«Беларусьфильм» открылся после длительной реконструкции, которая затянулась на 9 лет. Студия, которая когда-то гремела на весь Союз, переживала не лучшие времена. Обновление останавливалось, возобновлялось и все это, конечно, влияло на кинопроизводство. Возьмем наш минский «Лістапад». В главном конкурсе ни одной отечественной ленты, тоже своего рода показатель. Хотя в то же время внеконкурсные показы белорусских документалок, анимации, игровых фильмов как от «Беларусьфильма», так и от частников, студентов и любителей вызывают интерес. Благодаря высокотехничной оснащенности планы у национального киноконвейера большие, но зазвучим ли мы на мировом кинорынке? С какими проблемами сталкиваются современные белорусские киношники, выясняла Ольга Медведь.
Второй день рождения «Беларусьфильм» отметил кинопремьерой. Свой полный метр новый худрук студии Вячеслав Никифоров от и до сделал за пять месяцев - пример оперативности для молодых. И такие сроки после обновления кинофабрики станут нормой. В год по плану от 15 игровых картин, в сезоне 2016 осилили 8, а еще годом ранее ни одной. Семейный фильм - в таком жанре давно не снимали, для реализации не понадобился голливудский бюджет. По итогу «Тум-Паби-Дум» зритель оценит билетом, но уже на закрытом предпоказе - аншлаг.
Теперь никто не скажет, что киностудия не оснащена по последнему слову техники. За время реконструкции, которая началась в 2007, прибавление среди павильонов, еще два по тысячи. Теперь общая съемочная площадь 4,5 тысячи квадратных метров. Им не страшны огонь, вода и другие режиссерские эксперименты. Некоторые еще до официального открытия были застроены декорациями.
Юрий Бондарь, Министр культуры Беларуси:
«Сегодня, когда мы говорим о «Беларусьфильме», мы говорим в первую очередь о современной кинофабрике, конкурентной, которую мы создали в центре Европы, куда мы должны привлечь лучшие творческие силы как белорусские, так и не белорусские, которые будут снимать фильмы и прославлять нашу национальную киностудию».
За все девять лет съемки на студии не прекращались. Но где же национальный кинопродукт, о котором бы все говорили? Вопрос реализации наших фильмов у киношников стоит остро. В прокат клиенты берут неохотно, а про самоокупаемость вспоминать не будем.
Кадры есть. Вузы профнаправленности выпускают по несколько десятков молодых специалистов в год, часть из которых уходит в свободное плавание и работает, скорее, не на массовый прокат, а на современную арт-хаусную тенденцию. Но и для молодежи, и для патриархов кинокузницы оказалась одна общая проблема - сценарный пакет.
Зарубежные кинематографисты, они же потенциальные конкуренты, в последнее время стали частыми гостями экскурсионных туров по «Беларусьфильму». Студия предлагает привлекательные и недорогие перспективы. Впечатление производит начинка обновившегося киноцеха. Залы цветокорекции, шумоизолированные звукозаписывающие студии, оснащенные системой Dolby новейшего совершенствования; популярный в киноиндустрии хромокей для создания компьютерных спецэффектов; камеры максимального разрешения. Объемами поражают и склады. Например, коллекция костюмов собирается с середины прошлого века. Более сотни тысяч облачений на любую эпоху. Открылся недавно переехавший пиротехнический участок. Киноартиллерия круглосуточно под сигнализацией.
Натурные декорации на нашей киностудии временные для белорусско-российского проекта. А других пока и не может быть. Дело не только в недостатке территории (эти находятся за пределами «Беларусьфильма»). Проблема и в окружающих. Не единожды на закрытые склады с реквизитом совершались набеги вандалов, которые срезали замки и портили киноимущество.
Теперь главное, чтобы эта внешняя беларусьфильмовская эффектность перешла в 24 кадр и добавила выразительности нашим лентам. К тому же Минкульт увеличивает финансирование кинопроизводства на 80 %. В свою очередь ответным словом Национальной киностудии станет план работы вплоть до 2020 года, в который войдут разножанровые картины, рассчитанные на зрителя любого возраста. Его предоставят до конца месяца. В намерении создать прогрессивную белорусскую киноиндустрию, к госгиганту подтягиваются и частные студии. И для тех, и для других условия создания лент прописаны в широко обсуждаемом проекте указа "О мерах по стимулированию развития кинематографии".