В Беларуси появится новое ведомство - Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Оно создано на базе Минторга. Главные функции - противодействие монополизму и развитие добросовестной конкуренции, регулирование цен и тарифов, а также защита внутреннего рынка, создание равных условий для всех его участников. Что скрывается за новым названием старого ведомства?
Первые комментарии от Минторга, предпринимателей и экономистов - у нашего корреспондента Светланы Лукьянюк. Вывеска на фасаде министерства еще старая. Но внутри уже все постепенно меняется. Новые функции, это первые совещания и четкое обозначенные полномочия. Теперь Минторг стал Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Узнаем, выиграют ли от этого производители, торговля, да и мы с вами, покупатели.
Официально министерство сменит название через три месяца. Но уже сегодня здесь готовы стать антимонопольным регулятором. Монополия - слово греческое, в переводе - «один продаю» или «единственный продавец», означает исключительное право на какую-либо деятельность, навязывание собственных интересов и получение всей прибыли. Но от таких шагов в проигрыше остаемся мы с вами. Ведь монополист в отсутствии конкуренции цены взвинчивает, о качестве перестает заботиться, вынуждая нас покупать то, что есть.
Поэтому уже несколько месяцев тема передачи Минторгу функций антимонопольного регулятора широко обсуждалась в экономических кругах. На это теперь и будут работать в министерстве. Ведь меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабильности рынка и совершенствованию экономики в целом.
О создании мощного антимонопольного органа говорил Президент Александр Лукашенко на встрече с министром Владимиром Колтовичем еще в начале года, обращая внимание на то, что сегодня Беларуси нужна новая система торговли, а чиновникам ведомства - новые полномочия.
О стимулировании предпринимательской активности и насыщенности потребительского рынка заявлял Глава государства и во время Послания Национальному собранию и белорусскому народу. Речь шла и о поддержке добросовестной конкуренции, и недопущении необоснованного роста цен.
Сегодняшний указ о ребрендинге Минторга определил главный приоритет: конкуренция на внутреннем рынке для государства превыше всего. Для товаров и услуг все условия по завоеванию своего покупателя без административных припонов. Причем защищая свой внутренний рынок, мы не ставим барьеров и иностранным производителям.
Владельцы магазинов о проблемах торговли знают не понаслышке. Говорят, антимонопольного регулятора ждали все предприниматели и субъекты хозяйствования. Почувствуют выгоду и покупатели. Правильность шага увидим уже через некоторое время. Ведь монополия и отсутствие конкуренции - самая актуальная проблема в современной экономике. Рынками должно управлять равновесие между спросом и предложением, чтобы не было доминирования тех или иных производителей в магазинах в разных регионах Беларуси. Теперь эти задачи стоят перед новым министерством.
Три месяца до официального перехода на новое название дается на проведение и технических процедур. Ведь в состав Минторга переходит Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также антимонопольные управления облисполкомов и Минского горисполкома. Так, новое ведомство станет штабом и по контролю за ценами и по насыщению магазинов широким ассортиментом товаров.