Как не получается у части индивидуальных предпринимателей держать слово и соблюдать партнерское соглашение с властью. 1 января закончился второй по счету мораторий, разрешающий ИП-шникам распродавать остатки товаров легпрома без документов и сертификатов качества. В общей сложности уступка малому бизнесу длилась 18 месяцев. Однако даже столь внушительного по меркам деловых и оборотистых людей времени не хватило примерно четверти, чтобы легализовать свой бизнес и торговать по единым правилам со всей страной.
Скандальная история тянется уже месяц. Это время часть предпринимателей тратит на прогулы, забастовки, пререкания с налоговой и местной властью, а порой даже угрозы и политический шантаж. Вперед в прошлое? К челнокам, баулам, контрабанде и ширпотребу? Мы изучили скандальную историю с неприятным бекграундом.
21 января, вещевой рынок в Молодечно. Картина неприглядная во всех смыслах. Вместо торговли по закону государства и рынка - почти ленинские ходоки к местной власти. С единственным запросом - вновь закрыть глаза фактически на контрабанду ширпотреба без накладных и сертификатов. Вновь отменить равные условия конкуренции с местными же производителями. Вновь нарушить договор с государством, последний раз его публично закрепили 10 месяцев назад. Именно в марте 2015 под общее одобрение самого малого бизнеса договорились - с 1 января никаких новых уступок, только прозрачные условия торговли.
Поразительно, но аргументы сегодня те же, что и год, и два назад. Экономисты и, что убедительнее, цифры говорят - аргументы не состоятельны.
По пунктам.
Первое. Договор и обязательства. В бизнесе это святое. После двух уступок власти длиной в 18 месяцев согласились: 1 января - крайний срок. На дворе февраль, какие могут быть претензии?
Второе. Якобы не успели распродать. Но если товар залежался на год, значит он не нужен ни потребителям, ни рынку в целом. Это хлам, а не рыночный актив.
Третье. Мол, невозможно работать в равных условиях с коллегами. Но ведь три четверти ИП-шников выполнили договор: укрупнили дело, обзавелись собственными мастерскими и ателье, нашли поставщиков с документами, взяли на реализацию товар отечественного легпрома. Значит, для меньшинства это лишь предлог работать по-старому. Обманывая потребителя в качестве. Обманывая государство в налогах. Наконец, обманывая добросовестных коллег в конкурентной борьбе.
Четвертое. Якобы челноки самые обездоленные на рынке, если не по-старому, то в безработные. Безработица вещь неприятная, особенно для семей предпринимателей. Именно этот моральный аспект заставил власть дважды идти на уступки вопреки таможенным соглашениям. Но чем ИП-шник лучше швеи с фабрики или профессионального галантерейщика? Ведь серый ширпотреб без налогов с неизвестными объемами и качеством «убивает» отечественных производителей. В легпроме честно трудится свыше 100 тысяч человек. Чем они и главное их семьи хуже ИП-шников? Перед законом все равны.
Пятое. Протестующие упорствуют, что иного товара на рынке нет. Но это, мягко говоря, неправда. Многие производители за год ввели специальные программы поддержки реализации. Открыли сайты с полным модельным и размерным рядом, предлагают мелкий опт, товарные кредиты реализаторам, пробные партии, скидки… Т.е. готовы полностью обеспечить малый бизнес товаром со всеми документами. Это свои. А есть еще и иностранные оптовики. Например, турецкие. Сегодня у них проблемы в России и они ищут партнеров и дилеров в Беларуси. Солидных, легальных, надежных. Ищут, но упираются либо в запросы сверхприбыли, либо в единоличников, не готовых работать в команде.
Шестое. Ходят слухи, что белорусы в своей массе довольны и качеством, и ценой, и сервисом на боксовых «шанхайчиках». Это тоже далеко от истины. Потребитель в запросах далеко ушел от барахолок 90-х. Большинство в мегаполисах одевается в торговых центрах, ателье и фирменных магазинах без посредников. Растет интернет-торговля и шоп-туры к соседям в Польшу и Прибалтику. Жалобы на качество, цены и беззащитность в случае обмана на рынке - массовое явление. В паре «цена - качество» важны обе составляющие. А «впаривать» сомнительные тряпки все сложнее. Это признают и покупатели, и сами предприниматели. Вот популярные мнения с форумов: ...
gamylka
В Минске уже хватает брендовых магазинов, уберут ИП без документов - придут новые. В глубинках, конечно, совсем по-другому, зарплаты ниже и рынок с дешевыми тряпками пользуется спросом. Но, по-моему, самые предприимчивые найдут выход, остальные, те кто не хотят думать и вертеться, отвалятся.
jackie_chan
… Хватит накручивать 200-300 % (а иногда доходило и до 500 %) наценки на товар неизвестного качества и продавать его по цене фирменного товара. Вот это действительно надоело!
