Целому ряду столичных предприятий, чтобы удержаться на гребне волны, предстоит освоить пригород Минска. Яркий пример - легендарный Мотовело. Некогда флагман советской промышленности сегодня находится в стадии банкротства. Очевидно, что держаться за то, что приносит убытки, экономически нецелесообразно. Поэтому на территории пока еще действующего предприятия появится современный технопарк. Впрочем, пример с Мотовело - повод лишний раз обозначить возможные решения вопроса. Рациональное использование промышленных территорий в столице могло бы стать точкой роста для мегаполиса. Продолжит Евгений Каллаур.
Завод Мотовело: новый этап развития
От былой славы остался только "Аист". Цифра масштабного советского производства в 800 тысяч велосипедов за годы рыночного существования съежилась в 10 раз. Огромные пустующие площади предприятия в 164 тысяч квадратных метров содержит преемник Мотовело, с добавкой "завод", который теперь сам в поиске формулы выживаемости.
Сначала была идея полностью снести завод и отдать территорию под застройку, после - сохранить производственную функцию, однако ужать предприятие. Задумывались и над тем, чтобы преобразовать территорию в общественный центр для отдыха. С обустройством велотрека, музея велодвижения и отеля.
Судьбу завода, Минскградо согласовывал с Мингорисполкомом, который наряду с Госкоимущества - собственник предприятия. С вариантами развития промзоны вышли на Главу государства. Так было принято окончательное решение - сохранить производство, но с условием.
Светлана Сахарова, главный архитектор проектов УП "Минскградо": "Без больших сан зон и с инновациями. Поэтому, в нашем плане, вся эта территория, 27 гектаров, рассматривается как республиканский инновационный технопарк".
Ставка на технологичность, позволит создать компактный завод без потерь. На одном участке разместить производство и малый бизнес. К 2030 году, по словам разработчиков проекта, здесь могут появится научно-исследовательские центры и компании ІТ-сектора.
Вадим Тачкин, директор консультационной компании в сфере недвижимости: "С учетом развития технологий уже не нужны такие большие земельные участки под данное производство. Естественно, назрела необходимость территорию пересмотреть".
Новая жизнь для производств
Пример Мотовело показателен с точки зрения полезного преобразования территорий. Разумеется, перспектива переделать заводские площади под современный технологичный кластер светит не каждому предприятию. И в большей степени зависит от выполнения уже многолетней программы выноса заводов за пределы МКАД. Главный тормоз - элементарное отсутствие средств - миграция должна осуществляться за счет самого предприятия. Кто-то переехать успел, правда, не за границу города, а в столичные промзоны. Кому-то помогут покинуть Минск навсегда. Не из-за экономической несостоятельности, а экологической опасности.
Евгений Лобанов, эколог: "Понятно, что предприятия являются источниками загрязнений в атмосферу. И в первую очередь, я бы обратил внимание на возможности строительства новых предприятий. Это должно происходить все-таки не в центре города, не в городской черте, все-таки должно находится за городом".
Сегодня в списке на переезд более 18 объектов. В том числе "Минск Кристалл", " Белорусские обои", знаменитый Дрожжевой комбинат и "Галантея". Первопроходцем миграции, которая, кстати, дала толчок к дальнейшему развитию можно назвать "Авиаремонтный завод" - там вскоре появится новый цех.
Ольга Верамей, начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси: "Например, аэропорт Минск 1 - и теперь застройка жилых территорий там предусматривается с реконструкцией среды и общественных зон. Мне кажется, это хороший пример"
Вынос предприятий за границу столицы - процесс затратный и не быстрый. За этим десятки тысяч рабочих мест, часто узнаваемый бренд с историей и в целом перспективное производство. А тот же Мотовелозавод, пример еще одной альтернативы, когда освоение промышленных территорий может стать новой точкой роста для мегаполиса.