Развитие предпринимательства в малых городах и на селе

13 Августа 2017

В последнее время новые предприятия в малых городах и тем более на селе, скажем прямо, появляются не очень активно. А между тем именно работающее производство - залог того, что на малой родине захочет остаться молодежь, да и жизнь вокруг этого предприятия будет вертеться. Выгодно станет открывать те же небольшие частные магазины, мастерские, кафе, мини-ателье, пекарни. В общем, развивать тот самый семейный бизнес, о котором мы пока больше слышим. Наш корреспондент Светлана Лукьянюк встретилась с предпринимателями, которые уверены: работать вдалеке от Минской кольцевой - можно. Хотя порой приходится сталкиваться с непонятными требованиями контролеров.

Не иначе как судьбой и не назовешь. Это было четыре года назад. В целом производству лет 15. Но до того как его у прежнего владельца выкупил Владимир, техника попросту простаивала.

Это Слуцкий район. В округе не больше 10 деревень. И только 2 крупные. На всей этой территории всего 2 предприятия. Одно ближе к городу по производству окон, а второе - в лесу. Здесь делают и фасуют древесный уголь.

Владимир в бизнесе 17 лет. Сейчас работает по упрощенной системе, платит 5 процентов от выручки. Его товар с колес уходит в торговлю. Мощности позволяют выпускать до 80 тысяч тон. В топку идет сухая или больная древесина. И получается уголь.

Работают 11 человек. Многие из Слуцка. Владелец помогает с подвозом. В день наматывает более 350 километров. Живет в Минске. Но считает главное желание работать, и расстояние здесь точно не помеха.

В планах у предпринимателя задержаться здесь надолго. Уже купили скважину, планируют наладить производство воды. Хотят приобрести пилораму и трактор для подвоза дерева. За кредитной помощью обратился в Банк развития.

Он уже три года поддерживает малый бизнес. Профинансировано более тысячи проектов. На условиях - половина ставки рефинансирования плюс три с половиной процента. Сегодня это 9,5 процентов годовых. Получить деньги можно за месяц.

Это производство прошло весь путь от маленького швейного в Узде. До крупного игрока белорусского рынка. Открывают и новые филиалы в регионах. Все перекосы согласований пропустили через свои руки. Говорят, требования не должны доходить до абсурда. С такими столкнулись года два назад.

Тогда пришлось доказывать, что это технически невозможно. Выиграли. Но потрачены и нервы, и время. Тормозят развитие и многочисленные согласования проектов по строительству. А вот приходов контролеров - меньше. О чем гласят станицы журнала проверок. Здесь сегодня уже больше пустых строк.

Это доказывают и те, кто работает на земле. 13 лет назад Дмитрий создал козью ферму. До этого прогорев на поросятах. Но не сдался. Сначала хотели просто сдавать молоко переработчикам. Но крупным эта ниша не интересна. Мелких попросту нет. Тогда весь процесс взяли в свои руки. Четыре года назад построили собственный цех. Учились у сыроделов в Латвии и Польше. Сейчас под их зорким оком не только качество конечного продукта, а и весь процесс.

Желание работать взяло верх, хотя пришлось и перестраиваться, и дополнительно людей на производство брать. Сегодня здесь делают козий сыр, молоко и йогурты. Площадь 100 гектаров. И 800 коз. Поголовье уже планируют удвоить. Параллельно решая еще одну задачу - работать на равных с торговыми сетями.

Как одно из решений этой проблемы предлагает Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Без кредитов и капитала наладить свое дело - будь-то парикмахерская, кафе, мастерская или лавка - в селах и небольших городах до 10 тысяч населения. Сегодня обсуждается возможность дать такому бизнесу льготу – работать за одну базовую в месяц. Без сложной бухгалтерии. Тем самым помочь и мелким производителям, которым сложно пробиться в крупные сети, продать свой товар рядом с предприятием.

Ведь доля и розничный товарооборот сетевиков за три года показывает устойчивый плюс. У самого крупного из них - более 4 процентов. В то время как госторговля теряет выручку. Это притом, что количество магазинов у нее больше в 200 раз. Альтернативой могут стать как раз частники.

Сегодня по стране полтора миллиона квадратов свободных площадей. Такие картины с заколоченными школами и домами культуры могут получить вторую жизнь.

Как раз решать, что и где открыть по льготному режиму, после принятия указа, будут местные власти. Они смогут поддержать предприимчивых бизнесменов, готовых развивать конкуренцию во всех сегментах рынка, а от этого только выиграют жители этих небольших территорий.

Свой первый магазин в небольшом райцентре Николай Лебедев открыл 15 лет назад. Торговал стройматериалами. Недавно у него появился и продуктовый магазин и 7 новых рабочих мест. Точка популярна у местных жителей, за продуктами приезжают даже из соседних деревень.

Развитие предпринимательства в малых городах и на селе - это и возможность вырастить свой средний класс. Да и тот самый семейный бизнес. Дать людям работу рядом с домом. Чтобы молодежь оставалась.

Тем более, в планах у правительства - довести долю малого бизнеса в стране через три года в валовом внутреннем продукте до 40 %. Столько же по цифрам хотят, чтобы было там занятых от всех работающих. 


Популярное

Рекомендуем

Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =