Владимир Карягин: Очень важна демонстрация бизнеса, которая случилась в рамках надели. Мы приглашаем учащихся, школьников, студентов посетить наши предприятия. На многих предприятиях прошли не просто экскурсии, а разговор о том, как это работает. Склад, магазин, банк. Что такое редакция? Что такое медиа- бизнес? Что такое шоу-бизнес?
Также в каждом районе мы рекомендовали провести встречи бизнеса и местной власти. Именно с местной повесткой дня, чтобы обсудить, какие есть проекты, к которым можно подключиться местным предпринимателям, какие проблемы есть у местных предпринимателей. Что можно решить на местном уровне.
Также, и мы об этом говорили на форуме, местные власти часто обращаются в конфедерацию с просьбой найти и направить инвесторов, подобрать проект. На что я задаю вопрос: "Вы показали местным предпринимателям эти бизнес-планы, эти проекты?". Ответ: "Нет. Зачем? У них же нет денег. Они же мелкие". Вы понимаете, что все инвесторы, к которым мы ездим, а в ближайшее время мы посетим США, Венгрию, первый вопрос задают: "У меня там партнер есть?" и "Какие условия бизнеса?" Условия у нас улучшаются поэтапно. Модернизируется законодательство, в том числе и инвестиционное, гарантии возрастают, но нужен местный ответственный партнер. Сегодня иностранные предприниматели готовы приходить в наши регионы, учитывая их специфику. Сморгонский район очень активно работает, целый ряд проектов создан интересных. У многих районов есть перспектива. Поэтому это важно.
Сегодня в парламенте и других органах, имеющих законодательную инициатив, обязаны заранее оценить будущий нормативный акт. А как они оценят без бизнес-ассоциации? В год принимается порядка 4000 нормативных актов: около 700 указов Президента, 1500 постановлений правительства, до 200 законов. И все это необходимо общественно обсудить, дать экспертизу. К нам приходят иногда за двое суток и просят внести срочно предложения. Что сегодня изменилось после 4-й директивы Президента, где было прямо указано наладить конструктивный диалог с бизнес-сообществом? Нам направляют проекты нормативных документов, и мы должны очень четко высказать: это подходит, а это не повысит экономическую эффективность и конкурентоспособность. Ведь конкурентоспособность страны зависит от конкурентоспособности каждой компании, региона в целом. Поэтому сегодня мы приглашаем вступать в отраслевые и территориальные ассоциации, для решения местных вопросов, вопросов отрасли, и такие организации, как конфедерация предпринимательства, где налажен системный диалог, взаимопомощь и кооперация.
Ведущая: А если мы вернемся к мероприятиям, есть точное количество сколько?
Владимир Карягин: Трудно оценить. Около 1000. Потому что этот план все время пополняется. И это мероприятия каждого дня. Сегодня утром я был на семинаре, которое проводило представительство немецкой экономики, вчера с австрийцами. В это же время в Грузии проходил форум белорусского бизнеса, и сегодня Министерство иностранных дел организует встречу и заседание государственного органа. К нам приехали гости из Америки, к нам приехали посмотреть наш опыт наши партнеры из Союза предпринимателей Узбекистана.
Ведущая: То есть неделя белорусского бизнеса стала международной?
В. Карягин: А это всегда так происходит. Нашим гостям очень интересно, что в Беларуси происходит, и нас тоже приглашают. Говорят, что такого шага, как создание Национальной платформы бизнеса в Беларуси, от нас не ожидали. "А раз это делают в Беларуси, то почему нет в нашей стране?" Белорусский опыт уже был использован в Молдове, Казахстане, Украине, провинции Курдистан в Ираке, Афганистане, Бирме. В каждой стране, от Америки до Ботсваны, есть национальные агенты. Американская палата нам высылает каждый год свой план. В нем - более 200 пунктов, которые они себе ставят для решения вопросов с властью, для адвокатирования, для развития диалога. Это серьезные вопросы, в них обозначено то, что мешает работать и создает препятствия для бизнеса. И мы идем таким путем.