До конца месяца наша южная соседка рассчитывает импортировать около 30 000 тонн дизельного топлива Мозырского НПЗ. О готовности удовлетворить запросы украинских партнеров заявили в концерне "Белнефтехим". Когда восстановится работа нефтепереработчиков после истории с загрязнением? Сколько составили потери Беларуси? И есть ли альтернативные поставщики сырья?
Узнаем у нашего корреспондента Ольги Анищенко.
История апрельского форс-мажора для Беларуси еще не закончена
Интерес к тенденциям мировой нефтепереработки ежегодно приводит в белорусскую столицу известных экспертов отрасли, аналитиков рынка. В нынешнем году поводов для такого диалога куда больше и у Беларуси. Налоговый маневр в России сказался на доходах бюджета, грязная нефть, попавшая в "Дружбу", нарушила стабильную работу белорусских НПЗ. Как справиться с этими вызовами? О нынешнем и будущем нефтеиндустрии здесь рассуждают при широком международном участии.
История апрельского форс-мажора, когда в трубах "Дружбы" обнаружили сырье плохого качества, для Беларуси еще не закончена. Грязную нефть отправили обратно, транзит восстановили, но возобновить прежние годовые объемы поставок и прокачки не могут до сих пор. Лишь в сентябре транспортировка стала соответствовать привычным среднемесячным значениям. Годовые уже не восстановят. Чтобы компенсировать убытки, Беларусь вынуждена повышать тарифы на транспортировку сырья. За сентябрьским ростом последует февральский.
Руководство заявляет: чтобы целиком восполнить потери, тариф должен подскочить на 21 %
Февральское повышение тарифов на транзит из разряда плановых. Рост вне плана тоже возможен, заявляет белорусская сторона. Тем более что есть основания: резкое сокращение объемов транспортировки сырья. Россия не раз заявляла, что до конца года все восстановят. Беларусь-то не против. Но кто купит теперь уже сверх нормы? Европа утраченное уже возместила, в том числе поставками с американского рынка.
Белнефтехим в свою очередь убеждает: существенные потери отрасли - не повод перекладывать компенсацию убытков на потребителя
Рост цен на топливо в копеечных пределах - это ответ на волотильность рынка нефти. На то, будет расти стоимость бензина или нет, влияют лишь три фактора: колебание цен на сырье, налоговая политика и курсы валют. И эта стратегия корректировки цен меняться не будет.
Тем временем Беларусь продолжает подсчитывать убытки после ЧП на "Дружбе". Зато с потерями в результате российского налогового маневра ясности больше. Здесь порядок цифр другой: более 200 миллионов долларов с начала года. К поставкам сырья в Беларусь готов подключиться Казахстан. Соглашение уже отработано. Рассчитывают, что подпишут документ в октябре на высшем уровне, а уже после определятся с объемами поставок.