Начнем с этой короткой, но емкой цитаты.
«Правительство, которое ставит целью счастье и благополучие граждан, служит благу, какая бы экономическая теория его на это не окрыляла».
Эта фраза сказана великим американским экономистом Джоном Кейнсом ровно 85 лет назад. В самый разгар Великой американской депрессии. Но, согласитесь, мысль актуальна сегодня как никогда.
И именно по этой формуле «Верьте, во что хотите, но работайте на благо белорусских граждан» в пятницу Президент Беларуси оценивал эффективность правительства в середине пятилетнего срока планирования. И именно через народные показатели и народные оценки экономики эти самые отчеты преломлял Александр Лукашенко.
Прежде, чем перейти к более детальному анализу основных направлений, предлагаем послушать небольшой фрагмент выступления Главы государства. На наш взгляд, он является лейтмотивом не только той дискуссии, которая состоялась в Доме правительства, но и в целом главным ориентиром в работе государственной вертикали.
К слову, о приземлении, т.е. близость к людям законодательных инициатив. Именно этот термин в разговоре с правительством Президент использует уже не в первый раз. Вот они такие короткие, но такие важные для всех нас понятия: цены, зарплаты, занятость, равномерное развитие регионов и жилье, конечно. Никаких теорий и прожектов. Простые, но самые актуальные вопросы для каждого гражданина и каждой белорусской семьи. По карману ли мне нормальные продукты, укладывается ли жировка в семейный бюджет? Хватает ли зарплаты для достойной жизни, воспитания и обучения детей, для отдыха и собственных увлечений?
Есть ли первое рабочее место, перспектива карьерного роста или интересная работа в моем районе? Или надо срываться на заработки в столицу или за границу, пока моя малая родина деградирует? Наконец, подъемен ли жилищный кредит, или семья так и будет скитаться по чужим углам без своего семейного гнезда?
Простые вопросы, народные. Их задал Президент правительству и, увы, не на все у министров и губернаторов нашлись ответы. Разумеется, нас интересует, как и за счет чего эти проблемы будут решаться.
Наш политический обозреватель Андрей Кривошеев постарался доступно и на конкретных примерах проанализировать то, что предстоит сделать и в масштабах страны, и в проекции конкретного региона.
Экватор пятилетки. Ключевой отчет правительства, Нацбанка и губернаторов. Важны и разбирают подробно все аспекты экономики от макро-: ВВП и золотовалютных резервов - до микроуровня: запуск «БелДжи», цены на молоко, занятость и зарплаты в конкретном Вилейском районе.
Подход Президента: общее должно работать на частное. Не человек, как винтик экономики, которым можно жертвовать, а экономика, как способ повышения достатка человека, его развития. Отсюда 5 народных фундаментальных вопросов к власти всех уровней: занятость, зарплаты, цены, развитие регионов и строительство жилья.
О том, почему в зарплатах большинства не чувствуется роста экономики - первый эмоциональный тезис и первые поручения лидера.
Почему так болезненно воспринимается вопрос зарплат? Проблема в неравномерности. Три четверти белорусов декабрьскую 1000 не увидели. Ее натянули за счет высокодоходных категорий.
Николай Ватыль, политолог, кандидат политических наук: «1000 рублей для 2017 года - это была, скорее, психологическая цифра, которую нужно было получить для того, чтобы население чувствовало реально какой-то рост, но вопрос в том, что 1000 - это статистический параметр. Президент акцентировал внимание на то, что должна быть стабильная величина, а не разовая в конце финансового года, и что данный параметр должен быть характерен для широких слоев населения, а не для узких премиальных групп».
Это факт: каждый десятый белорус зарабатывает не более 300 рублей. Поручение услышали в правительстве и губернаторы. В бюджетной сфере - задача выйти на 800 рублей в среднем по стране. А это тот самый «доходный подвал», о котором говорит Президент, и который чувствуют люди.
Есть и обратная зависимость - работодателя от персонала. Это уже проявилось в частном секторе и городах, особенно в Минске. Занижаешь доходы людей, готовься, что лучшие кадры уйдут к конкуренту. Чем глубже модернизация госпредприятий, тем скорее и они столкнутся с уходом суперспециалистов.
Нина Прокофьева, доцент, кандидат экономических наук, завкафедрой Витебского государственного технологического университета: «40 % занятых людей, которые имеют нормальную достойную зарплату, нормальное рабочее место, все равно просматривают сайты вакансий на то, что там вдруг будет более интересное предложение. И если такие предложения будут, то наниматель должны отслеживать эту ситуацию и бороться за свой персонал».
На решение проблемы доходов будет работать поэтапное повышение ставки первого тарифного разряда плюс отдельной строкой доходы депрессивных районов и отраслей. Самая болезненная - строительство. А здесь порочный круг - у людей нет зарплат и сбережений на коммерческие кредиты. У строителей нет заказов, оборотных средств и зарплат. Притом что масштабных строек в стране с сотнями вакансий достаточно.
Над реставрацией 99-й столичной школы Елена и еще сотня рабочих трудится с мая. Всего же маляром-штукатором женщина отработала 14 лет. Говорит, работа хоть и тяжелая, но заработок стабильный. Не скрывает - ездила за длинным рублем в Россию, но вернулась. Заработать можно и здесь, а вот социальных гарантий у соседей нет.
Школу сдадут к августу. Рабочих мобильно перебросят на новый объект. Минскремстрою даже с 2 тысячами строителей хронически не хватает рабочих рук. Спад пережили, сохранив не только соцпакет, но и зарплату. Хотя ее еще нужно заработать. Частный, но характерный пример медленного восстановления стройиндустрии.
Есть решение и для оживления большого нежилищного строительства - часть прибыли банков должна работать на экономику, а не на банкиров. Это справедливо. Экономика страны позволяет банкам зарабатывать, а значит государство вправе переложить часть затрат и рисков именно на них. Так, кстати, в большинстве ответственных стран в мире.
Решение по строительной отрасли принято. В среднем зарплаты вырастут на 20 %, по крупнейшим инвестпроектам - на треть. Так будет решаться и еще одна из ключевых проблем, обозначенных Президентом, - неравномерное развитие регионов.
Когда с хорошим плюсом работает Минская и Гродненская области, Брестская и Витебская стагнируют, а Могилевская и вовсе в минусе. Правительство критику принимает, признавая, если бы в срок были запущены все инвестпроекты, минимум половина сложных регионов была бы на высоте.
Андрей Кобяков, Премьер-министр Республики Беларусь: "Нас справедливо критикуют за недостатки в реализации инвестиционных проектов. Правительство принимает критику и делает все возможное для успешного их завершения. Для экономики крупные масштабные проекты носят не только региональный характер - развитие конкретного региона, важно, что они обладают синергетическим эффектом к масштабам республики, стимулируя развитие в смежных сферах. И не только. Есть эффект для других территорий - сокращается межрегиональная дифференциация".
Например. С опозданием до 1 июля будет окончательно запущен «БелДжи» - не просто завод, точка роста, в том числе роста доходов Жодино и Борисова. Плюс смежники. Та же картина в Светлогорске - завод беленой целлюлозы. До конца года выход на проектную мощность. Это и экспорт 320 миллионов долларов и 500 человек занятых с хорошими зарплатами.
А ведь кроме больших госпроектов, есть частная инициатива. Сотни крепких инвестпроектов. Например, этот Завод фруктовых наполнителей для йогуртов в Волковысске. Украинский капитал, австрийские линии, но трудятся местные жители плюс соседские из поселков и агрогородков. В итоге завод - точка роста всей экономики района.
Александр Андрушкевич, заместитель генерального директора производственной компании: "Здесь работают в основном жители Волковыска, но есть и прилегающие городские поселки. Россь, где была военная часть, сейчас там работы меньше стало, и здесь сконцентрированы все люди. Средняя зарплата 720 рублей на 1 января".
По районным меркам - хорошие зарплаты. Побуждают переучиваться и возвращаться к труду даже тех, кто решил, что свое уже отработал. Жан Гаврилик - пенсионер МВД, но ни секунды не пожалел, что вернулся в гражданский строй занятых. Кстати, уже мастер.
Похожая картина там, где кроме правительства, шевелится самая народная местная власть - ищет инвестора, готовит инвестплощадки, не просто рапортует губернатору - все плохо, а в ежедневном режиме ищет партнеров в стране и за ее пределами. В том же Волковыске - от Украины до польского Подлясья.
Поручение Президента - региональный портфель проектов и инвестиций должен быть у каждого депрессивного района. Орша как национальный пилотный проект будет разбираться под лупой. Но каждый район и каждый бизнес-план - в первую очередь ответственность местной власти. Разрыв регионов - когда Минск как пылесос высасывает силы из провинции - недопустим. Там ведь тоже наши люди и им также гарантированы рабочие места, зарплаты, качество жизни.
Любой план правительства без гарантии занятости - простая формальность. Правда, что в 2017 создано без малого 70 тысяч рабочих мест. По всем мировым оценкам, включая Международную организацию труда, в Беларуси показатели безработицы одни из самых низких в Европе.
Но Главу государства не устраивает два факта. Первое - из созданных лишь шесть человек из сотни на высокопроизводительных местах. Т.е. сравнение некорректное. В Европе собирают «мерседесы», у нас перекладывают бумаги. И второе - есть районы, где работы, даже с малой зарплатой, нет в принципе. Или 300 рублей потолок - как прожить?
Пример из Бреста, как человек идет за работой. Мастер цеха по изготовлению красок Анатолий шутит: «Никогда не думал поменять классические ноты на мелодию индустриальную - большого цеха. По первой профессии учитель музыки, сегодня производит краски немецкого качества и обучает новых сотрудников. Текучки кадров нет. А вот пополнение требуется.
Начинали с 10 человек, сегодня свыше 200. Два завода: краски, лаки, сухие строительные смеси. Есть все - от научной лаборатории до сервисного обслуживания. Строят новый цех по выпуску эмалей.
Даже для местной свободный экономической зоны случай не уникальный. Сработали решения Президента в поддержку бизнеса и инвесторов. Только за один 2017 год плюс пять резидентов. А это изделия из металла, системы очистки воды, бытовая химия и строительство логистического центра.
Вот пример мобильности белорусов. Андрей Лявоха подсчитал: от дома до работы 30 километров. Дом в агрогородке Ситцы Докшицкого района, а работа с хорошей зарплатой в соседнем – Глубокском. И ведь таких, как Андрей, в масштабах страны десятки тысяч. Больше, конечно, молодежи, она мобильна, но тянет-то не возраст, а достойная работа. В том же Глубокском районе сразу четыре крупных пищевых переработчика и социальный пакет.
Правда и в том, что безработицу прячут в табелях, коротких договорах и подрядах, совместительстве и прочих изысках. По сути - плодят те самые гоголевские «мертвые души», которые работают и зарабатывают только на бумаге. На деле ложатся дополнительным бременем на занятых и социальную сферу, уходят в теневую экономику или еще хуже - на социальное дно.
Потребительские цены. Проблема - ползучая инфляция на самые народные товары. На копейку - две в месяц, но неуклонно.
При этом только за 2017 год молочная группа подросла в цене от 10 до 12%. Говядина - почти на 6. Овощи - морковь, картофель и свекла - от 18% до четверти. Если брать те же цены, но уже за два года, картина еще непригляднее: подорожали и макароны, и хлебобулочные изделия, причем, прибавили сразу от трети до половины цены.
Правительство пытается объясниться. Объективно нужно выравнивать цены с соседями - иначе вывезут спекулянты. Но, премьер признает, есть и признаки монопольного сговора - производителей, сетей и местной власти. По опросам Белстата, 95% белорусов заметили рост цен, для почти половины он критический.
Своей вины в повышении внутренних цен Минсельхоз не видит. Да, растут цены у соседей - это плюс в валютный экспорт. Да, открываются новые ниши в Китае и Евросоюзе, причем, рост поставок не на проценты, а кратный. Но и повышение внутренних закупочных цен, чтобы поддержать крестьян, это тоже факт. Позиция Президента такова - поддержали крестьян, но умерьте аппетиты переработки и торговых сетей. Чтобы потребитель не шарахался от цен и не переходил на более дешевые импортные суррогаты. Вроде сырных и молочных продуктов без цельного молока.
Леонид Заяц, Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: "Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ не вправе поднимать сегодня цены на мясные и молочные продукты. Это не наша прерогатива. Есть у нас в стране Министерство антимонопольной торговли, в функции которого входит именно контроль за розничными ценами. И Президент жестко потребовал от министра этого ведомства проанализировать и навести порядок, привлечь к ответственности тех, кто самовольно пытается поднять сегодня цены. На самом деле у нас достаточно продукции. Она сегодня в избытках, та, которую мы продаем за пределы нашего государства, и нет сегодня повода поднимать эти цены".
Пять важнейших, народных, индикаторов экономики - зарплаты, цены, занятость, развитие регионов и строительство - будут главными при оценке правительства, Нацбанка и губернаторов уже по итогам года. Есть и цифры - маркеры. 1000 плюс - средняя зарплата. Треть прироста экономики - от новых и модернизированных предприятий. Цены должны уйти из топа проблем домохозяйств, а по каждому проблемному району и территории должен быть проект возрождения. Иначе слабый тренд на экономический рост Беларуси так и останется не принятой людьми статистикой.
Следующий большой экзамен эффективности власти - через полгода. Пять ключевых народных индикаторов покажут, насколько она народная.