Сформирована новая модель белорусской экономики

Критерии эффективности работы всего экономического блока накануне указом № 78 утвердил Глава государства. Эти меры должны увеличить результативность социально-экономического комплекса страны. Итак, принцип "государство для народа" остался приоритетным. Как и прежде, главное - человек. Но поддерживая тех, кому не просто, государство обязано производить и выгодно продать. Отсюда и расширение географии экспорта, и развитие малого и среднего бизнеса, и снижение ставок по кредитам. В документе заложены и четкие подходы по мобилизации госаппарата. Все пункты эффективности указа проанализировал Андрей Кривошеев. Главная особенность 78-го указа - в его системности. Это отражено даже в названии: «Эффективность социально-экономического комплекса», т.е. бизнес, финансы, собственность идут в неразрывной связке с интересами общества. По сути же 78-й указ - это полновесная экономическая программа, пусть и на короткую перспективу. Программа стоит на 4 китах. Первое - безусловно, экономика, как зарабатывать деньги в непростое время. Второе - социальная поддержка, экономят все: и бизнес, и государство, и общество, но не на тех, кому сложнее всего. Третье - финансовая дисциплина и по внешним займам, и по несрочным тратам. Ремонты офисов и долгоокупаемые проекты подождут до лучших времен. Наконец, кадровая реформа, чистка бюрократических функций и персональная ответственность - от премьер-министра и его замов до главы райисполкома. Как показывает опыт соседей, без этой системности и персональной оценки управленцев на любом уровне программа мер всегда оборачивается неэффективностью и социальными потрясениями. При жесткости мер указ сохраняет баланс интересов общества, бизнеса и государства. Тот самый главный критерий, который Президент озвучил на совещании в понедельник, - социально ориентированная экономика остается, с выбранного курса не свернем. В экономической части указ фиксирует все требования и поручения Президента, озвученные за 2 последних месяца. По пунктам, конкретно с четкими цифрами. Снижение на четверть себестоимости, создание 50 тысяч эффективных рабочих мест, в том числе в частном малом и среднем бизнесе. Т.е. не купи - продай, а произведи, продай, желательно на экспорт или замещая импорт. Все новые проекты, включая услуги (тот же транспорт, логистика, страхование, сервис), должны принести не менее 600 миллионов долларов выручки в год. Серьезная цифра, за которой примерно десяток заводов с оборотами Штадлера или около сотни малых цехов, мастерских и центров услуг. Еще одна планка - возврат денег за уже поставленный экспорт. До конца года - не менее 100 миллионов долларов. С учетом проблем у партнеров в ЕС и СНГ - серьезное испытание для юристов и служб продаж. Из хороших новостей для честного бизнеса - сильное антимонопольное регулирование, упрощенный доступ к китайским кредитным линиям, поэтапное снижение кредитных ставок и компенсация процентов на конкурсной основе через Банк развития. Главные критерии поддержки - повышение прибыли и сокращение затрат. Важнейший пункт - постепенный уход от перекрестного субсидирования по коммунальным услугам. Это когда государство раздает деньги десятку коммунальных ведомств - от водоканала до энергетиков, чтобы те не повышали тарифы для населения. В теории хорошо. На практике: у коммунальщиков нет стимула экономить - всегда можно выпросить субсидию из бюджета. Разобраться в тарифах почти невозможно. Сколько реально оплачивает человек? Сколько стоит, скажем, вывоз мусора? Есть ли в тарифах безалаберность и коррупция? Уход от перекрестных субсидий и выход на 50-процентное возмещение, но реальных, пересчитанных и прозрачных тарифов - стратегия указа. При этом деньги из бюджета получат не коммунальщики, а конкретные семьи через адресную соцпомощь и компенсацию тарифов. На эти цели выделяется почти 11 триллионов рублей - 8 из республиканского, 2,8 - из местных. Безналичные субсидии малообеспеченным заработают уже с 1 октября, т.е. нового отопительного сезона. Кстати, повышение тарифов - всегда соблазн для торговли задрать цены. На этот случай в указе определена планка - 3,7 % в общую копилку инфляции. Все остальное за счет резервов, снижения наценок, сокращения посредников и администраций, эффекта от объемов. Дополнительно с 1 марта - повышение бюджета прожиточного минимума и пересмотр иных социальных выплат. В целях бюджетной экономии откладываются капитальные траты не первого порядка, включая ремонты, реконструкции, закупку оборудования и строительство. Первоочередное снижение затрат на импортное сырье, материалы и комплектующие и максимальное задействование местных ресурсов. Задача Нацбанку - наращивать золотовалютные резервы до уровня 3-месячного покрытия импорта и коротких внешних займов. Плюс персональная ответственность Нацбанка и правительства за педантичное погашение внешних валютных кредитов. Репутацию порядочного заемщика Беларуси нужно сохранить. Иначе ни о каких новых программах и рефинансировании прежних невозможно будет договориться с международными кредиторами. Запускается вторая оптимизация функций и численности госаппарата. Не простое сокращение, отталкиваются именно от функций: меньше бюрократии - меньше чиновников. Вся экономия - на повышение зарплат госуправленцам. Действенный стимул почистить ведомства. В АПК вводится упрощенная процедура финансового оздоровления хозяйств и расширяются права доверительных управляющих вплоть до передачи в собственность, если доказали свою эффективность. Плюс минимизация надзорных проверок и самих надзорных органов. Фискальным органам задача - не банкротить предприятия здесь и сейчас, скажем, санкциями и штрафами, а помогать вывести их на стабильную и безубыточную работу в будущем. До 1 июня должна быть разработана обновленная кадровая политика, комплексно от обучения и премирования до снятия с должности. Оценить работу вертикали власти по указу можно по прозрачным критериям. Премьер-министр и глава Нацбанка - макроэкономическая стабильность и управление валютными обязательствами. Вице-премьеры и МИД - объемы и география экспорта, министры и главы концернов - прямые иностранные инвестиции и импортозамещение. Губернаторы и местные власти - плюс новые рабочие места. Директорат на госпредприятиях - чистая прибыль и сокращение себестоимости. Т.е. у каждого пункта президентского указа есть свой конкретный исполнитель, он же отвечает за результат и шире за эффективность и устойчивое развитие, во имя которых и принимается программа жестких, но оправданных мер.
24.02.2016 21:03

