Мы себя накормим, еще и запас останется! Вице-премьер - о продовольственной безопасности, перспективах экспорта и развитии АПК

Продолжаем напоминать о том, чем белорусы могут гордиться. По производству той или иной сельхозпродукции на душу населения наша страна стабильно входит во всевозможные рейтинги развитых стран. Например, в ООН Беларусь ставят по валовому сбору льноволокна на третье место в мире. По ржи - на пятое. По клюкве - на десятое. Выводы напрашиваются сами собой. Или вот молочные продукты! Вкусные, высокого качества, в широком ассортименте и по хорошей цене. Тут мы впереди России, Украины и Казахстана. Да и не только. По йогурту занимаем вторую строчку мирового рейтинга, по сливочному маслу - третью, по молоку - четвертую. Также Беларусь в топ-10 экспортеров мяса. Поэтому неудивительно, что в прошлом году мы экспортировали сельхозпродукции более чем на 5,5 миллиарда долларов. О стратегии внешних продаж наш корреспондент Светлана Лукьянюк спросила у вице-премьера Александра Субботина. Александр Михайлович, здравствуйте! Назначая Вас на должность, Президент говорил, что вице-премьеры будут отвечать за экспорт, назван тогда был и главный партнер - Россия. У Вас уже есть такой стратегический план, скажем, как нарастить наши продажи за пределы страны, вот сейчас, когда рынки основных наших партнеров  потихоньку оживают? А. Субботин: План такой (приблизительный), конечно же, есть, и основное место  отводится в нем Российской Федерации. Общие подходы даже к упаковке, общие вкусовые какие-то пристрастия. Мы на этом рынке постараемся "зацепиться зубами", и тот сегмент, который держим сейчас, пытаемся его отстоять и, я надеюсь, чуть-чуть даже расширить. Но, вместе с тем, интенсивно идем  на диверсификацию экспорта. Уже нас знают почти 100 стран. Мы где-то присутствуем  в очень мизерном количестве, где-то чуть шире. Но мы стараемся себя рекламировать, себя навязывать, свою продукцию, навязывать свои бренды. Чтобы знали, что мы вкусные, что мы полезные, что мы здоровые! Вот Вы говорили по диверсификации... Вот эта карта экспортных продаж. Насколько, скажем, Вы бы хотели, чтобы за этот год она  была  увеличена? Сколько процентов ушло все-таки с одного рынка, главного, вот на те третьи страны, о которых Вы говорили? А. Субботин: Всего около 200 стран в мире, и как бы  невозможно постоянно наращивать географию. Года три назад мы торговали в 63 страны, сейчас уже, по-моему, 97 на нашей карте. И я считаю, что задача наша как штаба здесь открыть как можно больше рынков. В идеале должны быть открыты все 200 стран. А уже сами предприятия  должны смотреть, куда выгоднее и доступнее торговать, то есть - где-то стейки более премиальной цены, где-то субпродукты, где-то то, что мы иногда в утиль  выбрасывали: рубцы, сетка, книжка (это преджелудки крупного рогатого скота), копыта и так далее. Многие  иностранные предприятия -  как конструктор эту корову разбирают или быка, и куда выгоднее - туда поставляют. Т.е. не в одно место все идет, а где выгоднее, туда и продают. Вот хотелось, чтобы и мы так, более рационально, подходили к этому экспорту и смотрели, где нам интереснее, где выгоднее. Это я говорю к тому, что надо уходить от каких-то  навязанных "туда надо торговать, проценты, проценты увеличить...". А именно - из экономической целесообразности, чтобы непосредственно крестьянин максимально больше денег заработал и вложил в свое же развитие!". Скажите, еще остановлюсь все-таки на цифрах. По объему планируем ли как-то прирастать? И вообще, со второго полугодия оживают ли действительно рынки, и ждать ли предприятиям все-таки прирост запросов извне? А. Субботин: Стараемся отслеживать это все не только по нашим статистическим данным. Мы смотрим и биржевые котировки, и мировые, и тенденции в соседних странах, и соседние рынки, и основные рынки по производству зерна, по торговле, то есть - учитываем мировой опыт и волатильность всех этих направлений по продуктам питания. Нельзя однозначно спрогнозировать концовку этого года. Вроде бы все говорят, что да, будет дефицит продовольствия. Якобы многие заводы были приостановлены в этот пандемический период, а люди кушать меньше не стали, и поэтому будет ажиотаж и будет цена вырастать. Но в тоже время можно посмотреть, что снизился доход населения, то есть потребительская способность упала, поэтому мы держим руку на пульсе, стараемся все это отслеживать, прогнозировать, но прогноз не всегда - дело благодарное... То есть пока сложно сказать, что "вот по осени мы готовы предложить, скажем, мировым рынкам, может быть, по более выгодной цене? А. Субботин: Мы можем с высокой вероятностью сказать: мы видим, что именно село прирастает в среднем по 5 % к прошлому году. И ожидаем, что получим больше и переработаем больше. Поэтому мы, конечно же, будем продавать, и, может быть, наша задача, если что-то будет не очень выгодно, где-то  придержать, чтобы зимой или по весне продать, когда цена будет более высокой.  В правительстве Вы курируете аграрную отрасль, АПК. Уже почти завершилось первое полугодие. Как оцениваете результаты работы нашего сельского хозяйства? А. Субботин: АПК хорошо идет в данном году, потому что, слава Богу, получилось и по погодным (условиям - прим.), и посеяли вовремя, и внесли удобрений больше, чем за прошлые годы, и урожай мы ожидаем достаточно весомый. Не только себя накормим, но еще и кому-то поможем.  Один из основных драйверов аграрного сектора - это молочная отрасль. Мы смотрим, что уже все области реально прибавили в этом году и ежедневно прибавляют по отношению к прошлому году, причем темпами от 7 до 10 %, то есть, это молоко будем перерабатывать и продавать. То же самое и в растениеводстве -  картофеля больше посадили. Президент дал поручение снять дефицит гречки на рынке - посеяли в два раза больше гречки, чем было в прошлом году, - 24 тысячи гектаров. Поэтому,  я думаю, что мы себя точно полностью накормим, и еще запас останется плюс к тому, что было в прошлом году". То есть, в принципе, дефицита или какого-то всплеска цен по осени ожидать не стоит? А. Субботин: Я думаю, что однозначно нет! По убыточным хозяйствам - сокращается ли их количество в АПК? А. Субботин: Вы знаете, сокращается, но все равно их достаточное количество - 179 предприятий во всей стране. И, наверное, одна из основных задач, которую я перед собой вижу, - это их убрать вообще из статистики! Не то что "убрать, не показывать", а  именно, чтобы не было у нас убыточных хозяйств! Каким способом? Это создание сырьевых зон? Это присоединение к более сильным хозяйствам? Как их, скажем, стимулировать к прибыльной работе? А. Субботин: А я думаю, единого рецепта здесь нет. Где-то надо присоединять к каким-то предприятиям, укрупнять. Тот, кто вытянет это предприятие отстающее, либо то предприятие, кому нужна дополнительная земля, дополнительная сырьевая зона, кому-то, наоборот, запускать процесс санации, кому-то привлекать инвестора, кому-то просто переквалифицироваться и не растить зерно там, где его нельзя растить по физическим данным земли, может переквалифицироваться в скотоводство мясное там, где выпасы, луга и т.д... То есть единого подхода нет, каждое предприятие должно быть оценено, и должен быть разработан индивидуальный подход". Спасибо Вам большое. А. Субботин: Спасибо. 
05.07.2020 21:55
Продолжаем напоминать о том, чем белорусы могут гордиться. По производству той или иной сельхозпродукции на душу населения наша страна стабильно входит во всевозможные рейтинги развитых стран. Например, в ООН Беларусь ставят по валовому сбору льноволокна на третье место в мире. По ржи - на пятое. По клюкве - на десятое. Выводы напрашиваются сами собой.

Или вот молочные продукты! Вкусные, высокого качества, в широком ассортименте и по хорошей цене. Тут мы впереди России, Украины и Казахстана. Да и не только. По йогурту занимаем вторую строчку мирового рейтинга, по сливочному маслу - третью, по молоку - четвертую.



Также Беларусь в топ-10 экспортеров мяса. Поэтому неудивительно, что в прошлом году мы экспортировали сельхозпродукции более чем на 5,5 миллиарда долларов.

О стратегии внешних продаж наш корреспондент Светлана Лукьянюк спросила у вице-премьера Александра Субботина.

Александр Михайлович, здравствуйте! Назначая Вас на должность, Президент говорил, что вице-премьеры будут отвечать за экспорт, назван тогда был и главный партнер - Россия. У Вас уже есть такой стратегический план, скажем, как нарастить наши продажи за пределы страны, вот сейчас, когда рынки основных наших партнеров  потихоньку оживают?

А. Субботин: План такой (приблизительный), конечно же, есть, и основное место  отводится в нем Российской Федерации. Общие подходы даже к упаковке, общие вкусовые какие-то пристрастия. Мы на этом рынке постараемся "зацепиться зубами", и тот сегмент, который держим сейчас, пытаемся его отстоять и, я надеюсь, чуть-чуть даже расширить. Но, вместе с тем, интенсивно идем  на диверсификацию экспорта. Уже нас знают почти 100 стран. Мы где-то присутствуем  в очень мизерном количестве, где-то чуть шире. Но мы стараемся себя рекламировать, себя навязывать, свою продукцию, навязывать свои бренды. Чтобы знали, что мы вкусные, что мы полезные, что мы здоровые!

Вот Вы говорили по диверсификации... Вот эта карта экспортных продаж. Насколько, скажем, Вы бы хотели, чтобы за этот год она  была  увеличена? Сколько процентов ушло все-таки с одного рынка, главного, вот на те третьи страны, о которых Вы говорили?

А. Субботин: Всего около 200 стран в мире, и как бы  невозможно постоянно наращивать географию. Года три назад мы торговали в 63 страны, сейчас уже, по-моему, 97 на нашей карте. И я считаю, что задача наша как штаба здесь открыть как можно больше рынков. В идеале должны быть открыты все 200 стран. А уже сами предприятия  должны смотреть, куда выгоднее и доступнее торговать, то есть - где-то стейки более премиальной цены, где-то субпродукты, где-то то, что мы иногда в утиль  выбрасывали: рубцы, сетка, книжка (это преджелудки крупного рогатого скота), копыта и так далее. Многие  иностранные предприятия -  как конструктор эту корову разбирают или быка, и куда выгоднее - туда поставляют. Т.е. не в одно место все идет, а где выгоднее, туда и продают. Вот хотелось, чтобы и мы так, более рационально, подходили к этому экспорту и смотрели, где нам интереснее, где выгоднее.

Это я говорю к тому, что надо уходить от каких-то  навязанных "туда надо торговать, проценты, проценты увеличить...". А именно - из экономической целесообразности, чтобы непосредственно крестьянин максимально больше денег заработал и вложил в свое же развитие!".

О стратегии внешних продаж наш корреспондент Светлана Лукьянюк спросила у вице-премьера Александра Субботина

Скажите, еще остановлюсь все-таки на цифрах. По объему планируем ли как-то прирастать? И вообще, со второго полугодия оживают ли действительно рынки, и ждать ли предприятиям все-таки прирост запросов извне?

А. Субботин: Стараемся отслеживать это все не только по нашим статистическим данным. Мы смотрим и биржевые котировки, и мировые, и тенденции в соседних странах, и соседние рынки, и основные рынки по производству зерна, по торговле, то есть - учитываем мировой опыт и волатильность всех этих направлений по продуктам питания. Нельзя однозначно спрогнозировать концовку этого года. Вроде бы все говорят, что да, будет дефицит продовольствия. Якобы многие заводы были приостановлены в этот пандемический период, а люди кушать меньше не стали, и поэтому будет ажиотаж и будет цена вырастать. Но в тоже время можно посмотреть, что снизился доход населения, то есть потребительская способность упала, поэтому мы держим руку на пульсе, стараемся все это отслеживать, прогнозировать, но прогноз не всегда - дело благодарное...

То есть пока сложно сказать, что "вот по осени мы готовы предложить, скажем, мировым рынкам, может быть, по более выгодной цене?

А. Субботин: Мы можем с высокой вероятностью сказать: мы видим, что именно село прирастает в среднем по 5 % к прошлому году. И ожидаем, что получим больше и переработаем больше. Поэтому мы, конечно же, будем продавать, и, может быть, наша задача, если что-то будет не очень выгодно, где-то  придержать, чтобы зимой или по весне продать, когда цена будет более высокой. 

В правительстве Вы курируете аграрную отрасль, АПК. Уже почти завершилось первое полугодие. Как оцениваете результаты работы нашего сельского хозяйства?

А. Субботин: АПК хорошо идет в данном году, потому что, слава Богу, получилось и по погодным (условиям - прим.), и посеяли вовремя, и внесли удобрений больше, чем за прошлые годы, и урожай мы ожидаем достаточно весомый. Не только себя накормим, но еще и кому-то поможем. 

Один из основных драйверов аграрного сектора - это молочная отрасль. Мы смотрим, что уже все области реально прибавили в этом году и ежедневно прибавляют по отношению к прошлому году, причем темпами от 7 до 10 %, то есть, это молоко будем перерабатывать и продавать. То же самое и в растениеводстве -  картофеля больше посадили. Президент дал поручение снять дефицит гречки на рынке - посеяли в два раза больше гречки, чем было в прошлом году, - 24 тысячи гектаров. Поэтому,  я думаю, что мы себя точно полностью накормим, и еще запас останется плюс к тому, что было в прошлом году".

То есть, в принципе, дефицита или какого-то всплеска цен по осени ожидать не стоит?

А. Субботин: Я думаю, что однозначно нет!

По убыточным хозяйствам - сокращается ли их количество в АПК?

А. Субботин: Вы знаете, сокращается, но все равно их достаточное количество - 179 предприятий во всей стране. И, наверное, одна из основных задач, которую я перед собой вижу, - это их убрать вообще из статистики! Не то что "убрать, не показывать", а  именно, чтобы не было у нас убыточных хозяйств!

Каким способом? Это создание сырьевых зон? Это присоединение к более сильным хозяйствам? Как их, скажем, стимулировать к прибыльной работе?

А. Субботин: А я думаю, единого рецепта здесь нет. Где-то надо присоединять к каким-то предприятиям, укрупнять. Тот, кто вытянет это предприятие отстающее, либо то предприятие, кому нужна дополнительная земля, дополнительная сырьевая зона, кому-то, наоборот, запускать процесс санации, кому-то привлекать инвестора, кому-то просто переквалифицироваться и не растить зерно там, где его нельзя растить по физическим данным земли, может переквалифицироваться в скотоводство мясное там, где выпасы, луга и т.д... То есть единого подхода нет, каждое предприятие должно быть оценено, и должен быть разработан индивидуальный подход".

Спасибо Вам большое.

А. Субботин: Спасибо. 


Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =