За 5 лет Беларусь и Сербия в пять раз увеличили двусторонний товарооборот

18 Ноября 2015

Прочные политические контакты и более чем 20-летние дипломатические отношения в последние годы активно подкрепляются экономическими связями. И это не просто встречи деловых кругов обеих стран, это новые договоренности, совместные производства и новые контракты на поставку белорусской техники на сербский рынок. Так, за последние 5 лет Беларусь и Сербия в пять раз увеличили двусторонний товарооборот. Об истории взаимоотношений и приоритетах совместного сотрудничества - наш корреспондент Светлана Лукьянюк.

Полторы тысячи километров - расстояние между Минском и Белградом. Это сутки в пути на машине либо меньше двух часов на самолете. Прямое авиасообщение здесь лучшее подспорье для бизнеса. Зеленый свет им дают встречи, переговоры и подписанные договоренности на высшем и высоком уровнях. Дипломатические контакты страны установили еще в 1994-м, тогда с Югославией. Уже через два года открылись посольства в каждой из стран.

Отношения в рамках двух, еще когда Сербия была в составе Югославии, да и после выстраивались неравномерно. В 1998-м Президент Александр Лукашенко с официальным визитом впервые направился в Белград.

Через год - в 1999-м - белорусский Президент вновь в городе после бомбежек НАТО. Тогда это была поддержка в трудный момент близкого нам народа. Политические контакты до 2009 года в большие экономические проекты не выливались.

Новый этап наступил в марте 2009 года, когда Александр Лукашенко на сербском горнолыжном курорте Копаонике принял участие в экономическом форуме, где встретился с премьер-министром Сербии.

А еще пару недель спустя Минск посетила большая делегация сербских деловых кругов во главе с министром экономики и регионального развития Сербии. Тогда подписали соглашение о свободной торговле, говорили о создании совместных производств по сборке белорусских тракторов, автобусов, автомобилей и другой техники. Белорусский лидер встретился также с представителями сербских деловых кругов. И экономическое взаимодействие стало постепенно расширяться.

В 2013 году Беларусь с официальным визитом посетил президент Сербии Томислав Николич. Лидеры двух стран тогда обсудили весь спектр двусторонних отношений в торговле, научно-технической и гуманитарной сферах, взаимодействие на международной арене.

Тогда же, в 2013 году, стартовало сотрудничество двух стран по ряду проектов. Торжественно заложили капсулу на месте строительства "Маяка Минска". Его возведение продолжается и сегодня. Сербская делегация встречалась с деловыми кругами Беларуси, посещала наши знаковые предприятия. Среди них был и МАЗ. Высокому гостю показали всю технику предприятия.

Через год - в 2014-м - переговоры по линии Минск - Белград продолжены уже в Сербии. Во время официального визита Президента Беларуси подписан пакет документов о расширении сотрудничества в различных сферах. Страны озвучили и желаемую цифру в товарообороте - полмиллиарда долларов. И постепенно двигаются к ней.

За последние 5 лет товарооборот увеличили почти в пять раз. Если в 2009-м он чуть превышал 50 миллионов, то в 2014-м достиг почти 250 миллионов долларов. Сербия поставляет в нашу страну фрукты, овощи, лаки, краски, трикотажные изделия. Почти 80% нашего экспорта в эту страну - сжиженный газ, нефтепродукты. Также мы продаем ткани, бумагу БелАЗы и троллейбусы.

Первые 10 троллейбусов мы продали в Сербию в 2000 году. Можно назвать это пробой пера и заявкой на будущие контракты.

Пять лет назад про это предприятие белорусские СМИ написали так: Белкоммунмаш выиграл тендер на поставку 83 троллейбусов в Сербию. Наше предложение оценили как самое конкурентоспособное по техническим характеристикам и соотношению цена - качество. Мы обошли тогда европейцев, украинцев и китайцев.

На предприятии говорят, что 95% троллейбусного парка Белграда сегодня белорусские. Правда цветовая гамма менялась, сначала мы продали сербам белые троллейбусы, потом оранжевые, а последняя партия стала красной. Для сербского рынка были учтены и такие пожелания заказчика, как установка урны для мусора, кондиционеры в салоне, отдельный вход для водителя.

Белкоммунмаш собирается участвовать в новом тендере. Разработан и новый дизайн троллейбусов. Его пока держат в секрете. А вот техническими характеристиками делятся.

10 лет назад сербский рынок открыл и белорусский МАЗ. Начальник отдела экспорта вспоминает как изучали этот рынок и постепенно входили на него. Начинали с продаж пассажирских автобусов. И уже сегодня те, кто купил пробную партию тогда, возвращаются снова. В конце декабря МАЗ продаст еще 45 единиц техники. Кроме того, в Сербии у предприятия и свое сборочное производство.

В следующем году предприятие рассчитывает на новые контракты на 100 единиц техники, причем половину из этого соберут на сборочном производстве в Сербии.

Цвет города Белграда - красный. Троллейбусы, автобусы по заказу окрашивают в этот цвет. За 10-летнее сотрудничество Беларусь продала около 350 единиц техники МАЗ на 30 миллионов долларов. Крупный контракт намечается и на следующий год с МВД Сербии на поставку для МЧС пожарной техники.

Новую машину покажут президенту Сербии уже во время этого визита. Как и другие лучшие образцы техники МАЗа и МТЗ. 


Популярное

Рекомендуем

Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =