Бывшие военные ангары под Лидой стали бизнес-плантацией и центром предпринимательской инициативы. На пяти тысячах квадратных метров местный бизнесмен разбил грибные грядки и приучает белорусов к полезной и питательной вешенке. Урожай здесь собирают каждый день и круглый год. Как создавалась одна из крупнейших в стране грибных ферм? О рабочей бизнес-модели репортаж Дмитрия Смирнова.
Региональная логистическая сеть, экспорт на российские прилавки - все начинается с этих немного сумрачных ангаров бывшей военной базы под Лидой. Вешенка растет на вертикальных грядках 10-15 дней и в это время не слишком любит яркий свет. Садят гриб почти как пшеницу - зернами. Разрастаясь, грибница превращает темные мешки с компостом в сверкающий белый цвет грибного урожая.
Виктор - директор, пожалуй, самого грибного предприятия Беларуси - начинал свое дело в буквальном смысле с пенька. Первую вешенку посадил на пне у себя на даче из любопытства. Лично разработал состав питательной среды для грибницы. Сегодня признается: риск неудачи преследует каждого бизнесмена, но это сопутствующее неудобство.
Раньше не получалось. Сегодня на территории в 5 тысяч квадратных метров весь цикл производства. Здесь грибы созревают. В соседнем ангаре их перерабатывают, упаковывают и готовят к отправке в торговую сеть.
Вешенка растет очень быстро и (что немаловажно для бизнеса) ее получается много. В месяц с этих грядок собирают порядка 10 тонн урожая.
Логистику на предприятии устраивали по образцу роста настоящей грибницы: где удобнее и питательных веществ больше, туда и продукт.
Бывший военной городок возле Лиды сегодня центр предпринимательской инициативы. Огромная территория занята несколькими производственными проектами. Что характерно - прибыльными.
При низкой себестоимости и приемлемой рентабельности гриб вешенка по-прежнему открытая бизнес-ниша. Конкуренция не только в отечественном, но и в российском сегменте крайне небольшая. Сложив вместе доходность от грибов и предпринимательскую идею, получаем совершенно рабочую бизнес-модель.