Онлайн-конференция к Международному дню таможенника

Онлайн-конференция к Международному дню таможенника

Онлайн-конференция к Международному дню таможенника
26 января отмечают Международный день таможенника - профессиональный праздник всех работников таможенных служб планеты. Именно в этот день в 1953 году в Брюсселе начала свою работу первая сессия Совета таможенного сотрудничества.

Таможенная служба Беларуси вошла в состав Всемирной таможенной организации в 1993 году, что дало возможность нашим таможенникам обмениваться информацией о новшествах в совершенствовании таможенного контроля и применять международный опыт в своей практической деятельности. О работе белорусской таможенной службы и ее особенностях, таможенных правилах и нормах рассказали гости онлайн-конференции:

  • Дмитрий Рихтиков - заместитель начальника отдела Государственного таможенного комитета,
  • Екатерина Колб - начальник сектора Государственного таможенного комитета.


Добрый день, у меня вопрос как у будущего абитуриента - какое образование и где я должен получить, чтобы работать в таможне? Какие навыки и знания мне необходимы.... скажем, знание иностранного языка?

Олег (Жлобин):

Екатерина Колб: Сегодня в Республике Беларусь четыре высших учебных заведения готовят будущих таможенников. Это Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет транспорта, Белорусский национальный технический университет и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Получив образование на соответствующих специальностях, вы можете пойти работать таможенником. Также в таможне приветствуются специалисты из IT-сферы, экономисты и юристы. Конечно, знание английского и других иностранных языков немаловажно, потому что границу пересекают не только русскоязычные граждане, и тоже приветствуется.

Ведущая: Вы сказали, что, будучи профессионалом в другой сфере, тоже можно прийти на таможню? Это как происходит, какие-то курсы?

Екатерина Колб: Вы можете, будучи экономистом, прийти на работу на таможню, пройти соответствующую переподготовку и работать как полноценный сотрудник.

Ведущая: А расскажите о вашем образовании?

Екатерина Колб: Я заканчивала юридический факультет БГУ. Придя на таможню, прошла курсы переподготовки и осталась работать.

Дмитрий Рихтиков: Я заканчивал факультет международных отношений БГУ по специальности таможенное дело. Знаю два иностранных языка.

Ведущая: Чем отличается подготовка в разных университетах?

Екатерина Колб: Для работы на границе нужны особые навыки, у всех свои обязанности. Если вы работаете в ведомстве на таможенном оформлении, то ваши обязанности будут отличаться. Но в общем документы и нормативно-правовые акты одни и те же.


Иногда кажется, что ваши коллеги буквально сканируют одним взглядом на контроле... это действительно так, есть ли какие-то методы, с помощью которых можно определить у человека наличие незадекларированного товара или что он провозит что-то с нарушением?

Арсений (Минск):

Екатерина Колб: Да, есть такие методики, даже такая наука - профайлинг. Она изучает, как поведение человека определяет его мотивы и дальнейшие поступки. Таможенники, которые проходят переподготовку, проходят и курс профайлинга. А вообще те сотрудники таможни, которые работают достаточно долго, наверное, смогут определить, нарушает ли человек, везет что-нибудь запрещенное или нет. Также можно взглянуть на машину и по внешним признакам определить.

Ведущая: То есть все эти вопросы "куда едете? зачем?" не просто так. 

Екатерина Колб: Да. Обычные вербальные и невербальные признаки указывают на то, что человек что-то скрывает, что-то недоговаривает или говорит неправду.

Ведущая: Я, например, на границе всегда нервничаю.

Екатерина Колб: Я скажу, что нервничают даже таможенники, когда пересекают границу как частные лица, потому что специфическая обстановка, вокруг люди в погонах. Это нормально.

Ведущая: Конечно, вы сейчас нам не расскажите, по каким признакам можно определить, что с человеком что-то не так.

Дмитрий Рихтиков: Это больше опыт сотрудника, потому что на разных участках границы незаконно провозят разные группы товаров. Многие просто нервничают из-за того, что пересекают границу. Но то поведение, которое выдает контрабандистов, немного отличается от поведения обычного человека. И на этом сотрудник таможни обязательно делает акцент.

Где чаще встречаются нарушители - среди физических лиц или среди юридических?

Оксана (Минск):
Дмитрий Рихтиков: Как показывает статистика, где-то в 20 раз больше мы привлекаем к ответственности именно физических лиц.  Хотел бы сразу пояснить, что совершение правонарушения  носит субъективный характер, а именно физическое лицо зачастую само принимает решение о совершении правонарушения. К примеру, водитель грузового автомобиля  во время рейса  в рамках внешнеторгового контракта может решить подзаработать и взять какой-то груз, который  либо отсутствует в документах, либо просто он перевозит его в кабине. И в таких случаях, когда мы выявляем факты незаконного перемещения товаров, решение о котором было принято самим водителем: ни отправитель, ни  получатель товара, в том числе работодатель (т. е. фирма-перевозчик) не знают об  этом, привлекать их к административной либо уголовной ответственности  за то, что совершает работник данного предприятия, неправильно. Поэтому привлекается именно физическое лицо - водитель. 

Другой вопрос - это общественная опасность совершенного правонарушения. В одних случаях она незначительная, в других - бюджет недополучает тысячи, а то и миллионы рублей. И это тоже имеет важное значение для сотрудника таможенных органов. На текущий момент мы прорабатываем вопрос совершенствования  административного законодательства, в том числе и подходы к привлечению  к ответственности.   

Ведущая: Получается,  что ваш коллега, который все это заметил,  ведет расследование какое-то или это все ситуативно?  

Дмитрий Рихтиков: Безусловно, проводится определенное процессуальное действие с целью установления всех причин, которые послужили толчком для совершения  правонарушения, в том числе определяется вина лица, ведь зачастую лицо, которое незаконно перемещает товары, действует не только самостоятельно, но и в группе лиц  либо по чьему-то указанию.  И для того, чтобы  установить всю цепочку противоправных действий, а также тех лиц, которые участвуют в этой  деятельности, проводится расследование. И уже на основании этого расследования  принимается решение по мере пресечения, по сумме наложенного штрафа. Проводится большой комплекс мероприятий. 

Ведущая: А если человек нарушает неосознанно, просто не успев прочесть правила? Понятно, что незнание законов не освобождает от ответственности. 

Дмитрий Рихтиков: Вы абсолютно правы. Для этого проводится комплекс мероприятий для расследования правонарушения. Если административное правонарушение малозначительно, оно не носит общественной опасности, то возможно, будет рассматриваться вопрос об освобождении от административной ответственности.

Таможенная служба - это ведь не всегда работа непосредственно на границе? Расскажите, пожалуйста, о деятельности ваших коллег, которые работают не на пограничном контроле?

Евгений (Гродно):
Екатерина Колб: Штат сотрудников таможенных органов Республики Беларусь довольно большой. Конечно, большая часть - это сотрудники, которые работают на границе на оформлении  в пунктах пропуска. Есть также сотрудники, которые совершают таможенные операции в ведомственных пунктах таможенного оформления. Они  есть в каждом областном центре. Также в штате должностных лиц есть сотрудники административного персонала: бухгалтеры, юристы. Работает оперативная таможня, которая занимается оперативной деятельностью. 

Дмитрий Рихтиков: Нужно исходить из реальной необходимости в сотрудниках. Конечно, хотелось бы, чтобы их было больше, чтобы мы успевали охватить еще больший круг вопросов. На сегодняшний день, тот штат, который работает в таможенных органах, профессионально выполняет свои задачи. 

Ведущая: Может ли человек сам выбрать, на каком пункте пропуска ему работать?

Дмитрий Рихтиков: Решение о том, где работать сотруднику, конечно, принимается с учетом его пожеланий. Если сотрудник проживает в Могилевской области, то было бы не совсем правильно отправлять его, например, в Брест. Но есть сотрудники, которые хотят работать именно в пограничных таможнях. Если говорить про правоохранительный блок, безусловно, учитывается желание сотрудника, без которого он не  станет хорошим оперативником отдела таможенных расследований или кинологом. Поэтому ряд психологических и иных факторов изучаются при приеме на работу человека и определении в дальнейшем его работы.

Какие современные методы досмотра используют сегодня ваши коллеги, применяются ли технологические новинки и разработки?

Антон (Минск):
Екатерина Колб: В настоящее время Государственным таможенным комитетом, таможенными органами применяются различные технические средства таможенного контроля, в том числе и те, которые поступили в Беларусь в рамках международной технической помощи. В 2019 году из КНР в Беларусь были поставлены мобильные инспекционно-досмотровые комплексы, в народе их называют рентгеновские установки, а также досмотровые комплексы багажа и ручной клади с использованием трехмерной томографии. Из высокотехнологичных новинок мы используем индикаторы наркотических средств - специальное устройство, которое может определить следы наркотических средств. Это небольшие индикаторы-полоски: если провести ими по сумке или карману, можно определить наличие наркотиков. Все новые современные средства ускоряют процесс оформления и помогают выявить нарушения, которые обычным глазом не увидишь.

Давно интересовал вопрос, а стало ли меньше работы у наших таможенников после образования Таможенного союза, ведь фактически одна часть границы исчезла?

Константин (Брест):
Екатерина Колб: Работы у таможенников меньше не становится никогда. Потоки грузового транспорта через нашу транзитную страну не сокращаются. С каждым годом все больше и больше грузов проходит через нашу границу как автотранспортом, так и железнодорожным, и воздушным транспортом. И с образованием Таможенного союза работы меньше не стало, т.к. наша страна находится на границе с Европейским Союзом. Увеличивается количество не только грузовых автомобилей, но и тех, кто пересекает границу на личном транспорте, и пассажиров, и путешественников становится больше с каждым годом.

Ведущая: Точки оформления грузов ведь могут быть и в областных центрах, и под Минском?

Екатерина Колб: В нашем ведомстве прямо на границе работают транспортно-логистические центры. Машина, которая везет какой-либо груз в Беларусь, может не ехать в Минск, чтобы растаможить его, а может оформить груз непосредственно на границе. Такие транспортно-логистические центры у нас в пунктах пропуска "Каменный лог" и "Брузги".

А могу ли я как-то онлайн заполнить декларацию перед выездом-въездом и не тратить время на это в поезде или в автобусе?

Елена (Лида):
Екатерина Колб: Это можно сделать на портале таможенных органов customs.gov.by. Там есть форма предварительного информирования физическими лицами о товарах, планируемых к перемещению. Если вы планируете вывезти или ввезти какой либо товар, то можете зарегистрироваться и заполнить прямо на портале пассажирскую таможенную декларацию, внести необходимые сведения. Эта информация в онлайн режиме передается в информационную систему таможенных органов, и при пересечении границы вам достаточно будет только назвать уникальный номер вашей декларации и поставить подпись в распечатанном экземпляре. Время оформления такой декларации составит до 5 минут, что упрощает работу и таможенника, и путешественника.

Подскажите, пожалуйста, будет ли как-то меняться система расположения магазинов Duty Free? Иногда просто на выезде из страны неудобно покупать и возить потом с собой все время путешествия, гораздо удобнее купить при возвращении домой, да и нормы у нас разные с тем же Евросоюзом.    

Дмитрий (Минск):
Екатерина Колб:   В конце 2019 года Главой государства был подписан указ, который предусматривает открытие магазинов беспошлинной торговли duty free при въезде в Республику Беларусь. В настоящее время такой магазин функционирует  в пункте пропуска "Берестовица" на границе с Польшей. В текущем, 2020 году,  планируется открыть еще 4 магазина в пунктах пропуска  "Котловка", "Новая  Рудня", "Козловичи" и "Мокраны".  Система магазинов duty free развивается, и теперь не только на выездах, но и на въездах можно будет сделать покупку. И в национальном аэропорту есть такой магазин. Но следует помнить, что существуют нормы беспошлинного ввоза, которые тоже нужно учитывать. Например, в Евросоюз можно везти только  1 литр крепкого алкоголя, а в Беларусь - 3 литра любого. 

Архив online