Онлайн-конференция к Неделе белорусского предпринимательства

Онлайн-конференция к Неделе белорусского предпринимательства

Онлайн-конференция к Неделе белорусского предпринимательства
С 18 по 24 марта 2019 года проходит Неделя белорусского предпринимательства, ставшая традиционным и значимым событием в экономической и общественной жизни страны. Неделя предпринимательства состоит из комплекса мероприятий, которые рассчитаны на широкую аудиторию от школьников до представителей крупного бизнеса. 

О ключевых событиях большой бизнес-недели, новых проектах и итогах форума рассказал в онлайн-гостиной председатель высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин

Расскажите о "неделе предпринимательства", как возникла идея? Кто организаторы и инициаторы?

Игорь (Неизвестно):
Владимир Карягин: Спасибо, отличный вопрос, Игорь. Более 6 лет назад деловое сообщество стало принимать участие во Всемирной неделе предпринимательства. Она сегодня проходит практически в 180-ти странах мира. И мы обратили внимание, что у наших соседей, в России, Польше, проходят национальные недели, а потом уже всемирные.  В Беларуси не было такой недели. И вот мы в Республиканской конфедерации предпринимательства выступили с инициативой (а в конфедерацию сегодня входят 58 ассоциаций, региональных, отраслевых). Поддержало идею Министерство экономики РБ, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, и сегодня мы регулярно в феврале-марте проводим Белорусскую неделю предпринимательства.

Мы договорились с Российским союзом промышленников и предпринимателей, что наша неделя будет следовать за российской. Там она прошла на прошлой неделе. (А в мае проводится еще неделя малого бизнеса, мы пока проводим свои вместе.) Мы решили, что будем свою неделю проводить методом толоки, т.е. все организации объединять.  У нас множество партнеров по организации, проведению мероприятия, а также информационных партнеров. Белтелерадиокомпания является нашим генеральным информационным партнером, что очень приятно и важно. Спасибо за профессиональную подачу материалов.

Цель нашей недели - провести мероприятия не только в Минске и областных городах, а дойти до каждого района. Акция "Предприниматель о предпринимательстве". Здесь мы взяли опыт немецких предпринимателей, когда владельцы бизнеса выступают перед студентами различных учебных заведений.  Предприниматели говорят: "Да,  наши профессора, педагоги замечательные, но кто же передаст идеологию предпринимательства, свой личный опыт?".  По-другому воспринимается информация, когда она от первого лица. Конечно, не каждый предприниматель имеет опыт публичных выступлений,  и не все знают нашу белорусскую статистику. Тогда мы подготовили комплект слайдов (примерно 20), составив портрет предпринимателя: кто такие белорусские предприниматели, сколько нас, чем мы занимаемся, какие у нас проблемы.  Эта акция  прошла успешно в этом году. Во всех городах, где есть вузы, выступали наши предприниматели. Сам я избрал родную мне Академию управления при Президенте, потому что 12 лет там отработал. 

 Расскажите, пожалуйста, о Республиканской конфедерации предпринимательства. Кто входит в организацию, когда она возникла?

Диана (Минск):
Владимир Карягин:  Идея Республиканской  конфедерации предпринимательства возникла еще в 1999 году, чтобы объединить заинтересованных. В 2005-м пришли к мысли, что надо  ежегодно создавать национальную платформу бизнеса, что с  властью надо наладить  диалог и  говорить одним голосом. Появилась такая коалиция  как из региональных ассоциаций предпринимателей (Витебской,  Брестской, Гродненской), так и из отраслевых (например, Белорусский страховой союз). На первом этапе  объединились 15 организаций и ассоциаций, сегодня их уже 58. Например, Молодежный либеральный клуб, Ассоциация защиты белорусских брендов, Ассоциация фрайнчайзинга. Таким образом, мы создавали  инфраструктуру поддержки предпринимательства. 

Сегодня в стране работает 106 центров поддержки  предпринимательства, 20 инкубаторов  малого бизнеса. Есть инновационная инфраструктура: технопарки, Белорусский инновационный фонд, мы очень плотно работаем с  Государственным комитетом по науке и  технологиям.  

Мы стали принимать в конфедерацию высшие учебные заведения, потому что профессорский состав может выступать  экспертами, а студенты - волонтерами.  Некоторые колледжи  в регионах вошли в отраслевые региональные  ассоциации. Потом  стали  принимать  и предприятия.  

В руководство конфедерации - Высший координационный совет - сегодня входят 59 лидеров бизнеса Беларуси.  

Ведущая: Членами организации могут стать не только представители крупного бизнеса, но и малого?

Владимир Карягин:   Малому бизнесу мы предлагаем вступать в региональные и  отраслевые ассоциации.  Но поскольку  мы выступаем как кластер поддержки деловой инициативы, то нам нужны сервисные, юридические компании, которые бы  и обслуживали  ассоциации, и таким образом взаимодействовали. 

Сегодня реализуются очень важные флагманские проекты в 11 направлениях нашей деятельности. Среди них - развитие делового климата, для чего каждый год мы формируем национальные платформы бизнеса. Платформа этого года будет называться "Будущее Беларуси - будущее страны". В ней  -  анализ ситуации и предложения, которые мы до 10 апреля  собираем от предпринимателей.

Расскажите, пожалуйста, об акции "Демонстрируем свой бизнес". Я действительно могу на этой неделе попасть на любое производство? И как это сделать правильно?

Ирина (Жодино):

Владимир Карягин: Эта акция, как правило, проходит во второй день недели, чтобы был какой-то ориентировочный график посещений, хотя это необязательно. По этому графику работают в основном областные региональные ассоциации. Надо заглянуть на сайт, уточнить, позвонить на предприятия, которые интересуют. Потому что буквально все белорусские ведущие предприятия откликнулись, организовали такие посещения, экскурсии. Но наша задача была шире - показать, как работает банк изнутри, как работает логистика, как работает транспортная компания, как работает частная прачечная, как работает хостел. Представить все многообразие бизнеса. Ведь сегодня в Беларуси более 360 тысяч субъектов хозяйствования, а у нашей молодежи такое голливудское представление о бизнесе

К сожалению, русская и белорусская классическая литература не показала ни одного положительного образа предпринимателя за всю историю. У Чернышевского только в "Снах Веры Павловны" что-то есть о швейном кооперативе позитивное. Ни у Горького, ни у Чехова, ни у Толстого, ни у Гоголя, ни у Ильфа и Петрова - ничего позитивного ни у кого. И может ли в этой агрессивной культурной среде вырасти позитивный предприниматель, когда отношение к нему, как к жулику. 

У нас люди боялись высовываться.  Когда составляли справочник для бизнеса, агенты обзванивали предпринимателей: давайте мы вас включим. Знаете, что отвечают? "Сколько заплатить, чтобы не присутствовать в этом справочнике?" Страх засветиться, выйти на публичный простор - наш  белорусский менталитет..


Подскажите, я вот слышал, что школьники тоже задействованы в неделе предпринимательства. А в качестве кого? Это те самые уроки финансовой грамотности или больше вовлечение подрастающего поколения в сферу бизнеса и пробуждение интереса к инициативе и самозанятости?

Андрей Иванович (Минск):

Владимир Карягин: Спасибо за этот замечательный вопрос. Мы уже много лет работаем над проектом и экспериментами по созданию ученических и школьных компаний. В мире более 100 лет существует подобное движение. В прошлом году вместе с БГУ мы проводили модельное обучение, написан курс для учащихся, для преподавателей и специальное пособие для директоров школ. В принципе в каждой школе должна быть школьная компания. С 10 лет человек должен иметь возможность быть в этой школьной компании, что-то делать, учиться. 

