Онлайн-конференция ко Всемирному дню экскурсовода

Онлайн-конференция ко Всемирному дню экскурсовода

Онлайн-конференция ко Всемирному дню экскурсовода
21 февраля свой профессиональный праздник отмечают лучшие рассказчики в мире, чья работа является визитной карточкой страны и важной составляющей в знакомстве туристов с любой страной. Никто не поведает вам о культуре, истории и традициях лучше, чем высокопрофессиональный экскурсовод! 

О сложностях и прелестях одной из самых артистичных и интеллектуальных профессий в мире, о туристических изюминках Беларуси и о путешествиях в работе поговорили во время онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании.  

На вопросы зрителей ответил Евгений Апанасевич, лучший экскурсовод Беларуси - 2018, член Белорусского общества экскурсоводов и гидов-переводчиков и аттестационной комиссии Национального агентства по туризму.

Почему Вы решили стать экскурсоводом? Часто ли вам по работе приходится путешествовать, это, наверное, очень увлекательная работа.

Екатерина (Орша):

Евгений Апанасевич: Да, работа увлекательная. Каждая работа увлекательная, если ее любишь. Есть профессии, от которых устаешь, которые не приносят материальной выгоды или морального удовлетворения. 

Да, путешествую я много. Если в течение трех-четырех дней не перемещаюсь из Минска, в Минск, за пределы МКАДа (а живу я в деревне), то прям физически ощущаю потребность двигаться. Велосипед, байдарка, лошадь, с собакой, пешком - неважно куда и как. Все спрашивают, как я выдерживаю. Ведь помимо романтики путешествий, когда ты этим зарабатываешь деньги и совмещаешь профессию экскурсовода с профессией гида-сопровождающего, то тебе приходится заниматься и большим количеством рутинных вещей, организационных моментов. Много времени провожу за рулем, активно перемещаюсь. Многие удивляются, как выдерживаю такой темп. Сегодня с утра уже проделал путь в 120 км, для меня это норма.

Ведущая: Почему вы решили стать экскурсоводом?

Евгений Апанасевич: Это случайно вышло. Моя родина - Будслав, куда я вернулся в 2002 году. (В этом году будет 16 лет моей профессиональной деятельности - прим.) Так получилось, что мне было неинтересно банально проводить время в деревне, хотелось чем-то его разнообразить. Тогда в Будслав как в туристическое место стали приезжать люди. Туризм переходил с Египта и Турции на внутренние объекты. И я начинал с того, что просто стал ходить понемногу в костел. Бабушка в детстве водила до костелу, но тогда это было неинтересно, потому что насильно. А когда я сам стал его посещать, то понял, что это другой институт, это отдельная жизнь с другими людьми и иными увлечениями. Сначала я просто открывал двери в храм по просьбе священника. Он говорил: "Вот приедет пять групп, открой двери и покажи им все, помоги". Во время этих посещений я слушал гидов, они почти ничего не рассказывали интересного, поэтому стал сам читать и узнавать, а через пару недель уже проводил экскурсии сам, рассказывая все, что знал. 

И так случилась встреча, очень важная в моей жизни, с Алесем Варикишем. Он приехал с супругой, друзьями, я им провел экскурсию, и тогда он мне порекомендовал одну туристическую компанию. Там я провел свою первую экскурсию. Вспоминаю этот кошмар, потому что меня кинули, скажем так, закрывать амбразуру: автобус уазик, работа без микрофона. Но голос у меня был молодой, кричащий. Я очень сильно волновался, пока доехал до родного Будслава. Экскурсия была Будслав - Глубокое - Мосар. Но я справился.


Часто на выездных экскурсиях слышу слова «гид» и «экскурсовод». А чем отличается их функционал?

Олег (Ганцевичи):
Евгений Апанасевич: Если мы говорим про гида и экскурсовода (хотя есть нюансы в профессии), по сути для меня это одно и тоже. За исключением подачи на языке. Хотя для каждой страны своя подача. Если к нам приезжают итальянцы, французы, американцы, немцы, поляки, литовцы, помимо общей истории страны нужно делать ставки на то, что нас сближает. Это всегда очень классно. Гид не должен засыпать информацией, особенно, если наши страны не приближены по истории и ментально, потому что люди не запомнят много дат. То же самое должен делать и экскурсовод, потому что русскоязычные люди приезжают из разных стран, они тоже не знают нашей истории.

Лично для меня оба эти понятия фактически одинаковы за исключением того, что гид работает не на родном языке с иностранными туристами. С другой стороны, если приезжают туристы с Украины, Литвы и ты проводишь экскурсию на русском языке, привычном для них, который они готовы воспринимать, но подаешь информацию немного по-другому. Содержание экскурсий корректируется в зависимости от людей, их интересов, стран. Потому что всегда приятно кроме того, чтобы рассказать про свою страну, показать, чем мы схожи. Французам можно рассказать про войну 1812 года, американцам про Ли Харви Освальда и т.д. Люди так воспринимают информацию ближе и лучше относятся к стране, в которую приехали.

Слышал, как некоторые люди говорили, что работа экскурсовода пустяковая. Скажите, а с какими сложностями в работе вы сталкиваетесь?

Руслан (Наровля):
Евгений Апанасевич: Профессия экскурсовода очень сложная, очень ответственная. К сожалению, в последнее время, будучи членом аттестационной комиссии, я вижу, что человек приходит, знаете, как если бы он закончил кружок массажиста или визажиста. И многие относятся к этому так: "Ой, ну что там сложного, я сейчас экскурсию выучу и буду водить".  Это тяжело, особенно если постоянно себя развивать как профессионала. Это углубленное знание истории. В любую оформленной экскурсии откройте последнюю страницу со списком литературы. Прочитайте 15-20-30 книжек из него, и можем поговорить о том, что вы будете экскурсоводом.  Это тяжело, потому что когда рассказываешь, может возникнуть много уточняющих вопросов. А будучи профессионалом, ты просто обязан на них знать ответы, иначе ты просто позоришь профессию гида. Работа очень сложная. 

Ведущая: Это что касается информационной подготовки. А еще?

Евгений Апанасевич: Это работа с людьми, а они бывают разные. Все гиды - психологи. Ты сразу видишь группу, видишь ее настроение и психотипы. Приходится читать книжки по психологии. Для меня это нормально. Ставить эксперименты. Были ситуации, когда звонили заказчики и говорили, что снимают гида - крики, гвалт, гид неквалифицированный. Оказывается, гид был просто неопытен, он решил, что все легко. 

Ведущая: Какие еще есть показатели того, что ты сделал работу хорошо, кроме благодарности?

Евгений Апанасевич: В первую очередь внутреннее ощущение. Бывает, что где-то забыл, не дотянул, где-то что-то пошло не так,  настроение бывает у нас тоже разное. Приезжаешь домой и понимаешь, что не доработал. А потом на следующий день звонят и благодарят, говорят, что группа просто в восторге. А я думаю, что было бы, если бы я выложился на все 200 % (смеется).

Нужно ли какое-то специальное образование, чтобы стать экскурсоводом? Куда пойти учиться? И какие данные в первую очередь важны?

Максим (Дятлово):
Евгений Апанасевич: Специального образования не нужно, у вас уже должно быть образование. Должен быть какой-то диплом. Я закончил механический колледж, когда стал работать гидом. Потом была "экономика управления на предприятии" БНТУ, мой любимый дорогой истфак БГУ, была магистратура. Но по сути ты можешь стать гидом сам, если просто увлечен историей. Но если ты не уверен, открыты курсы при Национальном агентстве по туризму - заочные или дневные. Даже если вы все знаете, они будут хорошим дополнением к тому, что будет делать из вас экскурсовода. Вас научат методическим приемам показа, рассказа - и поверьте, если вы не будете этого знать и применять - вы будете просто рассказчиком. Не экскурсоводом. Очень важен профессионализм, как в любой другой отрасли. Как актер. Любой может текст прочитать, но когда ты это делаешь с игрой, по определенной методике, это может превращаться в искусство.

Ведущая: Раз уж ты принимаешь экзамены в Национальной агентстве по туризму, расскажи, как они проходят.

Евгений Апанасевич: Человек прошел курсы, его обучают и он обучается сам, это очень важный момент - саморазвитие дает знание. Экзамен делится на две части. Это тест, который ты сдаешь на компьютере, знания не только по истории, а экономике, географии, орфографии. Речь должна быть правильная, и это важно, если гид много знает, но не умеет говорить - его не будут слушать. Если в тесте на компьютере ты набираешь минимальный проходной бал 60 и выше, то допускаешься к устному экзамену.

Не надоедает ли проводить одну и ту же экскурсию? Может ли экскурсовод придумать сам экскурсию и ее проводить, или это как-то законодательством регулируется?

Кира (Щучин):
Евгений Апанасевич: По поводу надоедает. Скажу сразу: мой рекорд - это 5 обзорных за день. Обзорная длится примерно 3 часа. И вот тут есть такой момент, когда ты обычно на третьей  группе вдруг спрашиваешь: я вам это рассказывал или нет? Устаешь физически, а не от работы, если ты любишь людей. Картинка же меняется, люди меняются, их восприятие меняется, и ты можешь проводить экскурсию справа налево - слева направо. Про законодательство мы уже говорили. Аттестовывайтесь, получайте специальный статус. Это подтверждение вашей принадлежности к профессии. Вряд ли вы обратитесь к доктору без диплома.

Ведущая: А вот что касается самой экскурсии. Авторскую экскурсию придумал, текст написал. Это как-то тоже где-то регистрируется?

Евгений Апанасевич:  Да, желательно ее оформить. Если вы хотите сделать полноценную экскурсию, то должны придерживаться методик. В экскурсии должны быть логические переходы. Например, по приказу Ленина закрывались храмы. Обратите внимание, мы видим один из храмов, который был закрыт… А не так что, справа Ленин, слева храм, а прямо ее что-то. Помимо текста, должна еще быть разработана технологическая карта на случай, если кто-то будет вести вместо вас.  Это дает вашей экскурсии право уйти в народ, потому что человек понимает, что экскурсия начинается здесь, на это отведено 10 минут, рассказываем мы здесь вот о чем, после переход на это… То есть - описана схема, по которой ты собираешь экскурсию.

Архив online