Критерии эффективности работы всего экономического блока накануне указом № 78 утвердил Глава государства. Эти меры должны увеличить результативность социально-экономического комплекса страны. Итак, принцип "государство для народа" остался приоритетным. Как и прежде, главное - человек. Но поддерживая тех, кому не просто, государство обязано производить и выгодно продать. Отсюда и расширение географии экспорта, и развитие малого и среднего бизнеса, и снижение ставок по кредитам. В документе заложены и четкие подходы по мобилизации госаппарата.

Все пункты эффективности указа проанализировал Андрей Кривошеев. Главная особенность 78-го указа - в его системности. Это отражено даже в названии: «Эффективность социально-экономического комплекса», т.е. бизнес, финансы, собственность идут в неразрывной связке с интересами общества. По сути же 78-й указ - это полновесная экономическая программа, пусть и на короткую перспективу.

Программа стоит на 4 китах. Первое - безусловно, экономика, как зарабатывать деньги в непростое время.

Второе - социальная поддержка, экономят все: и бизнес, и государство, и общество, но не на тех, кому сложнее всего.

Третье - финансовая дисциплина и по внешним займам, и по несрочным тратам. Ремонты офисов и долгоокупаемые проекты подождут до лучших времен.

Наконец, кадровая реформа, чистка бюрократических функций и персональная ответственность - от премьер-министра и его замов до главы райисполкома.

Как показывает опыт соседей, без этой системности и персональной оценки управленцев на любом уровне программа мер всегда оборачивается неэффективностью и социальными потрясениями.

При жесткости мер указ сохраняет баланс интересов общества, бизнеса и государства. Тот самый главный критерий, который Президент озвучил на совещании в понедельник, - социально ориентированная экономика остается, с выбранного курса не свернем.

В экономической части указ фиксирует все требования и поручения Президента, озвученные за 2 последних месяца. По пунктам, конкретно с четкими цифрами.