В Америке экономические навыки и понятия труда, прибыли, продажи и потребителя осваивают с 4 лет. Наша Неделя предпринимательства перейдет в грандиозную акцию. Вместе с Национальным банком во всех районах нашей страны пройдет Неделя финансовой грамотности детей и молодежи. Завтра мы проведем специальный семинар по ученическим компаниям. Как видите, у нас довольно широкий аспект работы с молодыми людьми. 

Деловую активность можно проявлять в любом возрасте. Приведу пример: в 11 лет я был довольно богатым мальчиком. Я жил в Германии, мой папа был военным. Мои друзья-немцы, с которыми я играл в футбол, сдавали металлолом, макулатуру. Они просили принести из нашего советского кафе крышечки от бутылок. Потому что бутылки сдавали, а крышечки выбрасывали. Мы приносили, они сдавали это в утиль, получали денежки. На территории нашего военного городка стояли целые горы танковых аккумуляторов, загрязняя окружающую среду. Немецкие друзья принесли тигель, показали, как выплавляется из аккумуляторов, и мы с моим другом наладили выплавку свинца. Килограмм свинца стоил 6,5 марки. Они его продавали, доходы делились 50 на 50. Я получал от 80 до 100 марок в месяц, и был период в моей жизни, когда я не знал, куда девать деньги, и отдавал их родителям. Мужские туфли тогда стоили 20 марок, ковер - 80. Потом я уже понял, что мы создали простое товарищество, что вместе с немцами  - совместную деловую инициативу, а все вместе - конверсионное предприятие.


Сейчас много говорят о развитии бизнеса в регионах. А можно ли сказать, что есть региональная специфика или может даже специализация в тех или иных районах страны среди предпринимателей? Т.е. где и каким бизнесом лучше заниматься?

Борис (Речица):
Владимир Карягин: Конечно есть, она уже сложилась. Каждый регион имеет свою клиентскую базу. Допустим в западных регионах, которые близко к границе, довольно большое влияние польского бизнеса. Так сложилось, что в Бресте сотни предприятий занимаются швейным производством. Они хорошо кооперируются с польскими компаниями, на экспорт поставляют сшитую в Бресте продукцию, и через польские компании двигаясь на мировой рынок. Образовался хороший швейный кластер. Ревностно к этому относились крупные госпредприятия, даже жаловались как-то на отток рабочей силы.

Витебский регион - это обувной бизнес. Известная компания Мартынова - великолепная фирма "Марко", которая объединила сегодня в холдинг и группу предприятий швейной промышленности.

В сфере агробизнеса, агроэкотуризма  отличается Гродненщина. Есть много позитивных примеров. В целом, у нас в агроэкотуризме более 2 тысяч усадеб, 500 из которых довольно приличные. Сегодня в мире наблюдается тенденция, что люди устали от городского туризма. А в Беларуси как раз стоит полюбоваться природой, условиями гостеприимства, почерпнуть другую самобытность, колорит.  Вообще, это очень полезно для здоровья. 

В Сморгони 25 мая пройдет межрегиональный и международный форум. Обязательно поеду туда участвовать. Там сегодня открыт целый ряд промышленных предприятий, инвестор подтянулся. Помните, как развился бренд "Лидский"? Бренд региона! И "Лидская мука", "Лидское пиво", лидская краска и т.д. Лида - стала первым белорусским городом, который брендировался. Мы провели здесь выставку "Лида-регион", провели четыре международных конгресса, и потянулись инвесторы. Созданы сотни интересных, хороших, продуктивных бизнесов.

Сегодня в каждом регионе есть своя специфика. В каждой области мы выбрали по два района для того, чтобы более плотно поработать с предпринимателями. И мы бы хотели в каждом районе создать клуб предпринимателей нашей Конфедерации и работать с конкретными людьми. Допустим, появился предприниматель в Клецке, который выращивает птицу и готов заниматься проектом по индюкам. А у нас есть инвестор из Венгрии, который готов вложить 10 миллионов евро, но ему нужен для этого надежный партнер. В Россию он не может прийти, потому что там сегодня санкции, и у нас есть пока некоторое время, чтобы организовать производство и выпускать продукцию для этого региона.

Ведущая: На ваших мероприятиях есть ли возможность познакомиться с инвесторами, если ты начинающий предприниматель?

Владимир Карягин: Нет, инвесторы не знакомятся с начинающими предпринимателями вне ассоциации. Ты должен быть представлен. И инвестора интересует даже не бизнес-план, а личность предпринимателя. Если у него команда? Каков его интеллект? Какова его ответственность? Какую деловую рекомендацию дает бизнес-ассоциация либо его коллеги? Если ты не входишь ни в клуб, ни в ассоциацию, кто тебе поверит? Более того, к нам приходят, когда какие-то несправедливости случаются, мы только за своих членов ходатайствуем в контролирующие или другие органы. Также у нас открыта горячая антикоррупционная линия 3999775, куда предприниматель может сообщить, если на него оказывают какое-то воздействие, принуждают к даче взятки. Хорошо налажен контакт с генеральной прокуратурой, МВД, и мы не дадим в обиду тех, кто входит в нашу деловую сеть. 

Вчера состоялся деловой форум "Развитие предпринимательства Беларуси: стратегия и тактика". Что обсуждали в рамках форума? Что наша стратегия и тактика отличается от мировых тенденций или хотя бы от близлежащих стран?

Екатерина (Минск):
Владимир Карягин:   Было очень интересное обсуждение в совершенно новом формате "Бизнес для бизнеса".  Главный  вопрос  - развитие предпринимательства в Беларуси,  стратегия и тактика. Государство приняло наше предложение семилетней давности  и утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси до 2030 года. И эта стратегия называется "Беларусь - страна успешного предпринимательства". Предполагается, что к 2025 году  не менее 50% ВВП будет приходиться на малый и средний бизнес, а к 2030 году - 60%. К тому времени наш оборот будет 100 миллиардов долларов, и более 50 миллиардов долларов хотят получить от бизнеса. Это значит усиление капитализации каждой компании, ее специализации, конкурентоспособности на внешних рынках.

Вчера прошла панель с участием представителей трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Последнюю как раз представлял заместитель председателя Верховного суда, председатель Коллегии по экономическим вопросам. Одновременно с ним в панели выступали наши представители выездного Третейского суда, которые сейчас тоже очень активно работают. В Америке сегодня только 5% дел проходят через обычные суды, остальные - чрез третейские и медиацию. У нас в конфедерации тоже создан Комитет по медиации и регулированию экономических споров. Накануне была открыта общественная приемная, и ряд предпринимателей обратились со сложными вопросами, которые мы сейчас разбираем и, конечно, донесем до сведения уполномоченных на их решение и до руководства страны, если потребуется. Вопросы есть сложные, конфликтные.

Прошли три круглых стола. Один, во главе с директором Русского фонда финансовой поддержки предпринимателей, рассматривал вопросы развития предпринимательства в регионах. Сегодня предполагается реорганизация инфраструктуры поддержки предпринимательства. Должно появиться Агентство по развитию предпринимательства, которое объединит все центры и инкубаторы в регионах,  а также финансовые средства. Возможно, к нему присоединится и Агентство по иностранным инвестициям и приватизации. Такие планы есть, так же, как и планы изменения в закон "О предпринимательстве".

Также прошли обсуждения нашего флагманского проекта, принятого месяц назад, "Беларусь-ІТ-страна-2050". Ведь с ІТ в целях промышленной революции нам надо дойти до каждого региона. ІТ - это не только создание программных продуктов на экспорт, нам надо буквально страну изменить, нам надо 2 миллиона человек подготовить до 2035 года, и мы оцениваем эту работу в 200 миллиардов долларов возможного экспортного потенциала ВВП. Что это означает?

К примеру, у нас создан Комитет по агропромышленному бизнесу. Сегодня человек в Могилевской области купил колхоз, у него поля оцифрованы, подключены к спутнику, благодаря чему он видит спектральный анализ состояния почв, ежесуточный график температур, видит, как там все растет. Ему не нужно ездить по полям на машине, он с компьютера за этим наблюдает, а в ближайшее время через систему GPS-управления тракторист сможет техникой управлять. Такое сельское хозяйство развивается уже во многих странах, и тогда 1% населения сможет кормить страну. Это высокопродуктивное сельское хозяйство, которое сегодня выглядит, как фантастика, но это уже становится реальностью. И даже в Беларуси уже есть. 

В Беларуси все возможности для крупнотоварного производства. У нас много земли - полтерритории Германии или Японии, где проживают по 130 миллионов населения. У нас нет гор, нет проблем с водой. Да, наши поля немного бедноваты, но у нас неплохая агрохимия, и мы производители средств химической защиты растений. Мы можем производить экологически чистые продукты, заниматься экологически чистым земледелием. Сегодня в стране уже 2000 фермеров, и направление сельского хозяйства стыкуется с цифровой экономикой напрямую, как и с другими видами деятельности. Но в глубинке знает ли об этом  предприниматель, поэтому надо обучить. Сегодня интерактивные курсы, которые мы создадим, семинары, вебинары, различные программы будут большой помощью. Не надо ездить и тратить время. На рабочем месте научить, проконсультировать онлайн и делать это на регулярной основе.

Расскажите, пожалуйста, о проекте Национальной платформы бизнеса Беларуси. Что это за документ? Какую силу он будет иметь? Что включает в себя?

Александр (Брест):

Владимир Карягин: Национальные платформы бизнеса - это мировой опыт, который мы воплощаем, начиная с 2005 года. Каждый год мы проводим исследования и, основываясь на полученных данных, определяем индекс делового оптимизма. Спрашиваем у людей, какие сегодня главные проблемы в экономике, для их личного бизнеса и т.д. Подобные исследования мы провели уже 14 раз. Национальная платформа базируется на многих исследованиях, интерактивных форумах, и в итоге мы сформулировали наше видение страны на 50 лет, страны, в какой мы хотим жить и работать, и какие для этого нужно создать условия. В чем-то - это наша национальная идея. 

А далее мы обращаемся к властям и говорим, что необходимо уменьшать налоги, развивать честную конкуренцию, диалог бизнеса и власти. Как правило, вырисовывается список из 100 вопросов. Сейчас проект платформы размещен на сайте (это уже пятая редакция, обозначены где-то порядка 120-ти вопросов), он обсуждается. 35 вопросов касается продвижения платформы: от создания Национального комитета по развитию и продвижению платформы, проектного комитета рабочей группы, с которым мы постоянно работаем, до модерирования чата в вайбере, где все это обсуждается и куда могут внести свои предложения студент, профессор и предприниматель. Все абсолютно открыто. 

Данная платформа высказывает позицию бизнеса, чего не хватает и что мы готовы делать сами. Документ довольно объемный. Каждый год мы представляем 50 страниц аналитического текста о ситуации в бизнесе в Беларуси и мире. Этот документ подается всегда за две недели до послания Президента парламенту. Мы направляем его в Администрацию Президента и властям. Многие вопросы обращают на себя внимание и решаются. 

В рейтинге условий ведения бизнеса Doing Business Всемирного банка и Международной финансовой корпорации 12 лет назад мы были на 129 месте, по показателю "Налогообложение" - на 189, последнем, месте. Сегодня мы на 37 месте. Задача - войти в первую десятку. У нас нет выхода к морям, нефти и газа, поэтому мы должны взять организацией хорошего диалога бизнеса и власти. Но для нас очень важен рейтинг экономической свободы, сейчас мы там примерно на 106 месте.

Что такое Индекс делового оптимизма. Как его составляли, зачем? Нам можно гордиться, что он самый высокий за последние 6 лет?

Полина (Неизвестно):
Владимир Карягин: Да, немножко повысился. Данный индекс появляется на основе опросника, в нем 10 традиционных вопросов, которые мы  упорно задаем уже 14-ый раз. Вместе с социологами и Департаментом по предпринимательству отбираем тех, кто отвечает, это 500 владельцев микро-, малого, среднего и крупного бизнеса - весь спектр охватывается. Четко пропорционально статистике и в отраслевом разрезе, и по областям. В этом году мы опросили 523 предпринимателя. Правда, ответы получили от большего количества, но это для себя, для сведения. Очень неравномерно распределен бизнес. В регионах его очень мало. А там ведь очень много ресурсов - и человеческих, и материальных, и недвижимости различной, которая на продажу выставляется.

"Как, по вашему мнению, изменилось состояние белорусской экономики за последний год?"  И потом задаем вопрос: "А как - состояние вашего бизнеса за последний год?" И, вы знаете, с личным немножечко лучше: в прошлом году 41% опрошенных отметил улучшение, в этом уже 45,3%.

Опросы ведут партнерские бизнес-ассоциации, мы собираем анонимные анкеты, но опрос ведут люди, которых бизнесмены знают, и отвечают честно. Подсчитывают результаты социологи из БГУ по особой методологии профессора Давида Ротмана.  По итогам выдают аналитическую записку. Конечно, мы и острые вопросы ставим дополнительно. Например, "Белорусские власти утверждают, что Беларусь предпринимателям дала полную свободу. Вы согласны?"  Согласны только 7,3%. Не согласны - 44, и остро не хватает ее 48,4%. Есть над чем поработать власти и бизнесу. О работе Декрета № 7 тоже критические отзывы - 64,2% считают, что по мелочам стало легче, но проблемы остались. Процесс еще идет, нельзя успокаиваться. От диалога бизнеса и власти, респонденты ожидали большего, немножечко процент понизился. Когда все подсчитывается, прошлое и настоящее, перекладывается на  ось, и очень наглядно видно, как идет развитие по годам.

Данные исследования входит в подготовку Национальной платформы бизнеса Беларуси. Сегодня каждый, я обращаюсь к предпринимателям, может принять участие в ее создании. Очень важно ваше мнение, что необходимо улучшить в деловом климате, но не абстрактные рассуждения, а конкретный пункт в глоссарий платформы. Власть создала общественно-консультативные советы при каждом министерстве и ведомстве, плюс советы по предпринимательству создаются в республике в каждом районе. Задача советов, куда войдут предприниматели, власти, местные депутаты, возможно, депутаты Верховного совета из данного региона, на месте решать многие вопросы. Вопросы надо научиться правильно ставить. Вопрос - это форма мысли, говоря языком философии. Четко его сформулируйте. От этого зависит поиск решения, от этого зависит, в какой адрес мы его направляем.

Все хотят обращаться к Президенту, но есть министерства, ведомства, есть 39 контролирующих и надзирающих органов. Я вхожу в группу межведомственного совета по контрольно-надзорной деятельности. Сегодня коренные изменения произошли в методике, в методологии контрольно-проверочной деятельности. Цель контролера не загубить предприятие, а предупредить в первый раз, а где-то показать путь выхода их кризиса. На это переходит и налоговое ведомство, и многие другие контрольно-надзорные органы. 

Каков портрет сегодняшнего предпринимателя Беларуси?

Сергей (Могилев):
Владимир Карягин:  Это очень интересно.У нашего предпринимателя мужское лицо. Согласно данным исследования института социологии Академии наук, мужчин, занимающихся бизнесом, в стране 59,5 %, женщин - 40,5%. И в женщинах наш потенциал! 

В США при  президенте Картере только 18% женщин были заняты в бизнесе. Тогда был создан совет при президенте, организовывали семинары для женщин, вводили льготы, формировали госзаказ. Появились квоты  для женского бизнеса, льготные кредиты. И знаете, ситуация переломилась, и сегодня у них более 60% женщин-предпринимателей, а в малом бизнесе - 70%. Женщина оказалась более стрессоустойчивой, более образованной, более активной и социально ответственной, чем мужчины. Поэтому женское движение, женские клубы при наших союзных ассоциациях мы активно развиваем, активно сотрудничаем с Союзом женщин, который возглавляют уникальные люди. И видим в этом наш коридор возможностей.  

