Сохранить лидерские позиции, нарастив валютную выручку. На финишную прямую выходит один из крупнейших в истории отрасли проектов по модернизации отечественных НПЗ. Флагман белорусской нефтепереработки - завод в Мозыре - готовится к пусконаладочным работам на отдельных установках нового комплекса. Отрасль для экономики страны стратегическая. Это и весомый вклад в промышленность, и солидные масштабы экспорта, и гарант энергетической независимости. Устойчивая и эффективная работа заводов позволяет Беларуси держать марку надежного поставщика нефтепродуктов мирового качества. Репортаж Ольги Анищенко.
Объекты такого масштаба называют "заводом в заводе". Ряд мощных производственных установок, отдельный промышленный парк для хранения сырья и продукции и даже своя железнодорожная ветка для загрузки катализатора (он нужен в работе реакторного блока). Чтобы обслуживать такие масштабы комплекса, возводят современную операторную, больше похожую на космический центр управления полетом. На заводе говорят: "Это будет "премьера!".
Виталий Павлов, гендиректор ОАО "Мозырский НПЗ": "Таких объектов в принципе нет на постсоветском пространстве. Они единичны в мире. Их меньше десяти. Не каждый производитель в принципе в состоянии изготовить оборудование для этого проекта. Поэтому география поставки оборудования очень широкая: Англия, Италия, Америка, Германия. Здесь собраны все лучшие поставщики нетипового и высокосложного оборудования".
Чтобы осилить такие габариты весом в десятки тонн, задействуют самую "сильную" технику. Сразу несколько кранов повышенной грузоподъемности доставят агрегаты к реакторному блоку. В самое сердце нового комплекса - гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Сегодня это амбициозный проект белорусской нефтепереработки.
За сложными формулировками - новые возможности отрасли. Более глубокая степень переработки так называемых тяжелых нефтяных остатков. Того же мазута, который считается низколиквидным продуктом. После запуска нового комплекса доля более легких, а значит, и более дорогих, фракций в общем объеме вырастет. Т.е. фактически выход бензина и дизеля станет больше.
Новая высота белорусской нефтянки, понятная в первую очередь потребителю - это круглое октановое число бензина. Сотый. Он уже начинает находить своего покупателя на рынках Казахстана и Украины. Дизтопливо, к слову, тоже прибавляет в качестве. Новые технологии гидроочистки делают его более устойчивым к морозам. Теперь есть пятерка новых видов зимнего топлива, которое позволит завестись практически в любую погоду.
Основное технологическое оборудование на новом комплексе в Мозыре планируют смонтировать к середине лета. Параллельно не менее сложный этап - монтаж трубопроводов. Сварка, а речь о тысячах километров труб, - процесс ювелирный, заверяют на предприятии. Здесь ратуют и за строгое следование технологии, и за самую высокую квалификацию специалистов.
Во главе угла - безопасная эксплуатация комплекса в дальнейшем, акцентирует руководство. Поэтому столь трепетное отношение к точности каждой операции. Еще бы! Проект дорогой. Вложения последних лет сравнимы с предыдущим десятилетним этапом обновления завода.
Но сложность и затратность - это лишь одна сторона медали. А вторая - это быстрая окупаемость таких проектов (по мировым оценкам предполагаемый срок может составить всего пять лет) и общий рост эффективности работы завода. Ведь нефтепереработка в лучшие времена обеспечивала едва ли не 20 % белорусского экспорта. Обновление предприятия - возможность сохранить лидерские позиции, нарастив валютную выручку.
Виталий Павлов, гендиректор ОАО "Мозырский НПЗ": "Мы уже профинансировали этот проект на 85 %. Значительная часть выполнена строительно-монтажных работ. Сейчас завод входит в завершающую стадию, и уже на некоторых объектах начинается подготовка к пусконаладочным операциям. Этот проект позволит увеличить заводу глубину переработки нефти до 90 % и увеличить выход светлых продуктов до 67 %".
А это максимально возможная глубина переработки нефти. Она повысит стоимость белорусских нефтепродуктов. Вырастет и общий уровень технологической оснащенности белорусских НПЗ. Он и без того высок. При среднемировом значении почти в 7 баллов, белорусский индекс вплотную приблизился к 9-ти. Это позволяет белорусским заводам (на постсоветском пространстве) уже сегодня держаться в топ-10, а по некоторым позициям даже в тройке нефтеперерабатывающих предприятий.