Не секрет, что есть неблагополучные семьи: папы нет, мама детьми не занимается. Расскажите, как найти подход к таким оставленным детям и как правильно сформировать у них семейные ценности?

Не секрет, что есть неблагополучные семьи: папы нет, мама детьми не занимается. Расскажите, как найти подход к таким оставленным детям и как правильно сформировать у них семейные ценности?

     Вера Мартынова: Давайте разберёмся, сегодня педагоги и психологи никогда не называют неполную семью неблагополучной. Согласитесь, сегодня у нас вырастают прекрасные дети, если мама воспитывает одна. А неблагополучие - это другая категория, когда есть недопонимания в семье, когда есть проблемы с каким-то злоупотреблением, если есть жестокое отношение по отношению друг к другу и т.д. Есть определенные критерии.

  Безусловно, если вдруг ребенок из неблагополучной семьи является членом факультатива, то здесь, конечно, на первый план выходит ответственность педагога. Согласитесь, что это будет уже профессиональное мастерство руководителя факультатива. Сегодня уважающий себя и преподаватель, и педагог никогда не войдет ни в школьный кабинет, ни в студенческую аудиторию не понимая, какой контингент пришел к нему на факультатив. Руководитель факультатива обязательно должен понимать, что, например, у него ходит 20 человек, 19 из которых растет в благополучной семье, а 1 ребенок из неблагополучной семьи. И это будет означать, что он работу должен строить так, чтобы не обидеть ребенка из неблагополучной семьи, не затронуть его какие-то эмоции и переживания.

  Но, наверное, мы согласимся и с тем, что если дети сегодня воспитываются в неблагополучных семьях, мы должны демонстрировать им положительное образы, показать ребенку, что есть счастливые семьи, есть благополучные семьи и как строить эту семью. Нужно искать индивидуальные методы, подходы и форму, чтобы никак не обидеть ребенка. Работать в этом направлении надо обязательно.

Ведущая: Подскажите, смогут ли педагоги, которые будут преподавать этот факультатив, пройти какие-то курсы или подготовку, чтобы грамотнее выстраивать взаимоотношения с аудиторией?

Факультатив не будет обязательным

Вера Мартынова: Этот вопрос сегодня волнует многих. Мы должны отметить, что факультатив в школе с нового учебного года не будет обязательным. Наши слушатели, я думаю, что уже понимают, это будет факультатив, который старшеклассники будет посещать по собственному желанию и по заявлению родителей. Это первая очень важная позиция. Второе, что хотелось бы отметить, это что сегодня в школе есть специалисты, которые проходят специальную подготовку для работы с детьми по подготовке их к семейной жизни. Это социальные педагоги и педагоги-психологи. За время своей профессиональной подготовки в университете они проходят очень большой блок учебных дисциплин, которые будут помогать им вести этот факультатив, в частности, семейная педагогика, социально-педагогическая помощь семье, психологическое консультирование, психология семейных отношений. 

Клуб "Гармоничная семья"

 И еще, я думаю, что любой вуз сегодня имеет такую возможность организовать в социальной сети клуб, мы "ВКонтакте" организовали клуб "Гармоничная семья". И предлагаем обсуждать какие-то такие вопросы. Там пока в большинстве студенты нашего факультета как заинтересованные люди в профессиональной подготовке, но есть родители, руководители учреждений образования, они включаются в дискуссию. Конечно, такой диалог и обсуждение самых насущных проблем, которые переживает сегодня молодой человек, это необходимо.

 Елена Погодина: Это не будет означать, что этот факультатив  будут вести социальные педагоги или педагоги-психологи. Этот факультатив  могут вести педагоги, которым интересна эта тема, если у них есть какой-то исследовательский интерес, если они понимают, что у них очень хорошо получается работать с родителями, с семьей. Мы предусматриваем, что в системе повышения квалификации педагогических кадров и в нашем педагогическом университете  через институт повышения квалификации, через систему последипломного образования педагогов, организовывать курсы специальные. И каждый желающий педагог, который руководит факультативом, сможет пройти целевую программу, сможет встретиться с автором этой программы, педагогическим коллективом нашего университета и продвинуться в вопросах, как организовать правильно, как учитывать особенности старшеклассников и так далее. Предусматриваются курсы повышения квалификации для руководителей факультативов.

 
Смотреть все выпуски

Архив online