Много раз встречал в СМИ употребление термина "IT-страна" в отношении Беларуси. Как эта сфера представлена в мероприятиях недели предпринимательства?

Виктор (Витебск):

Владимир Карягин: Работают Комитет по IT-стране и Комитет по цифровой трансформации бизнеса. Очевидно, что мы должны протянуть руку помощи регионам. На  заседании тематического круглого стола детально разобрали, как бизнес может трансформироваться из любого вида деятельности в IT. От услуг, продаж или прочего. В IT-сфере работают по 2500 специальностей. Просто знанием английского языка сейчас никого не увидишь, желательно еще владеть и китайским языком. Китай проник во многие отрасли бизнеса, это наш ведущий партнер, который много инвестирует. Через нас проходит Великий шелковый путь, он охватывает транспортно-логистическую инфраструктуру страны. Создан парк "Великий камень", создан не для китайцев, а чтобы сюда пришли международные компании. Китай просто инвестирует 6 млрд долларов в этот большой проект. Ведущие китайские компании уже являются резидентами ПВТ. 

Наша конфедерация создала Республиканскую деловую сеть, с ней мы бы хотели дойти до каждого населенного пункта Беларуси. Ежегодно, уже более 10 лет,  проводим конкурс "Лучший город, район, область для бизнеса Беларуси". В 2018 году Барановичи были признаны лучшим городом для бизнеса, из областей - Минская. Эти награды даются не просто так, высчитываются по 40-ка параметрам.


Какие мероприятия проходят в эту неделю?

Анна (Борисов):

Владимир Карягин: Очень важна демонстрация бизнеса, которая случилась в рамках надели.  Мы приглашаем учащихся, школьников, студентов посетить наши предприятия. На многих предприятиях прошли не просто экскурсии, а разговор о том, как это работает. Склад, магазин, банк. Что такое редакция? Что такое медиа- бизнес? Что такое шоу-бизнес? 

Также в каждом районе мы рекомендовали провести встречи бизнеса и местной власти. Именно с местной повесткой дня, чтобы обсудить, какие есть проекты, к которым можно подключиться местным предпринимателям, какие проблемы есть у местных предпринимателей. Что можно решить на местном уровне. 

Также, и мы об этом говорили на форуме, местные власти часто обращаются в конфедерацию с просьбой найти и направить инвесторов, подобрать проект. На что я задаю вопрос: "Вы показали местным предпринимателям эти бизнес-планы, эти проекты?". Ответ: "Нет. Зачем? У них же нет денег. Они же мелкие". Вы понимаете, что все инвесторы, к которым мы ездим, а в ближайшее время мы посетим США, Венгрию, первый вопрос задают: "У меня там партнер есть?" и "Какие условия бизнеса?" Условия у нас  улучшаются поэтапно. Модернизируется законодательство, в том числе и инвестиционное, гарантии возрастают, но нужен местный ответственный партнер. Сегодня иностранные предприниматели готовы приходить в наши регионы, учитывая их специфику. Сморгонский район очень активно работает, целый ряд проектов создан интересных. У многих районов есть перспектива. Поэтому это важно. 

Сегодня в парламенте и других органах,  имеющих законодательную инициатив, обязаны заранее оценить будущий нормативный акт. А как они оценят без бизнес-ассоциации?  В год принимается порядка 4000 нормативных актов: около 700 указов Президента, 1500 постановлений правительства, до 200 законов. И все это необходимо общественно обсудить, дать экспертизу.  К нам приходят иногда за двое суток и просят внести срочно предложения. Что сегодня изменилось после 4-й директивы Президента, где было прямо указано наладить конструктивный диалог с бизнес-сообществом?  Нам направляют проекты нормативных документов, и мы  должны очень четко высказать: это подходит, а это не повысит экономическую эффективность и конкурентоспособность. Ведь конкурентоспособность страны зависит от  конкурентоспособности каждой компании, региона в целом.  Поэтому  сегодня мы приглашаем вступать в отраслевые и территориальные ассоциации, для решения местных вопросов,  вопросов отрасли, и такие организации, как конфедерация предпринимательства, где налажен системный диалог, взаимопомощь и кооперация.

Ведущая:  А если мы вернемся к мероприятиям, есть точное количество сколько? 

Владимир Карягин:  Трудно оценить. Около 1000. Потому что  этот план все время пополняется. И это мероприятия каждого дня. Сегодня  утром я был на семинаре, которое проводило  представительство немецкой экономики, вчера с австрийцами. В это же время в Грузии проходил форум белорусского бизнеса,  и сегодня Министерство иностранных дел организует встречу и заседание государственного органа. К нам приехали гости из Америки, к нам приехали посмотреть наш опыт наши партнеры из Союза  предпринимателей Узбекистана.

Ведущая: То есть неделя белорусского бизнеса стала международной?

В. Карягин:   А это всегда так происходит.   Нашим гостям очень интересно, что  в  Беларуси происходит, и нас тоже приглашают.  Говорят, что такого шага, как создание Национальной платформы  бизнеса в Беларуси, от нас не ожидали.  "А раз это делают в Беларуси, то почему нет в нашей стране?" Белорусский  опыт уже был использован в Молдове, Казахстане,  Украине, провинции Курдистан в Ираке,  Афганистане, Бирме. В каждой стране, от Америки до Ботсваны, есть национальные агенты. Американская палата нам высылает каждый год свой план. В нем - более 200 пунктов, которые они себе ставят для решения вопросов с властью,  для адвокатирования, для развития диалога.  Это серьезные вопросы, в них обозначено то, что мешает работать и создает препятствия для бизнеса.  И мы идем таким путем. 

Достаточно ли форумов и подобных мероприятий проходит в Беларуси? Может быть нужно увеличить их количество или нужно работать над эффективностью тех, что есть. Как считаете?

Олег (Гродно):

Владимир Карягин: Богата палитра деловых форумов, семинаров, конференций. Много мероприятий проходит онлайн, много массовых мероприятий, когда предприниматели  изучают опыт суперуспешного человека. А к нам сегодня приезжают из США, России, Украины люди, которые заработали, создали целые корпорации. Онлайн с нами на таких встречах иногда находится до 200 городов. Это очень интересно. Там все практика, никаких лозунгов, именно техника бизнеса, как это делать, как решать вопросы. Человек, который за 26 лет заработал 30 миллионов долларов, а миллионером стал в 17 лет, заражает молодежь личным примером. Сегодня как никогда надо учиться. Если раньше в 19-20 веках было три фактора производства: труд, земля и капитал, то сегодня - это информация и образование. Самым главным является образование. Образование не то классическое, затылок в затылок. Саморазвитие. Книги отстают лет на 6, но их надо читать. Наша Конфедерация подарила библиотеке 20 книг. 

Надо играть в деловые игры. Все играют, даже президенты стран. Мы подарили Национальной библиотеке две деловые игры собственной разработки, и там даже проходят турниры по ним. Одна из них -  "Бизнесбол". Играя, за 3 часа полностью осваиваешь понятия собственника. Игру можно купить, она  востребована в России, Китае, ОАЭ. Просят делать ее на разных языках. Также она имеет лицензию на символику II Европейских игр и будет реализовываться в торговых точках во время спортивного форума. Есть еще одна игра на белорусском языке. 

Ведущая: Если подытожить, то у нас хватает мероприятий и по количеству, и по качеству, просто нужно быть активным.

Владимир Карягин: Ну, конечно, участвовать надо. Вчера трансляцию мероприятий форума можно было увидеть в Интернете. Нас смотрели партнеры из Японии, Америки, других стран мира. Таким образом все это выходит за рамки Беларуси.


Архив online