Параллельно с переговорами лидеров двух стран в Киеве деловые круги обменивались контактами и подписывали контракты на бизнес-форуме двух стран. Бизнесмены заключили порядка 20 сделок. Сумма почти 50 миллионов долларов за один день. Речь идет о поставках техники, а также о совместной работе над проектами в строительстве и нефтехимическом секторе. Алексей Адашкин весь день следил за бизнес-переговорами.
Именно так выглядят комплекты для сборки белорусских лифтов, которые уже 12 лет поступают на партнерское предприятие в украинский Вышгород. За последние десять лет здесь совместно произвели 6 000 поднимающих устройств. Этот завод сегодня занимает треть всего рынка в стране. А в Украине лифты ежедневно перевозят более 25 миллионов человек. Конкурировать приходится с мировыми лидерами, которые здесь широко представлены и пользуются тем, что страна состоит в ВТО.
На территориях двух стран работают 13 совместных сборочных производств. 7 из них – в Украине. Всего же импортом-экспортом между Минском и Киевом занимаются более 5 тысяч компаний и предприятий.
Топ-менеджеры крупнейших этих фирм сегодня утром собрались на Большой Житомирской. Именно здесь находится Украинская торгово-промышленная палата, в офисе которой и прошел масштабный бизнес-форум. Сотрудничество обсуждали прямо на крыльце. Вот, к примеру, директор БелАЗа еще на входе в здание ведет переговоры со своими партнерами – представителями транснациональной корпорации Arcelor Mittal в Украине.
Парамжит Калон, гендиректор Пао "АрселорМиттал Кривой Рог":
"Мы покупаем технику БелАЗ уже несколько лет подряд. Мы считаем, что это очень надежное предприятие, с эффективным производством, легко идущая на контакт. Учитывая это, мы настроены на дальнейшее сотрудничество. В Украине мы одна из крупнейших добывающих компаний. И нам нужно очень много карьерных самосвалов. И БелАЗ помогает нам развивать наши рудники и совершенствовать парк техники. Выгода для обеих сторон".
Количество участников этого делового конгресса оказалось впечатляющим. На форуме собрались почти полтысячи предпринимателей и промышленников из двух стран. Разговор шел вокруг главной темы – как нарастить совместную экономику. Товарооборот идет вверх, но все еще существенно не дотягивает до прежних времен.
Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты:
"В форуме принимает участие беспрецедентное число бизнесменов. Важно, что это мероприятие проходит в рамках визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Украину. Это серьезный сигнал для бизнес-сообщества двух стран. Несмотря на все сложности и опасения, мы должны работать. У нас есть не только общая история успеха, когда мы говорим о 2012 годе, но и серьезное большое общее будущее как у стран, так и у бизнеса".
Рекордным сегодня стало и количество контрактов, которые подписали участники форума. Почти два десятка документов на общую сумму, превышающую 45 миллионов долларов. День работы такого числа топ-менеджеров стоит дорого. Еще более ценный тот долгосрочный эффект, который окажут эти документы на экономики двух стран.
Прямо сейчас мы становимся свидетелями того, как деловые контакты превращаются в коммерческие контракты. Подпись на документе – вроде бы все просто. Но ее предваряют порой месяцы переговоров, согласований, торгов. Ведь в этих бумагах – семизначные суммы в долларах, часто – новые рабочие места и завоеванные ниши на новых рынках.
Самые крупные договоренности – о поставках белорусских удобрений. Аграрный сектор в Украине растет – только за прошлый год увеличился на 6%.
Большой интерес у компаний Украины и к использованию белорусских технологий в нефтегазовой сфере. Белоруснефть, в частности, построит четыре газовые скважины в Полтавской области. Тендеры на такие услуги предприятие из нашей страны уверенно выигрывает.
Пользуясь моментом, во время кофе-брейка заходим в кабинет к президенту Украинской торгово-промышленной палаты. Геннадия Чижикова можно назвать настоящим лоббистом наших интересов. Он наполовину белорус. Его отец родом из Витебской области – всю жизнь проработал на Донбассе. Сегодня Геннадий Чижиков возглавляет объединение бизнесменов, в составе которого 8 тысяч человек. Поэтому ему хорошо известно о том, как украинские предприниматели смотрят на Беларусь, и как геополитика может ускорить взаимную экономику.
Грузовики МАЗ пользуются в Украине сегодня повышенным спросом. Наш автогигант планирует занять четверть всего рынка этой страны. Уже в этом году поставки вырастут вдвое. Под Киевом – в Броварах – работает и совместное сборочное производство.
МАЗы – автобусы – постепенно покоряют украинские города. В одном только Киеве сегодня ездит более трех сотен таких желтых пассажирских машин. Буквально месяц назад Минский автомобильный выиграл тендер на поставку еще сотни автобусов в город на Днепре.
При этом практически вся белорусская техника ездит в Украине на белорусском же топливе. Ведь горючее из нашей страны занимает больше половины рынка нашей южной соседки.
Белорусские нефтяники начали открывать в Украине и собственные заправки. Одна из них находится на пути из Киева в международный аэропорт Борисполь. Ее проезжают все высокопоставленные гости украинской столицы. Видеть ее сегодня мог и Президент Александр Лукашенко. На АЗС – магазин и ресторан белорусской кухни с понятным украинцам названием «Сябры». В меню – сразу восемь видов драников.
Ежедневно здесь продают примерно 15 000 литров топлива. Белорусских заправок в Украине пока четыре. Но сеть планируется существенно расширить.
На рынке Украины сегодня можно купить любую белорусскую продукцию – от текстиля и до БелАЗов. Качество товаров из нашей страны уже давно здесь стало символом надежности. Может, в том числе и за счет этого, Беларусь здесь действительно воспринимают по-особому. Согласно соцопросам, более 80% украинцев положительно относятся к нам. И заработав такую репутацию, нам сегодня проще превращать симпатии во взаимовыгодные проекты.