Снижение на четверть себестоимости, создание 50 тысяч эффективных рабочих мест, в том числе в частном малом и среднем бизнесе. Т.е. не купи - продай, а произведи, продай, желательно на экспорт или замещая импорт. Все новые проекты, включая услуги (тот же транспорт, логистика, страхование, сервис), должны принести не менее 600 миллионов долларов выручки в год. Серьезная цифра, за которой примерно десяток заводов с оборотами Штадлера или около сотни малых цехов, мастерских и центров услуг.

Еще одна планка - возврат денег за уже поставленный экспорт. До конца года - не менее 100 миллионов долларов. С учетом проблем у партнеров в ЕС и СНГ - серьезное испытание для юристов и служб продаж.

Из хороших новостей для честного бизнеса - сильное антимонопольное регулирование, упрощенный доступ к китайским кредитным линиям, поэтапное снижение кредитных ставок и компенсация процентов на конкурсной основе через Банк развития. Главные критерии поддержки - повышение прибыли и сокращение затрат.

Важнейший пункт - постепенный уход от перекрестного субсидирования по коммунальным услугам. Это когда государство раздает деньги десятку коммунальных ведомств - от водоканала до энергетиков, чтобы те не повышали тарифы для населения. В теории хорошо. На практике: у коммунальщиков нет стимула экономить - всегда можно выпросить субсидию из бюджета. Разобраться в тарифах почти невозможно. Сколько реально оплачивает человек? Сколько стоит, скажем, вывоз мусора? Есть ли в тарифах безалаберность и коррупция?

Уход от перекрестных субсидий и выход на 50-процентное возмещение, но реальных, пересчитанных и прозрачных тарифов - стратегия указа. При этом деньги из бюджета получат не коммунальщики, а конкретные семьи через адресную соцпомощь и компенсацию тарифов. На эти цели выделяется почти 11 триллионов рублей - 8 из республиканского, 2,8 - из местных. Безналичные субсидии малообеспеченным заработают уже с 1 октября, т.е. нового отопительного сезона.

Кстати, повышение тарифов - всегда соблазн для торговли задрать цены. На этот случай в указе определена планка - 3,7 % в общую копилку инфляции. Все остальное за счет резервов, снижения наценок, сокращения посредников и администраций, эффекта от объемов.

Дополнительно с 1 марта - повышение бюджета прожиточного минимума и пересмотр иных социальных выплат.

В целях бюджетной экономии откладываются капитальные траты не первого порядка, включая ремонты, реконструкции, закупку оборудования и строительство.

Первоочередное снижение затрат на импортное сырье, материалы и комплектующие и максимальное задействование местных ресурсов.

Задача Нацбанку - наращивать золотовалютные резервы до уровня 3-месячного покрытия импорта и коротких внешних займов. Плюс персональная ответственность Нацбанка и правительства за педантичное погашение внешних валютных кредитов. Репутацию порядочного заемщика Беларуси нужно сохранить. Иначе ни о каких новых программах и рефинансировании прежних невозможно будет договориться с международными кредиторами.

Запускается вторая оптимизация функций и численности госаппарата. Не простое сокращение, отталкиваются именно от функций: меньше бюрократии - меньше чиновников. Вся экономия - на повышение зарплат госуправленцам. Действенный стимул почистить ведомства.

В АПК вводится упрощенная процедура финансового оздоровления хозяйств и расширяются права доверительных управляющих вплоть до передачи в собственность, если доказали свою эффективность.

Плюс минимизация надзорных проверок и самих надзорных органов. Фискальным органам задача - не банкротить предприятия здесь и сейчас, скажем, санкциями и штрафами, а помогать вывести их на стабильную и безубыточную работу в будущем.

До 1 июня должна быть разработана обновленная кадровая политика, комплексно от обучения и премирования до снятия с должности.

Оценить работу вертикали власти по указу можно по прозрачным критериям. Премьер-министр и глава Нацбанка - макроэкономическая стабильность и управление валютными обязательствами. Вице-премьеры и МИД - объемы и география экспорта, министры и главы концернов - прямые иностранные инвестиции и импортозамещение. Губернаторы и местные власти - плюс новые рабочие места. Директорат на госпредприятиях - чистая прибыль и сокращение себестоимости.

Т.е. у каждого пункта президентского указа есть свой конкретный исполнитель, он же отвечает за результат и шире за эффективность и устойчивое развитие, во имя которых и принимается программа жестких, но оправданных мер.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =