Море документов и ненужные совещания. Производители и эксперты предлагают внимательнее присмотреться к процедуре госзакупок, повысить эффективность и прозрачность торгов. Опыт показывает, что, как в случае с Кореличским льнозаводом, грамотный подход к проведению тендера может уберечь компанию от миллиардных убытков.
Репортаж - Дмитрия Смирнова.
Кореличскому льнозаводу остаться в плюсе помогла обычная математика. Вместо 22 с половиной миллиардов рублей - новая котельная после повторных торгов стала белорусской, а не импортной, и подешевела практически на 5 миллиардов рублей. По словам главного инженера, еще первый тендер мог закончиться подписанием контракта на поставку. На выбор повлияли сторонние факторы - для более качественной тресты понадобилась другая система сушки.
Но за оборудование главный инженер как раз таки спокоен. А вот очередные торги он воспринимает не иначе как очередные нервы.
Проведение госзакупок может внушить суеверный трепет. Количество предоставляемых документов соперничает разве что со временем, которое теряется в ходе этого процесса.
Часто неверная оценка критериев приносит победу недобросовестным участникам торгов.
Александр Садовничий, первый зампредседателя Комитета госконтроля Беларуси по Гродненской области:
«Когда критерии оцениваются неправильно, и недобросовестные поставщики или подрядчики в результате торгов побеждают, а потом оборудование, которое сюда приходит, не выходит на заданные параметры».
Провал параметров - по сути, убытки. Эксперты подчеркивают, что существующие традиции госзакупок стоит обновить. И начать хотя бы с расширения круга участников процедуры конкурентных закупок.
Сегодня перспективу, по мнению аналитиков, показывают обучающие проекты, программы которых совместно составляют проверяющие органы и университеты для участников госзакупок. Последний тренд на таких мероприятиях - общая работа на упрощение процедуры торгов.