I am_Bielarus
И то правда. Договорились же, дали еще полгода продать остатки до 1 января. Многие ИП уже имеют сертификат и работают дальше спокойно. А другие все ноют. Ребята! Уговор дороже денег!
sd_scorp
… Просто боятся, что налоговики узнают реальную цену товара и тогда крепко спросят - «какого лешего» накрутка по 300 %. Поэтому так рьяно выступают против сертификации.
Dziima
... В 21 веке уже пора работать цивилизованно и забыть торговлю а-ля 90-е. Покупатели хотят знать, что приобретают, а сертификация - это безопасность потребителей.
И наконец, последний миф протестующих гласит, что государство несправедливо к ИП-шникам, которые его якобы кормят. Но челноки - это самозанятость, не больше. Налоги - минимальные, технологий ноль, в основном купи-продай. Валюта из страны утекает в российские и азиатские «черкизоны». Да и проблемы малого бизнеса государство регулярно решает уже десятилетие. Арендные ставки и торговые центры – комфортные условия. Льготы для бизнеса в провинции, недвижимость по минимальной цене с аукционов. Единые ставки налогов и упрощенная система. Регистрация за 1 день и сокращение проверок для добросовестных предпринимателей. Шутка ли, за год с дня выхода 222 указа малого и среднего бизнеса в стране стало на 17 % больше! Неужели растут «из-под палки»?
Эксперты и, что важнее, потребители уверены - теневые челноки должны остаться в 90-х. Стране нужен честный и чистый, равный по условиям бизнес. А потому 222-й указ и договор с ИП никто не отменяет. Вместе с обществом мы также продолжим внимательно следить за ситуацией в предпринимательской среде. Результаты мониторинга - в наших итоговых экономических и аналитических проектах.
Как не получается у части индивидуальных предпринимателей держать слово и соблюдать партнерское соглашение с властью. 1 января закончился второй по счету мораторий, разрешающий ИП-шникам распродавать остатки товаров легпрома без документов и сертификатов качества. В общей сложности уступка малому бизнесу длилась 18 месяцев. Однако даже столь внушительного по меркам деловых и оборотистых людей времени не хватило примерно четверти, чтобы легализовать свой бизнес и торговать по единым правилам со всей страной.
Скандальная история тянется уже месяц. Это время часть предпринимателей тратит на прогулы, забастовки, пререкания с налоговой и местной властью, а порой даже угрозы и политический шантаж. Вперед в прошлое? К челнокам, баулам, контрабанде и ширпотребу? Мы изучили скандальную историю с неприятным бекграундом.
21 января, вещевой рынок в Молодечно. Картина неприглядная во всех смыслах. Вместо торговли по закону государства и рынка - почти ленинские ходоки к местной власти. С единственным запросом - вновь закрыть глаза фактически на контрабанду ширпотреба без накладных и сертификатов. Вновь отменить равные условия конкуренции с местными же производителями. Вновь нарушить договор с государством, последний раз его публично закрепили 10 месяцев назад. Именно в марте 2015 под общее одобрение самого малого бизнеса договорились - с 1 января никаких новых уступок, только прозрачные условия торговли.
Поразительно, но аргументы сегодня те же, что и год, и два назад. Экономисты и, что убедительнее, цифры говорят - аргументы не состоятельны.
По пунктам.
Первое. Договор и обязательства. В бизнесе это святое. После двух уступок власти длиной в 18 месяцев согласились: 1 января - крайний срок. На дворе февраль, какие могут быть претензии?
Второе. Якобы не успели распродать. Но если товар залежался на год, значит он не нужен ни потребителям, ни рынку в целом. Это хлам, а не рыночный актив.
Третье. Мол, невозможно работать в равных условиях с коллегами. Но ведь три четверти ИП-шников выполнили договор: укрупнили дело, обзавелись собственными мастерскими и ателье, нашли поставщиков с документами, взяли на реализацию товар отечественного легпрома. Значит, для меньшинства это лишь предлог работать по-старому. Обманывая потребителя в качестве. Обманывая государство в налогах. Наконец, обманывая добросовестных коллег в конкурентной борьбе.
