Самой громкой темой уходящей недели вновь стал минский «Камволь». Это предприятие смело можно назвать лидером по упоминаниям на высшем уровне. Десятки совещаний, посещений и поручений - все ради того, чтобы залатать дыры в производстве и вернуть "Камволю" статус мощнейшего предприятия. Модернизацию здесь должны были завершить до конца 2015 года, но в сроки комбинат не укладывается.
В четверг производство собирался посетить Президент Беларуси, но визит отменил, отправив на "Камволь" премьер-министра страны. Все дело в том, что предприятие Главе государства хотели представить в лучшем виде. И даже сырье (то есть шерсть, из которой и производят ткани) одолжили у другого завода, чтобы заполнить пустующий склад.
Тем не менее, перемены к лучшему на предприятии есть, и видны уже начиная с фасада. На этих кадрах можно сравнить, как "Камволь" выглядел в 2012-м и как выглядит сейчас. Здание обновили, поменяли окна. Сотрудникам, а большинство из них женщины, больше не приходится обувать на работу зимние сапоги и надевать по несколько свитеров. Разница видна и в оборудовании: "Камволь" уже сделал шаг в новую технологическую эру.
Станки здесь серьезно обновили. Теперь даже сырье перерабатывают на новом агрегате. Он один выполняет работу 12-ти старых машин. Оборудование получил и прядильный участок. Это 24 современных станка против 70-ти устаревших. Модернизация значительно повышает производительность, а это в конечном счете сказывается не только на качестве продукции, но и на зарплатах сотрудников, ведь снижаются и энергозатраты.
На высокопроизводительное белорусское оборудование положили глаз даже коллеги из Брянска. Попросили предоставить станки в аренду, ведь своих подобных не имеют. Но давать заработать конкурентам на собственных мощностях непозволительно – таков ответ Президента. "Камволю" предстоит размотать еще большой клубок проблем. Предприятие не загружено сырьем, коллектив стоит подготовить для работы на новом оборудовании, разгрузить склады. Поэтому принято решение помочь комбинату с оборотными средствами, чтобы в течение ближайших месяцев "Камволь" перестал работать в убыток.
Красной нитью в шерстяном полотне остается вопрос сбыта. Ведь чтобы выткать выгоду, нужно выиграть в борьбе с конкурентами. За покупателя (не только зарубежного, но и своего – белорусского) "Камволю" приходится сражаться с азиатскими производителями. Впрочем, такая ситуация и у других предприятий Беллегпрома. Конкуренция особенно видна в торговых центрах, где товар с пометкой «сделано в Беларуси» соседствует с зарубежным. Голосует рублем, конечно, покупатель. Но как быть, если аренда торговых точек буквально разоряет белорусских производителей?