Беларусь создаст свои портовые мощности на северо-западе России. Это один из главных итогов сегодняшнего совещания у главы государства. Развитие и строительство наших собственных портов и всей сопутствующей инфраструктуры - личная договоренность лидеров Беларуси и России. Как заявил Александр Лукашенко, в этом вопросе Владимир Путин пообещал всяческую поддержку.
Сейчас мы строим свой порт на Балтике в Бронке, параллельно правительство прорабатывает еще несколько вариантов. После введения санкций Беларусь переориентировала свои грузопотоки из портов Литвы и Латвии на российские. В части новых проектов стоит задача (насколько это возможно) с минимальными затратами диверсифицировать поставки. Что касается наших соседей, они не просто бесцеремонно прервали сотрудничество, так еще и присвоили себе нашу собственность. Пример - это белорусские санатории, в которые теперь не могут приехать на лечение наши люди. Или блокировка грузов в портах, которые почти на треть принадлежат нашим компаниям. Александр Лукашенко поручил в самое ближайшее время принять ответные меры. Илона Красутская подробнее.
Получается - как в воду глядели! Еще до тотальной блокировки наших грузов в портах Литвы и Латвии лидеры Беларуси и России обсуждали, как быть в случае "если". Буквально совсем недавно литовцы и латыши бились за наши грузопотоки, продавали Беларуськалию и калийной компании пакеты акций, а потом поставили крест на сотрудничестве.
А мы быстро переориентировались на российские порты.
Президент о создании белорусских портовых мощностей в России
По словам Президента, для Беларуси сейчас выпал хороший шанс создать собственную портовую инфраструктуру. "О чем мы, в общем-то, давно мечтали. Российская Федерация открыла для нас двери на всех уровнях. По крайней мере со стороны президента России, с которым я вел и веду переговоры по этим вопросам, препятствий никаких нет, исключительная поддержка", - сказал глава государства.
Беларусь сотрудничает с 9-ю российскими портами
Беларусь сейчас сотрудничает с девятью российскими портами на разных морях. Если в прошлом году цифра была совсем незначительная, то в этом полугодии мы отправили через них около двух миллионов тонн различных грузов. При этом действуют особые тарифы, выгодные для обеих сторон. Например, для поставки продуктов питания в Китай Беларусь использует порты Владивостока.
Во время недавнего визита белорусского лидера в Санкт-Петербург договорились о перевалке наших грузов через порты Ленинградской области. Мы приступили к строительству собственного в Бронке, где наш Президент наблюдал за ходом работ.
А. Лукашенко: Беларусь должна использовать каждый свободный метр российских портов для отгрузки товаров
"У нас нет времени ждать, пока построится та или иная инфраструктура в каком-то порту. Речь идет сегодня прежде всего о северо-западном регионе Российской Федерации. Президент России лично показал мне все порты Питера и вокруг него (он знает это досконально) и предложил: выбирайте любое направление. Но я ему сказал: нам уже сегодня нужно грузить. Говорит: любую точку - и начинайте грузить. Поэтому я так образно часто говорю: пока будем строить, мешками будем грузить. Естественно, 12 миллионов тонн и больше мешками не загрузишь, но, тем не менее, это говорит о том, что мы уже сегодня должны буквально на каждом свободном квадратном метре российских портов грузить свои товары", - подчеркнул Александр Лукашенко.
"Со стороны государства должна быть полная поддержка. Такую же поддержку я получил и от президента России. Скажите, что надо для того, чтобы более оперативно строить и сегодня в имеющихся портах (вы знаете, где есть свободные мощности) грузить наши грузы", - добавил Президент.
Беларусь создаст портовые мощности на северо-западе России
Решено! Беларусь создаст собственные портовые мощности на северо-западе России. Пока не разглашается конкретная геолокация. В правительстве для начала хотят закрыть сделку. Параллельно просчитывают экономику еще нескольких подобных проектов.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси:
Этот проект заработает в самое ближайшее время - до конца этого года, это точно. Что касается двух или трех локаций дополнительных, по ним Президент потребовал провести еще дополнительный анализ экономических параметров и уточнить стоимость вложений, потому что там необходим больший размер вложений в инфраструктуру, поэтому надо посмотреть в условиях нынешних реалий, как это будет отражаться на экономике этих портов.
Президент: Отжимать собственность никому не позволено!
Из-за чьих-то амбиций литовцы и латыши, некогда конкурировавшие за белорусский грузопоток, остались без крупного партнера. А ведь Клайпеда была лидером по транспортировке калийных удобрений. Ладно, там прикрылись санкциями и реакцией на спецоперацию, но зачем белорусскую собственность-то присвоили?!
Глава государства обратил внимание, что, помимо санкций в отношении транспортировки калия, Литва также фактически забрала собственность белорусского предприятия в Клайпеде. Как известно, с 2013 года Беларуськалий является собственником 30 % акций клайпедского терминала сыпучих грузов ВКТ.
"Мало того что эти санкции незаконно ввели, так еще и фактически забрали вашу собственность", - обратился Александр Лукашенко к участникам совещания.
"Отжали", - уточнил премьер-министр Роман Головченко.
"Это не должно безнаказанно пройти, - подчеркнул Президент. - Продумайте и мне доложите, какие меры мы можем и примем в ближайшее время и в среднесрочной перспективе. Отбирать, отжимать собственность никому не позволено. Мало того что там наши санатории, где мы лечили чернобыльцев, как ты говоришь, отжали (речь о санатории "Белоруссия" в латвийской Юрмале, вынужденном прекратить работу из-за санкций. - Прим. БелТА), так и здесь. Это же немалые деньги. Поэтому меры должны быть приняты как сегодня-завтра, так и послезавтра".
Реакция Беларуси на отжим своей доли в порту Клайпеды
Наш ответ на отжим белорусской собственности в Прибалтике будет зеркальным, но цивилизованным - сказал премьер-министр. Агрессии со стороны Беларуси точно не стоит ждать.
"Вся собственность и юридических, и физических лиц недружественных государств Республике Беларусь известна, она подсчитана", - продолжил Роман Головченко.
Глава правительства заверил, что никаких агрессивных действий с белорусской стороны не будет: "Мы настроены и со всех площадок говорим, что хотим выстраивать цивилизованные торговые, коммерческие отношения. Но если в отношении нас применяют агрессивные действия экономического толка, конечно же, мы молчать не будем. Как минимум это будут зеркальные решения. Но до последнего будем взывать к голосу разума, если его кто-то услышит".
Беларусь продолжит создание собственных портовых мощностей в России
Несмотря на все перипетии, логистические цепочки обновляются. А стоимость тех же калийных удобрений даже с учетом длинных транспортных коридоров только растет. Так что, ситуация отыгрывается за счет увеличения цены. Спрашивается: кто кому в итоге сделал хуже?
Читайте также:
-
Это не должно безнаказанно пройти - Лукашенко об "отжиме" белорусской доли в порту Клайпеды
-
Лукашенко: Беларусь должна использовать каждый свободный метр российских портов для отгрузки товаров