переработки и торговых сетей. Чтобы потребитель не шарахался от цен и не переходил на более дешевые импортные суррогаты. Вроде сырных и молочных продуктов без цельного молока. Леонид Заяц, Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: "Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ не вправе поднимать сегодня цены на мясные и молочные продукты. Это не наша прерогатива. Есть у нас в стране Министерство антимонопольной торговли, в функции которого входит именно контроль за розничными ценами. И Президент жестко потребовал от министра этого ведомства проанализировать и навести порядок, привлечь к ответственности тех, кто самовольно пытается поднять сегодня цены. На самом деле у нас достаточно продукции. Она сегодня в избытках, та, которую мы продаем за пределы нашего государства, и нет сегодня повода поднимать эти цены". Пять важнейших, народных, индикаторов экономики - зарплаты, цены, занятость, развитие регионов и строительство - будут главными при оценке правительства, Нацбанка и губернаторов уже по итогам года. Есть и цифры - маркеры. 1000 плюс - средняя зарплата. Треть прироста экономики - от новых и модернизированных предприятий. Цены должны уйти из топа проблем домохозяйств, а по каждому проблемному району и территории должен быть проект возрождения. Иначе слабый тренд на экономический рост Беларуси так и останется не принятой людьми статистикой. Следующий большой экзамен эффективности власти - через полгода. Пять ключевых народных индикаторов покажут, насколько она народная.
04.03.2018 21:04

Начнем с этой короткой, но емкой цитаты.

«Правительство, которое ставит целью счастье и благополучие граждан, служит благу, какая бы экономическая теория его на это не окрыляла».

Эта фраза сказана великим американским экономистом Джоном Кейнсом ровно 85 лет назад. В самый разгар Великой американской депрессии. Но, согласитесь, мысль актуальна сегодня как никогда.

И именно по этой формуле «Верьте, во что хотите, но работайте на благо белорусских граждан» в пятницу Президент Беларуси оценивал эффективность правительства в середине пятилетнего срока планирования. И именно через народные показатели и народные оценки экономики эти самые отчеты преломлял Александр Лукашенко.

Прежде, чем перейти к более детальному анализу основных направлений, предлагаем послушать небольшой фрагмент выступления Главы государства. На наш взгляд, он является лейтмотивом не только той дискуссии, которая состоялась в Доме правительства, но и в целом главным ориентиром в работе государственной вертикали.

К слову, о приземлении, т.е. близость к людям законодательных инициатив. Именно этот термин в разговоре с правительством Президент использует уже не в первый раз. Вот они такие короткие, но такие важные для всех нас понятия: цены, зарплаты, занятость, равномерное развитие регионов и жилье, конечно. Никаких теорий и прожектов. Простые, но самые актуальные вопросы для каждого гражданина и каждой белорусской семьи. По карману ли мне нормальные продукты, укладывается ли жировка в семейный бюджет? Хватает ли зарплаты для достойной жизни, воспитания и обучения детей, для отдыха и собственных увлечений?

Есть ли первое рабочее место, перспектива карьерного роста или интересная работа в моем районе? Или надо срываться на заработки в столицу или за границу, пока моя малая родина деградирует? Наконец, подъемен ли жилищный кредит, или семья так и будет скитаться по чужим углам без своего семейного гнезда?

Простые вопросы, народные. Их задал Президент правительству и, увы, не на все у министров и губернаторов нашлись ответы. Разумеется, нас интересует, как и за счет чего эти проблемы будут решаться.

Наш политический обозреватель Андрей Кривошеев постарался доступно и на конкретных примерах проанализировать то, что предстоит сделать и в масштабах страны, и в проекции конкретного региона.

Экватор пятилетки. Ключевой отчет правительства, Нацбанка и губернаторов. Важны и разбирают подробно все аспекты экономики от макро-: ВВП и золотовалютных резервов - до микроуровня: запуск «БелДжи», цены на молоко, занятость и зарплаты в конкретном Вилейском районе.

Подход Президента: общее должно работать на частное. Не человек, как винтик экономики, которым можно жертвовать, а экономика, как способ повышения достатка человека, его развития. Отсюда 5 народных фундаментальных вопросов к власти всех уровней: занятость, зарплаты, цены, развитие регионов и строительство жилья.

О том, почему в зарплатах большинства не чувствуется роста экономики - первый эмоциональный тезис и первые поручения лидера.

Почему так болезненно воспринимается вопрос зарплат? Проблема в неравномерности. Три четверти белорусов декабрьскую 1000 не увидели. Ее натянули за счет высокодоходных категорий.

Николай Ватыль, политолог, кандидат политических наук: «1000 рублей для 2017 года - это была, скорее, психологическая цифра, которую нужно было получить для того, чтобы население чувствовало реально какой-то рост, но вопрос в том, что 1000 - это статистический параметр. Президент акцентировал внимание на то, что должна быть стабильная величина, а не разовая в конце финансового года, и что данный параметр должен быть характерен для широких слоев населения, а не для узких премиальных групп».