Четвертое. Якобы челноки самые обездоленные на рынке, если не по-старому, то в безработные. Безработица вещь неприятная, особенно для семей предпринимателей. Именно этот моральный аспект заставил власть дважды идти на уступки вопреки таможенным соглашениям. Но чем ИП-шник лучше швеи с фабрики или профессионального галантерейщика? Ведь серый ширпотреб без налогов с неизвестными объемами и качеством «убивает» отечественных производителей. В легпроме честно трудится свыше 100 тысяч человек. Чем они и главное их семьи хуже ИП-шников? Перед законом все равны.
Пятое. Протестующие упорствуют, что иного товара на рынке нет. Но это, мягко говоря, неправда. Многие производители за год ввели специальные программы поддержки реализации. Открыли сайты с полным модельным и размерным рядом, предлагают мелкий опт, товарные кредиты реализаторам, пробные партии, скидки… Т.е. готовы полностью обеспечить малый бизнес товаром со всеми документами. Это свои. А есть еще и иностранные оптовики. Например, турецкие. Сегодня у них проблемы в России и они ищут партнеров и дилеров в Беларуси. Солидных, легальных, надежных. Ищут, но упираются либо в запросы сверхприбыли, либо в единоличников, не готовых работать в команде.
Шестое. Ходят слухи, что белорусы в своей массе довольны и качеством, и ценой, и сервисом на боксовых «шанхайчиках». Это тоже далеко от истины. Потребитель в запросах далеко ушел от барахолок 90-х. Большинство в мегаполисах одевается в торговых центрах, ателье и фирменных магазинах без посредников. Растет интернет-торговля и шоп-туры к соседям в Польшу и Прибалтику. Жалобы на качество, цены и беззащитность в случае обмана на рынке - массовое явление. В паре «цена - качество» важны обе составляющие. А «впаривать» сомнительные тряпки все сложнее. Это признают и покупатели, и сами предприниматели. Вот популярные мнения с форумов: ...
gamylka
В Минске уже хватает брендовых магазинов, уберут ИП без документов - придут новые. В глубинках, конечно, совсем по-другому, зарплаты ниже и рынок с дешевыми тряпками пользуется спросом. Но, по-моему, самые предприимчивые найдут выход, остальные, те кто не хотят думать и вертеться, отвалятся.
jackie_chan
… Хватит накручивать 200-300 % (а иногда доходило и до 500 %) наценки на товар неизвестного качества и продавать его по цене фирменного товара. Вот это действительно надоело!
I am_Bielarus
И то правда. Договорились же, дали еще полгода продать остатки до 1 января. Многие ИП уже имеют сертификат и работают дальше спокойно. А другие все ноют. Ребята! Уговор дороже денег!
sd_scorp
… Просто боятся, что налоговики узнают реальную цену товара и тогда крепко спросят - «какого лешего» накрутка по 300 %. Поэтому так рьяно выступают против сертификации.
Dziima
... В 21 веке уже пора работать цивилизованно и забыть торговлю а-ля 90-е. Покупатели хотят знать, что приобретают, а сертификация - это безопасность потребителей.
И наконец, последний миф протестующих гласит, что государство несправедливо к ИП-шникам, которые его якобы кормят. Но челноки - это самозанятость, не больше. Налоги - минимальные, технологий ноль, в основном купи-продай. Валюта из страны утекает в российские и азиатские «черкизоны». Да и проблемы малого бизнеса государство регулярно решает уже десятилетие. Арендные ставки и торговые центры – комфортные условия. Льготы для бизнеса в провинции, недвижимость по минимальной цене с аукционов. Единые ставки налогов и упрощенная система. Регистрация за 1 день и сокращение проверок для добросовестных предпринимателей. Шутка ли, за год с дня выхода 222 указа малого и среднего бизнеса в стране стало на 17 % больше! Неужели растут «из-под палки»?
Эксперты и, что важнее, потребители уверены - теневые челноки должны остаться в 90-х. Стране нужен честный и чистый, равный по условиям бизнес. А потому 222-й указ и договор с ИП никто не отменяет. Вместе с обществом мы также продолжим внимательно следить за ситуацией в предпринимательской среде. Результаты мониторинга - в наших итоговых экономических и аналитических проектах.