Насыщенной выдалась эта пятница и у парламентариев. В Овальном зале правительство отчиталось о работе экономики. В гостях у депутатов и сенаторов вице-премьер Игорь Ляшенко, курирующий самые «тяжелые» сферы, в том числе с точки зрения их вклада в рост белорусской экономики. Правительство не снимает с себя обязательств выйти на 4 % ВВП по итогам года даже при условии пока нерешенных нефтяных вопросов с Россией. Впрочем, о нефти сегодня говорили детально. Как Минск и Москва договариваются о возобновлении партнерской работы в прежнем режиме на фоне недавних поставок некачественного сырья?
Ольга Анищенко из Овального зала Дома правительства.
Под занавес весенней сессии в Овальном зале ждали отчета правительства о работе секторов экономики, которые в этом году проходили проверку на прочность. На состояние топливного рынка не мог не повлиять налоговый маневр в России, ЧП с поставками грязной нефти ударило по нашим заводам-переработчикам. Восстановить прежние графики, в том числе работы на экспорт, еще предстоит, подтвердит сегодня правительство. Главное - за временными сложностями видеть эффективные решения.
Нефтяной форс-мажор заметно подпортил стране экспорт. Нефтепродукты, как известно, - львиная доля в корзине зарубежных поставок. Но после апрельских событий, когда с сырьем возникают проблемы, Беларусь временно закрывает внешние рынки, пытаясь не допустить дефицита на внутреннем. Вкупе с другими причинами объемы экспорта бензина и дизеля падают с начала года почти на 20 %. Параллельно страна теряет и от транзита нефти в западном и южном направлениях. А заводы вынуждены вести калькуляцию технологического ущерба. В Мозыре уже оценили потери.
Предстоящий капремонт на Мозырском заводе предоставит в распоряжение экспертов заверенные суммы ущерба. Об этом уведомят российских партнеров. Но это лишь часть тех потерь, которые Беларусь понесла в результате ЧП на "Дружбе". В правительстве сегодня уклонились от точных цифр (подсчеты все же дело не быстрое), назвав лишь эти потери значительными. Переговоры о компенсации убытков с российской стороной продолжаются.
Войти в прежний ритм работы станет возможно лишь к середине августа. К этому моменту трубы на белорусском участке освободят от некачественного сырья. Оно по сей день создает пробки в системе, препятствуя поступлению по отдельным направлениям чистой нефти. Пока вытеснили лишь половину объемов грязного сырья. Ежегодно Беларусь отправляла транзитом порядка 50 миллионов тонн нефти. Наверстают ли эти объемы до конца года? В переговорах с российской стороной звучит четкое да. Но в Беларуси не так уверены.
Правительство оценило и недополученные объемы нефти. Минус 250 тысяч тонн. Москва недавно говорила о дополнительных поставках: 200 тысяч получит "Нафтан". Но пока восполнить объемы не удалось. Допоставки будут. Но это не те цифры, которые выпали из годовых планов переработчиков.
Белорусские заводы готовятся и к предстоящей работе в условиях новых цен на нефть. Налоговый маневр в России на будущее (а это 2024 год) готовит Беларуси стоимость сырья в цену мировых значений. Правительство не скрывает: паритета цен на внутреннем рынке в сравнении с Россией не будет. У нас все же получится дороже. Но дешевле, чем в Европе. Литр 92-го, обещают, не превысит долларовой отметки.