Новости
Экономика

Новый электроминивэн на базе китайского шасси вскоре покажут широкой общественности

9 Декабря 2018

На неделе стало известно, что новый электроминивэн на базе китайского шасси скоро будет презентован широкой общественности. И в перспективе планируется его производство из исключительно белорусских компонентов. Причем знаний и наработок у наших ученых уже достаточно, чтобы создавать на электротяге не только легковые машины. 

Звучит, как фантастика. Но наша коллега Алеся Высоцкая заглянула в лаборатории и увидела своими глазами, что уже сделано наукой страны, чтобы поднажать и достойно вступить в эру электромобилей. 

Прогноз Bloomberg - одного из ведущих поставщиков финансовой информации для профессиональных участников рынков - ожидали все, кто сделал ставку на замену углеводородов на чистое топливо, сенсация получилась для нефтяников. 20-е годы станут эрой электромобилей и приведут к очередному нефтяному кризису. И это станет той самой точкой сдвига, когда покупать продукты старого образца больше не будет смысла. Как это случилось в 70-е с телевизорами и в последние 10 лет со смартфонами. Мировой автопром пошел на перезагрузку.

Сергей Поддубко, гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: "Я считаю, у Беларуси есть большой шанс. В той же России практически все предприятия создали электромобили. Группы ГАЗ, КАМаз и другие предприятия. Но они это сделали на импортных комплектующих. А мы ставим задачи - создать их у себя. Это может стать отдельной статьей экспорта и базой создания электромобиля у себя".

Эксперты прогнозируют рост продаж элетромобилей. Мол, к 2020 году они уже и стоить будут, как их бензиновые конкуренты. Автопроизводители и высокотехнологичные компании вкладывают миллиарды долларов в новые модели. И речь не только о легковушках. Для Беларуси, которую знают в мире по БалАЗам, МАЗам и разнообразной линейке машин для АПК (с собственными конструкторскими находками и разработками!), занять и свою нишу в новом сегменте рынка - дело чести.

Презентация в 2017 году машины с начинкой, разработанной и созданной в Беларуси, ознаменовала новую эру в белорусском машиностроении. Претендовать на "Тесла-лавры" никто не стремился. А вот демонстрация возможностей белорусской науки получилась достойной. И уже сегодня можно сказать то, что мировой автопром вместе с наукой проходили десятилетия, белорусы в прыжке преодолели за два года - с момента постановки задачи Главой государства.

Сергей Поддубко, гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: "До того в Беларуси не занимались силовыми электроприводами, только использовали импортные комплектующие, так как это происходит на БелАЗе или на "Белкоммунмаше". Мы создали свою школу. Научились за это время разрабатывать изделия, начиная от электродвигателя, силовой электроники и тяговой батареи, электропривода. И сегодня с этим мы можем создавать различные типы электромобилей".

Если с запуском завода "Белджи" ученые заговорили о формировании отечественной школы легкового автопрома, то за последние два года, фактически, создана белорусская научная школа по электромобилю. Например, собственные конструкторские находки и технологии порошковой металлургии, не только удешевят двигатель, но сделают его легче.

Александр Котович, научный сотрудник Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: "Это даст нам возможность получать с одного килограмма двигателя больше энергии, нежели, чем классика. Он будет в десять раз меньше. Это преимущество".

Инвертор - устройство, которое управляет электродвигателем - тоже под прицелом ученых. Иметь собственное программное обеспечение - не просто престижно. Каждый производитель держит такие разработки в секрете.

Вадим Грищук, научный сотрудник Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: "Это наше ПО. Мы можем делать с ним, что хотим. Подстраивать под наши нужды, наши двигатели, любые инверторы. Нашли новое - внедрили. Посмотрели что не так - убрали".

Чтобы все разработки могли безопасно использоваться, им нужны испытания. И в Объединенном институте машиностроения уже готовят место для современной отраслевой лаборатории. Прямо здесь можно будет испытывать все новинки и тут же их сертифицировать.

Чисто белорусский электродвигатель и электропривод скоро заработают под капотом у этого минивэна. В партнерстве заинтересовался китайский производитель "Джой Лонг".

Александр Белевич, директор научно-инжинирингового центра Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: "Производитель готов нам поставлять его в той комплектации, как мы захотим. То есть, мы сейчас вот купили полный автомобиль. В следующем году мы будем ставить свой двигатель, и купить машину без него. Дальше мы будем делать свой привод, а значит, купим машину без него. Ставим туда свой привод".

Такой электроминивэн может стать экономной рабочей лошадкой, не требующей больших вливаний. Батарею, с учетом замечаний к первому экспериментальному электромобилю, из багажника - перенесли. И если раньше - это был огромный ящик - теперь все компактно.

Александр Белевич, директор научно-инжинирингового центра Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: "Упор сделан на электронику управления батареей. В чем особенность нашей батареи? Во-первых, она более устойчива ко внешним факторам. В чем беда корейских машин? Они не выдерживают нашу зиму, то есть, даже и не предназначены для эксплуатации зимой".

Батарея собирается у нас - пока из корейских ячеек. Ведутся и свои разработки. Главное - разработан батарейный блок. И вся электроника - белорусская.

Сергей Поддубко, гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси: "К тому времени, когда подоспеют наши ячейки белорусские, то мы просто заменим импортные на наши. А суть останется та же. С нашей силовой электроникой. А разработки такие идут".

Пока батарея на 40 киловатт-часов. По желанию можно будет собрать любой мощности, смотря как далеко без дозарядки захочет проехать заказчик. К слову, автокомпоненты в машине имеют более высокую добавленную стоимость, чем железо. Имея свои, а еще глобальный опыт в машиностроении, Беларусь может создавать любые машины. Например, вот такой электропомощник поможет экономить бюджет города. В работе и, так называемый модернизированный "Мишка" - пикап с электроприводом на два места с грузовым модулем для экозон и города.

А на новом опытном участке Объединенного института машиностроения работа идет над спортивным гоночным электромобилем. Тандем - Академии наук и творческого объединения.

Страны, делающие ставку на замену углеводородов, уже запустили программы по стимулированию спроса на электромобили. Параллельно, развивая сервис и необходимую инфраструктуру. Беларусь, хоть и в начале пути, но уже не на старте. Сеть электрозаправок развивает крупнейший в стране оператор. К Европейским играм их будет уже 200, в их числе и быстрозарядные.

Специалисты подсчитали, за год электромобиль потребляет в 4 тысячи киловатт-часов в среднем. По прогнозам, через 7 лет спрос на такое автомобильное топливо составит 2 миллиарда киловатт-часов в год. Иными словами - перспективы прекрасные. Тем более, что эксперты прогнозируют к 2025 году по белорусским дорогам будут колесить уже 600 тысяч электрокаров. Хочется верить, что на половине из них будет пометка "Сделано в Беларуси".


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =