Действовать вопреки негативной мировой конъюнктуре, качественно прорабатывать бизнес-планы, опираться на доступные банковские ресурсы и менять философию продаж. Такие задачи на неделе поставил Президент Беларуси, подводя промежуточные итоги модернизации деревообработки и самочувствия ключевых экспортеров страны.
Отговорки в духе «подождать лучших времен» в расчет приниматься не будут. Кризис у партнеров - не повод опускать руки, напротив, стимул агрессивно расширять географию продаж. Президент снова подчеркивает: экономике нужна гибкость.
Основные итоги откровенного разговора о проблемах наших брендов и их перспективах развития - в материале Андрея Кривошеева.
Работа в четыре смены на заводе, который предлагали ликвидировать за убытки, разогнав коллектив, - лучший ответ скептикам. «Срубить на корню» потенциальную валютоносную отрасль и сильного конкурента польской и шведской деревообработки означало навсегда остаться их сырьевым придатком. Гнать на запад кругляк за копейки, импортируя мебель, плиты и бумагу из своего же леса и за валюту. В 2007-м страна ответила глубокой модернизацией, а, по сути, созданием новой экономики.
Валерий Тулейко, генеральный директор ОАО «Речицадрев»: "На разрушенном старом предприятии появилось совершенно новое перспективное предприятие, которое может работать сегодня и конкурировать. К сожалению, сложный период у нас сложился на рынках, упали цены практически в два раза за последние 8 месяцев. Но нам приходится на новом оборудовании с новым коллективом выходить в этой ситуации. И я скажу, что думаю, что нам немного осталось. Еще месяца 3-4 и мы будем нормально себя чувствовать на рынке".
Оптимизм директора - не на пустом месте. При «убийственно» низких ценах Речица выживает как лучшие конкуренты из Скандинавии - новациями и сокращением издержек. Уже освоили топливные брикеты и ламели - это ортопедические пружины. На подходе - цех смол, 90% готовности. Тот же драйв на внешних рынках. Евросоюз отгородился пошлинами - ошли в Среднюю Азию. Россия стагнирует из-за санкций - открыли Казахстан и Иран. Поддержать просят в двух направлениях: ослабить кредитную петлю пока не оживут мировые цены и интегрировать сбыт, чтобы не конкурировать со своими, внутри страны и за ее пределами.
Именно такую задачу перед директоратом и правительством Глава государства поставил в апреле - в ежегодном послании народу и парламенту.
Выполняя поручение белорусского лидера, Администрация Президента предлагает 3 новации, как раз в стиле мировой конкурентной схватки.
Модернизация деревообработки - на финишной прямой. К июню 5 из 9 «локомотивов» отрасли (в Ивацевичах, Борисове, Могилеве, Гомеле и Мозыре) закончили технологическую стадию. Еще четыре - на подходе. Витебск - производство МДФ и новых для СНГ плит ХДФ - готовность 63%. Бобруйский «ФанДок» в декабре заканчивает фанерную линию. Непростая ситуация в Мостах, уже на 4 месяца задержан запуск линии ДВП.
В четверг на специальном совещании Президент требует не списывать все на мировые цены и соседей. Никакого самообмана в проекте ценой в миллиард евро быть не может. Деревообработка как отрасль должна, наконец, стать эффективной системой от заготовки и производства до биржи и мебельного магазина.
Свои меры по развитию отрасли предлагают правительство, банкиры, финансисты и ревизоры - Комитет госконтроля. Среди поддержанных белорусским лидером - активное импортозамещение, развитие внутреннего спроса и бизнес-планы. Только индивидуальные, с учетом рынков, маркетинга и финансовых условий.
Андрей Кобяков, Премьер-министр Республики Беларусь: "Деревообрабатывающие предприятия за пять месяцев текущего года направили в страны дальнего зарубежья 32% от общего объема выпущенной продукции. Для сравнения - в 2012 году этот показатель едва превышал 20%. Результаты есть, но пока они не удовлетворяют… Нужно искать новые подходы. Мы стали региональным игроком. Нужен не просто «самовывоз», а грамотный маркетинг, кооперация и продвижение".
Комплекс предложенных мер должен «перезагрузить» эффект от модернизации и подготовить отрасль к новому всплеску спроса. При этом ни о каком финансовом популизме речь не идет. Это твердая позиция Президента, также заложенная в стратегию года в послании народу и парламенту.
В пятницу откровенный разговор о проблемах в реальном секторе продолжился на примерах машиностроительной четверки: БелАЗ, МАЗ, МТЗ и Гомсельмаш.
Выбор - неслучаен. Именно машиностроение отозвалось на рецессию самым глубоким мировым спадом. Так, сильнейший в Европе немецкий концерн МАN за лето готовится сократить 2 тысячи рабочих, то есть каждого 15-го в своей глобальной сети. По данным экспертов, общемировая депрессия на рынке грузовиков продлится до 2017 года. Исключение: Индия, Китай, Мексика, Иран, Пакистан и Африка.
Показательно, что на 3 ключевых для роста отрасли рынках Беларусь не просто присутствует, а налаживает сборку, заручаясь гарантиями на высшем уровне. Индия, Китай и Пакистан - белорусский политико-экономический задел, упустить который отечественное машиностроение не имеет права.
Гомсельмашу трудно на привычных рынках. Украина - стагнирует, Казахстан в прошлом году девальвировал тенге, ударив по импорту. Россия субсидирует своих производителей в ущерб союзным. Единственной стратегией Гомсельмаша остается диверсификация, снижение себестоимости, гибкие схемы продаж - в частности, лизинг и новая техника.
В течение двух лет гомельский производитель намерен расширить экспорт в полтора - два раза. По географии поставок с нынешних двух - до трех десятков стран. В помощь Гомелю - уже вступивший в силу указ Президента по продаже агротехники через Промагролизинг.
По той же схеме на новые рынки пробивается и БелАЗ. Лизинг, конечно, растягивает возврат выручки, но альтернатива -хуже: либо останавливать производство и сокращать персонал, так действуют конкуренты, либо забивать склад и замораживать деньги.
Индия, Бразилия и Индонезия - три тендера, в которых БелАЗ поборется сразу за сотню единиц самосвалов. Плюс Африка. На неделе демонстрация возможностей белорусской карьерной техники прошла в Зимбабве. Если мы выиграем контракты, это окупит и издержки на агрессивный маркетинг, и длинное транспортное плечо - говорят в Жодино.
Себестоимость, качество, прямые и прозрачные дилерские сети, эффективный маркетинг и география размером с планету - 5 заповедей, которые должны стать управленческой «Библией» современного директора. По мнению Главы государства, только так сегодня может развиваться отечественное машиностроение и шире - весь реальный сектор.
Задача государства - поддержать производителя длинным рублем. Пополнить оборотные средства, «вымытые» чередой девальваций у соседей, ростом процентных ставок и удлинением сроков возврата выручки. Одним словом -реструктуризация. Под нее правительство и директорат подготовили реалистичные и просчитанные бизнес-стратегии.
Меры, предложенные правительством, Президент в целом поддержал. За результат будет отвечать вся управленческая вертикаль - от премьера до директора. Времени на раскачку белорусский лидер не предоставил - Администрация Президента и Комитет госконтроля уже начали мониторинг с ежемесячным подведением итогов.