Это факт: каждый десятый белорус зарабатывает не более 300 рублей. Поручение услышали в правительстве и губернаторы. В бюджетной сфере - задача выйти на 800 рублей в среднем по стране. А это тот самый «доходный подвал», о котором говорит Президент, и который чувствуют люди.

Есть и обратная зависимость - работодателя от персонала. Это уже проявилось в частном секторе и городах, особенно в Минске. Занижаешь доходы людей, готовься, что лучшие кадры уйдут к конкуренту. Чем глубже модернизация госпредприятий, тем скорее и они столкнутся с уходом суперспециалистов.

Нина Прокофьева, доцент, кандидат экономических наук, завкафедрой Витебского государственного технологического университета: «40 % занятых людей, которые имеют нормальную достойную зарплату, нормальное рабочее место, все равно просматривают сайты вакансий на то, что там вдруг будет более интересное предложение. И если такие предложения будут, то наниматель должны отслеживать эту ситуацию и бороться за свой персонал».

На решение проблемы доходов будет работать поэтапное повышение ставки первого тарифного разряда плюс отдельной строкой доходы депрессивных районов и отраслей. Самая болезненная - строительство. А здесь порочный круг - у людей нет зарплат и сбережений на коммерческие кредиты. У строителей нет заказов, оборотных средств и зарплат. Притом что масштабных строек в стране с сотнями вакансий достаточно.

Над реставрацией 99-й столичной школы Елена и еще сотня рабочих трудится с мая. Всего же маляром-штукатором женщина отработала 14 лет. Говорит, работа хоть и тяжелая, но заработок стабильный. Не скрывает - ездила за длинным рублем в Россию, но вернулась. Заработать можно и здесь, а вот социальных гарантий у соседей нет.

Школу сдадут к августу. Рабочих мобильно перебросят на новый объект. Минскремстрою даже с 2 тысячами строителей хронически не хватает рабочих рук. Спад пережили, сохранив не только соцпакет, но и зарплату. Хотя ее еще нужно заработать. Частный, но характерный пример медленного восстановления стройиндустрии.

Есть решение и для оживления большого нежилищного строительства - часть прибыли банков должна работать на экономику, а не на банкиров. Это справедливо. Экономика страны позволяет банкам зарабатывать, а значит государство вправе переложить часть затрат и рисков именно на них. Так, кстати, в большинстве ответственных стран в мире.

Решение по строительной отрасли принято. В среднем зарплаты вырастут на 20 %, по крупнейшим инвестпроектам - на треть. Так будет решаться и еще одна из ключевых проблем, обозначенных Президентом, - неравномерное развитие регионов.

Когда с хорошим плюсом работает Минская и Гродненская области, Брестская и Витебская стагнируют, а Могилевская и вовсе в минусе. Правительство критику принимает, признавая, если бы в срок были запущены все инвестпроекты, минимум половина сложных регионов была бы на высоте.

Андрей Кобяков, Премьер-министр Республики Беларусь: "Нас справедливо критикуют за недостатки в реализации инвестиционных проектов. Правительство принимает критику и делает все возможное для успешного их завершения. Для экономики крупные масштабные проекты носят не только региональный характер - развитие конкретного региона, важно, что они обладают синергетическим эффектом к масштабам республики, стимулируя развитие в смежных сферах. И не только. Есть эффект для других территорий - сокращается межрегиональная дифференциация".

Например. С опозданием до 1 июля будет окончательно запущен «БелДжи» - не просто завод, точка роста, в том числе роста доходов Жодино и Борисова. Плюс смежники. Та же картина в Светлогорске - завод беленой целлюлозы. До конца года выход на проектную мощность. Это и экспорт 320 миллионов долларов и 500 человек занятых с хорошими зарплатами. 

А ведь кроме больших госпроектов, есть частная инициатива. Сотни крепких инвестпроектов. Например, этот Завод фруктовых наполнителей для йогуртов в Волковысске. Украинский капитал, австрийские линии, но трудятся местные жители плюс соседские из поселков и агрогородков. В итоге завод - точка роста всей экономики района.

Александр Андрушкевич, заместитель генерального директора производственной компании: "Здесь работают в основном жители Волковыска, но есть и прилегающие городские поселки. Россь, где была военная часть, сейчас там работы меньше стало, и здесь сконцентрированы все люди. Средняя зарплата 720 рублей на 1 января".

По районным меркам - хорошие зарплаты. Побуждают переучиваться и возвращаться к труду даже тех, кто решил, что свое уже отработал. Жан Гаврилик - пенсионер МВД, но ни секунды не пожалел, что вернулся в гражданский строй занятых. Кстати, уже мастер.

Похожая картина там, где кроме правительства, шевелится самая народная местная власть - ищет инвестора, готовит инвестплощадки, не просто рапортует губернатору - все плохо, а в ежедневном режиме ищет партнеров в стране и за ее пределами. В том же Волковыске - от Украины до польского Подлясья.

Поручение Президента - региональный портфель проектов и инвестиций должен быть у каждого депрессивного района. Орша как национальный пилотный проект будет разбираться под лупой. Но каждый район и каждый бизнес-план - в первую очередь ответственность местной власти. Разрыв регионов - когда Минск как пылесос высасывает силы из провинции - недопустим. Там ведь тоже наши люди и им также гарантированы рабочие места, зарплаты, качество жизни.

Любой план правительства без гарантии занятости - простая формальность. Правда, что в 2017 создано без малого 70 тысяч рабочих мест. По всем мировым оценкам, включая Международную организацию труда, в Беларуси показатели безработицы одни из самых низких в Европе.

Но Главу государства не устраивает два факта. Первое - из созданных лишь шесть человек из сотни на высокопроизводительных местах. Т.е. сравнение некорректное. В Европе собирают «мерседесы», у нас перекладывают бумаги. И второе - есть районы, где работы, даже с малой зарплатой, нет в принципе. Или 300 рублей потолок - как прожить?

Пример из Бреста, как человек идет за работой. Мастер цеха по изготовлению красок Анатолий шутит: «Никогда не думал поменять классические ноты на мелодию индустриальную - большого цеха. По первой профессии учитель музыки, сегодня производит краски немецкого качества и обучает новых сотрудников. Текучки кадров нет. А вот пополнение требуется.

Начинали с 10 человек, сегодня свыше 200. Два завода: краски, лаки, сухие строительные смеси. Есть все - от научной лаборатории до сервисного обслуживания. Строят новый цех по выпуску эмалей.

Даже для местной свободный экономической зоны случай не уникальный. Сработали решения Президента в поддержку бизнеса и инвесторов. Только за один 2017 год плюс пять резидентов. А это изделия из металла, системы очистки воды, бытовая химия и строительство логистического центра.

Вот пример мобильности белорусов. Андрей Лявоха подсчитал: от дома до работы 30 километров. Дом в агрогородке Ситцы Докшицкого района, а работа с хорошей зарплатой в соседнем – Глубокском. И ведь таких, как Андрей, в масштабах страны десятки тысяч. Больше, конечно, молодежи, она мобильна, но тянет-то не возраст, а достойная работа. В том же Глубокском районе сразу четыре крупных пищевых переработчика и социальный пакет.

Правда и в том, что безработицу прячут в табелях, коротких договорах и подрядах, совместительстве и прочих изысках. По сути - плодят те самые гоголевские «мертвые души», которые работают и зарабатывают только на бумаге. На деле ложатся дополнительным бременем на занятых и социальную сферу, уходят в теневую экономику или еще хуже - на социальное дно.

Потребительские цены. Проблема - ползучая инфляция на самые народные товары. На копейку - две в месяц, но неуклонно.

При этом только за 2017 год молочная группа подросла в цене от 10 до 12%. Говядина - почти на 6. Овощи - морковь, картофель и свекла - от 18% до четверти. Если брать те же цены, но уже за два года, картина еще непригляднее: подорожали и макароны, и хлебобулочные изделия, причем, прибавили сразу от трети до половины цены.

Правительство пытается объясниться. Объективно нужно выравнивать цены с соседями - иначе вывезут спекулянты. Но, премьер признает, есть и признаки монопольного сговора - производителей, сетей и местной власти. По опросам Белстата, 95% белорусов заметили рост цен, для почти половины он критический.

Своей вины в повышении внутренних цен Минсельхоз не видит. Да, растут цены у соседей - это плюс в валютный экспорт. Да, открываются новые ниши в Китае и Евросоюзе, причем, рост поставок не на проценты, а кратный. Но и повышение внутренних закупочных цен, чтобы поддержать крестьян, это тоже факт. Позиция Президента такова - поддержали крестьян, но умерьте аппетиты переработки и торговых сетей. Чтобы потребитель не шарахался от цен и не переходил на более дешевые импортные суррогаты. Вроде сырных и молочных продуктов без цельного молока.

Леонид Заяц, Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: "Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ не вправе поднимать сегодня цены на мясные и молочные продукты. Это не наша прерогатива. Есть у нас в стране Министерство антимонопольной торговли, в функции которого входит именно контроль за розничными ценами. И Президент жестко потребовал от министра этого ведомства проанализировать и навести порядок, привлечь к ответственности тех, кто самовольно пытается поднять сегодня цены. На самом деле у нас достаточно продукции. Она сегодня в избытках, та, которую мы продаем за пределы нашего государства, и нет сегодня повода поднимать эти цены".

Пять важнейших, народных, индикаторов экономики - зарплаты, цены, занятость, развитие регионов и строительство - будут главными при оценке правительства, Нацбанка и губернаторов уже по итогам года. Есть и цифры - маркеры. 1000 плюс - средняя зарплата. Треть прироста экономики - от новых и модернизированных предприятий. Цены должны уйти из топа проблем домохозяйств, а по каждому проблемному району и территории должен быть проект возрождения. Иначе слабый тренд на экономический рост Беларуси так и останется не принятой людьми статистикой.

Следующий большой экзамен эффективности власти - через полгода. Пять ключевых народных индикаторов покажут, насколько она народная.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =