Онлайн-конференция на тему "Факультатив о любви, семье и браке"

Онлайн-конференция на тему "Факультатив о любви, семье и браке"

Онлайн-конференция на тему "Факультатив о любви, семье и браке"

В 9-11 классах начнут изучать основы семейной жизни. На факультативе планируется формировать позитивный образ семьи и развивать интерес к семейным традициям. Старшеклассники узнают, как выбрать будущего супруга, подготовиться к семейной жизни, а также - как организовать быт и избегать конфликтов. Факультатив будет проходить по одному часу в неделю в течение всего учебного года.

Какие еще темы будут обсуждать школьники, а также - почему важны такие занятия и кто их будет проводить, расскажут во время онлайн-конференции 14.02 в 12:00 авторы факультативного курса: декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ Вера Мартынова и  старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ Елена Погодина.


Добрый день! Расскажите, пожалуйста, почему возникла необходимость ввести этот факультатив в школах? Какие цели и задачи вы ставите перед курсом?

Ольга (Минск):

 Вера Мартынова: Я думаю, что ответ по-житейски прост. Семья в жизни каждого человека – это главное. В семье человек рождается, развивается, закладываются основы его личности, а потом человек создает свою собственную семью. Поэтому семья – это ценность жизни каждого человека. Мы все были бы очень рады, если бы все участники этой встречи вспоминали свою семью, где они родились, где они создали свою собственную семью, чтобы эти воспоминания были радостными и счастливыми. Я думаю, что в подавляющем большинстве семей так и есть. Это связано с тем, что в нашем белорусском обществе семья остается традиционной, как и было в нашей национальной культуре. И то, что, конечно, сегодня у нас очень мощная, сильная государственная поддержка семьи. Достаточно вспомнить и трехгодичный декретный отпуск мам, и государственную адресную поддержку, и предоставление даже няни для тех семей, которые воспитывают двойню-тройню и т.д. 

 Но, к сожалению, мы сегодня и осознаем, и понимаем, что в современной белорусской семье есть еще ряд проблем, которые требуют нашего общего внимательного отношения и решения. И здесь, аргументируя все-таки введение такого факультативного курса в школах, я хотела бы опираться на результаты такого широкомасштабного исследования, которое мы провели среди старшеклассников республики. В этом исследовании участвовали свыше 500 старшеклассников со всех регионов республики, их родители и педагоги. Было очень интересно узнать, а что для современных старшеклассников представляет семья сегодня в современном нашем мире. Вот эти результаты нас порадовали. 

Любовь и семья - главные ценности старшеклассников

  Когда мы спросили у наших старшеклассников, какие главные ценности сегодня в жизни, на первом месте оказалась любовь. Так ответили 76 процентов старшеклассников. На втором месте – почти такая же цифра – семья. Когда мы спросили, планируют ли они создать свою собственную семью, почти 60 процентов ответили твердо -  да. 25 процентов будут думать, создадут ли они семью. Это связано с возрастом. Это нас тоже радует. 

     Но настораживает то, что сегодня наши старшеклассники в силу ряда причин, но не твердо понимают и отвечают на вопрос, а на чем все-таки строится счастливая благополучная семья. 29 процентов сказали – на взаимоуважении. Это хороший результат. 26 процентов сказали – на любви. И это тоже прекрасно. Но взаимная ответственность –  было всего лишь 1,6 процента, и взаимоподдержка – 4,6. А вот это нас тревожит. Ведь это говорит о том, что старшеклассники, которые планируют в будущем создать свою семью, неточно представляют эту свою собственную семью уже сегодня, но хотелось бы, чтобы взаимная ответственность, поддержка друг друга тоже были в основе благополучной семьи. 

 И еще хотела бы привести один тревожный показатель. Многие из нас сегодня задумываются о так называемых гражданских браках. Мы, педагоги, не называем его гражданским - это сожительство. Мы спросили у старшеклассников, как они относятся к такой форме совместной жизни, которая есть у нас сегодня в обществе? И 41 процент ответил, что положительно. Это нас тревожит, не только сам факт такого отношения, но и то, что старшеклассники не до конца понимают, что это. Ведь когда рождаются дети в сожительстве, это целый комплекс психолого-педагогических и материальных проблем. Все это говорит о том, что мы в соответствии с возрастом понимаем, что сегодняшние старшеклассники – это другие дети, не такие, какими были мы и наши родители. Мы сами изменились, и наши родители тоже. Мир очень изменился. И мы понимаем, что старшеклассникам мы должны помочь формировать ценность семьи и формировать понимание того, что такое счастливая семья. В силу их сегодняшнего развития.

Сейчас позже стали заключать браки. Если раньше средний возраст был около 23 лет, то сейчас ближе к 30 молодые люди идут в ЗАГС. С одной стороны, это хорошо: люди сознательно готовы строить семью. С другой стороны, есть инициатива Минздрава, по которой будут помогать молодым родителям (когда им до 26 лет), если в семье появился ребенок. Так когда же правильно создавать семью?

Вероника (Минск):

 Елена Погодина: Это обширная тема для обсуждения. Конечно, сам человек решает, когда ему создавать семью. Что касается инициативы Минздрава, то физиологически организм женщины готов рожать между 20 и 30 годами, и первого ребенка рекомендуется рожать в это время. Если до 20-ти лет еще физиологически незрелый организм. То уже приблизительно с 20-ти лет начинается вот тот этап, благоприятный для рождения детей. Считается, что если женщина хочет нескольких детей, трое и больше, то максимальный вариант рождения первого ребенка – это примерно возраст 23 года. Промежутки, чтобы женский организм полностью восстановился, чтобы она могла выносить и родить здорового ребенка оптимально –  пять лет. Можно и два года. Врачи рекомендуют 30 месяцев. Промежуток, который идет на кормление ребенка, на вынашивание ребенка, на восстановление женского организма, оптимально – это 5 лет. Поэтому если женщина первого ребенка рожает уже после 30-ти лет, шансы, что она родит второго и третьего, они уменьшаются. Поэтому первого оптимально родить в 23 года, второго - 26 лет. Если же она планирует одного, то можно и в 30-ть.

Социальный статус выходит на первое место

Вера Мартынова:   Сегодня есть тенденция к тому, что в среднем женщина вступает в брак в 26 лет, а мужчина – на два года старше. Это средний показатель, когда заключение брака немножко сдвигается.

Елена Погодина: Это связано с тем, что увеличился процесс социализации.   Если раньше, школу закончили, получили образование, пошли работать. То сейчас процесс обучения в школе растянулся: университет, аспирантура, магистратура и так далее. И социальный статут для молодежи выходит все-таки на первое место. Престиж, социальный статус, материальное благополучие. Поэтому сейчас не торопится молодежь вступать в брак.

Как на факультативе затрагивается вопрос любви своей стране, патриотизм? По сути, сочетание семейных ценностей с чувством любви к родине — понятия идентичные.

Ольга (Брест):

 Вера Мартынова: Приятно, что автор так рассуждает. Это действительно так. Я полностью соглашаюсь с мнением автора. Потому что, когда мы говорим любовь и патриотизм по отношению к своему Отечеству, то мы все прекрасно понимаем, что это начинается с семьи. Сегодня и ребенку мы говорим, что Отечество для тебя – это семья, где ты сейчас живешь, это твой дом, где ты родился, где ты растешь. 

Любовь к семье, ценность семьи, любовь к своему дому – это и есть патриотизм по отношению к своему Отечеству

Очень важно, чтобы сегодняшнее молодое поколение, наши дети, понимали, что патриотическое отношение к Беларуси начинается с малой Родины. Прошлый год был Годом малой Родины. Это замечательная инициатива, мы убедились в этом у нас в педагогическом университете, когда  запустили такую инициативу «Что ты можешь сказать о своей малой родине».  Был обязательно свой собственный дом, обязательно своя семья. Причем, в этой традиции сейчас не только студенты участвуют, но и преподаватели. У нас сейчас специальные встречи проводятся, где преподаватели рассказывают о своей малой родине. Еще раз повторюсь, малая родина – это город, деревня и обязательно свой собственный дом. Ну а значит – это действительное отношение к нашей большой Республике Беларусь. Я думаю, что эти два вопроса абсолютно взаимосвязаны. 

В рамках факультатива мы сумеем помочь сформировать у наших детей в их мировоззрении, сознании вот такую ценность в своей семье, а значит и ценность своей родины. Этим и будет интересен факультатив. Там даже и такие вопросы можно задавать. Завершая беседу, мы благодарим вас, что вы пригласили нас поучаствовать в такой встрече. Здесь очень важно понимать, что успех этого факультатива будет зависеть во многом от руководителя и понимания такой установки, что факультатив должен стать площадкой диалога и дискуссии с нашими старшеклассниками по тем вопросам, которые их интересуют. Чтобы этот диалог был наполнен нашей реальной жизнью, положительными образцами, чтобы этот факультатив формировал именно ценность семьи и ценность отношений, культуры семейных отношений. На это будет направлен факультатив. Здесь очень важна форма диалога, дискуссии со старшеклассниками. 

Было бы интересно, если бы СМИ и Белтелерадиокомпания   более подробно с нового учебного года рассказала, как идут факультативы, встречи со старшеклассниками. Мне очень хотелось бы пожелать в русле нашего разговора счастливых семей.       

В основе вашего курса больше практики или литературной работы? На какой литературе базируется курс?

Ирина (Могилев):

Елена Погодина: Наш курс практикоориентированный, более 50 % занятий – это практика. Будут использоваться такие формы работы, как тренинги, ролевые игры, игровые методы, моделирование ситуаций. Затем обсуждение, круглые столы, конференции с участниками. Т. е. мы больше ориентированы на практику.

 Вера Мартынова: Я думаю, что Ирина, задавая вопрос, понимает, что помощь старшеклассникам в подготовке к созданию своей семьи – это не только факультатив. Сегодня многие школьные предметы и уроки должны работать на формирование ценности семьи. Ведь наше поколение воспитывалось на «Войне и мире», на пушкинских произведениях, которые прекрасно показывали взаимоотношения мужчины и женщины, давали положительные образцы семьи, вскрывали проблемы, которые могут быть в семье. Поэтому наш факультативный курс – это приложение плюс к тому материалу, что они получают из школьных предметов.

Литература для учителей и для школьников

 Елена Погодина: И литература – это, конечно, по психологии семейных отношений. Есть методическая литература, для учителей отдельно, которые будут преподавать этот предмет, и есть рекомендуемая литература для школьников. Это литература для подростков по психологии отношений между полами, по этике отношений, то, что интересно современным детям. В списке литературы есть и зарубежные источники, и наши известные социологи, психологи, наши белорусские и российские.

Специалисты каких областей помогали вам в составлении этого курса?

Елена (Минск):

Елена Погодина: Когда мы составляли этот курс, мы консультировались с такими специалистами, как практические психологи с кафедры возрастной и педагогической психологии, с медиками. Я сама практический психолог, культуролог. К тому же социологи нам помогали.

Вера Мартынова: Мне хотелось бы отметить, что есть такие темы, предлагаемые в факультативе, как «Сохранение репродуктивного здоровья». Согласитесь, для сегодняшних старшеклассников эта проблема актуальна. Мы все ее понимаем. У нас на факультете социально-педагогических технологий научно исследована проблема «Ценность репродуктивного здоровья». Многие исследования,    тренинги, разработанные у нас на факультете, вошли в программу факультатива. Сегодня мы представляем, что действительно здесь широкий круг специалистов должен и отразить свои вопросы в самой программе, и, безусловно, подключаться к работе факультатива.

Какие ценности сегодня во главе семьи? Что сегодня актуальное и главное? Как считаете, каких знаний не достает детям в формировании этих ценностей?

Людмила (Неизвестно):

 Елена Погодина: Я думаю, если каждый задумается над тем, а что главное в моей семье? Как у великого классика: "И счастливы семьи по-своему, и несчастны по-своему".   Но тенденция, которую мы сегодня можем наблюдать в белорусской семье, – это, конечно же, ценность семьи, как малой группы, которая объединяет мужа, жену, детей. Семьи, которые мы называем большими, где бабушки, дедушки - это само по себе главное. Семья сопровождает всю жизнь человека – вот это самое главное. Среди тенденции современной белорусской семьи – это ценность рождения и воспитания детей. Даже статистика нам сегодня говорит, что число многодетных семей у нас увеличивается. Одной из причин является ценность рождения и воспитания детей. Как народная мудрость гласит "Семья - моя крепость". Вот, наверное, это тоже ценность - семья, где человек всегда принят, без всяких условий. Посмотрите, пожалуйста, ребенок всегда для родителей дорог, и точно так же дорога жена или муж, если даже кто-то совершил какие-то ошибки в своей жизни. Человек в семье всегда принят. Это очень важно сегодня.

Семья - моя крепость  

 Ну а чего не хватает для понимания и осознания старшеклассниками, то все-таки вот таких позиций, как взаимоответственность, взаимопомощь, взаимоподдержка, психологическая совместимость - вот над этим надо работать.

 Такая тревожная статистика, которую не хотелось бы произносить в этот праздник, День влюбленных, но каждый из нас знает, насколько у нас большой процент распада браков. А вот когда отслеживают причины развода, то называют так современно "психологическая несовместимость". Но мы же понимаем, что это неумение слышать друг друга, понимать, идти на компромисс. Нам стоит каждому задуматься, а что такое умение любить другого человека. Это должно стать диалогом в работе со старшеклассниками.

 Ведущая: По вашей статистике, то, что дети отмечали, что главное – любовь. Это характерно исключительно для подростков для этого периода жизни. Поэтому все на эмоциях. Они потом с помощью вашего факультатива дорастут до того, что есть еще такая ответственность.

Любовь - это большая ответственность друг перед другом

 Елена Погодина: Да, любовь – это большой труд, усилия, работа, как утверждают сегодня многие. Любовь - это большая ответственность друг перед другом и за другого человека, наверно. Неважно, любишь ты мужа, жену, своего ребенка. Это очень важно, чтобы это сегодня понимал каждый человек. А старшеклассник готовился именно к такой любви – ответственной, деятельностной. Потому что любовь – это не вклад, который мы положили в банк, это каждодневная забота и поддержка, уважение, признание.   

На ваш взгляд, каким образом можно помочь в формировании у детей ценности семьи и семейных отношений? Достаточно ли факультатива в школе?

Владимир (Неизвестно):

Елена Погодина: Факультатива недостаточно. Формирование семейных ценностей начинается с семьи, с родительской семьи, с колыбели, можно сказать, с внутриутробного   развития ребенка. Потому что мама - тот человек, который вынашивает ребенка, думает о нем, с которым связь устанавливается с момента его зачатия. Какие ценности у ребенка сформируются, во многом обусловлено родительской семьей. Сейчас разрабатывается программа "Университет педагогических знаний" на нашем факультете для родителей детей всех возрастов.

 Вера Мартынова: Мы сегодня должны согласиться с тем, что, к сожалению,   не хватает порой и зачастую сегодняшним молодым родителям психолого-педагогических знаний. Мы любим ребенка, мы за него отвечаем, а как бы хотелось, чтобы родители понимали основы психологии, развитие ребенка на каждом возрастном этапе, понимали семейные и родительские формы и методы воспитания. Этого зачастую не хватает. Поэтому, безусловно, не один факультатив. 

Надо в школе организовать родительские университеты 

Параллельно мы должны помогать родителям в семейном воспитании и в педагогике семьи. Это очень важный аспект. Мы сегодня предлагали на национальном форуме "Семья XXI века", который проводили наш университет и Белорусский союз женщин при поддержке министерств образования, труда и соцзащиты, информации, здравоохранения. Мы говорили о том, что сегодня надо в школе организовать родительские университеты (если можно их так назвать). Это должны быть такие современные площадки для родителей, где они могут задать любой вопрос психологу, социальному педагогу, педагогу-предметнику по тем или другим вопросам. Не только обучение, но очень важно и воспитание. 

Посмотрите, такая насущная проблема, как поощрение и наказание. Всегда ли родители правильно выбирают эти формы? А веди отсюда и доверие ребенка к родителям, особенно в подростковом возрасте. Это очень актуально и для старшеклассников.   Конечно, факультатив должен идти параллельно и с работой с родителями. Сегодня старшеклассник - это особая возрастная категория, особый этап возрастного развития человека. Как важно сегодня помочь родителям выстраивать эти отношения. Во многом эти детско-родительские отношения    в семье являются образцом в дальнейшей жизни наших старшеклассников. К сожалению, сегодня мы отмечаем такую тенденцию, что родительская семья не всегда является примером для создания собственной семьи. Мы знаем, что сегодня у нас, к сожалению,   есть и неблагополучные, есть и неполные семьи. Неполная семья может быть и благополучной и счастливой, однако для ребенка иногда возникают проблемы, когда нет отца или нет мамы. Смотрите, сейчас фильм показывают по телевизору, когда взрослая девушка, будучи уже замужем, ищет своего отца и хочет с ним встретиться. Это важные позиции.

Не секрет, что есть неблагополучные семьи: папы нет, мама детьми не занимается. Расскажите, как найти подход к таким оставленным детям и как правильно сформировать у них семейные ценности?

Виктория (Жлобин):

     Вера Мартынова: Давайте разберёмся, сегодня педагоги и психологи никогда не называют неполную семью неблагополучной. Согласитесь, сегодня у нас вырастают прекрасные дети, если мама воспитывает одна. А неблагополучие - это другая категория, когда есть недопонимания в семье, когда есть проблемы с каким-то злоупотреблением, если есть жестокое отношение по отношению друг к другу и т.д. Есть определенные критерии.

  Безусловно, если вдруг ребенок из неблагополучной семьи является членом факультатива, то здесь, конечно, на первый план выходит ответственность педагога. Согласитесь, что это будет уже профессиональное мастерство руководителя факультатива. Сегодня уважающий себя и преподаватель, и педагог никогда не войдет ни в школьный кабинет, ни в студенческую аудиторию не понимая, какой контингент пришел к нему на факультатив. Руководитель факультатива обязательно должен понимать, что, например, у него ходит 20 человек, 19 из которых растет в благополучной семье, а 1 ребенок из неблагополучной семьи. И это будет означать, что он работу должен строить так, чтобы не обидеть ребенка из неблагополучной семьи, не затронуть его какие-то эмоции и переживания.

  Но, наверное, мы согласимся и с тем, что если дети сегодня воспитываются в неблагополучных семьях, мы должны демонстрировать им положительное образы, показать ребенку, что есть счастливые семьи, есть благополучные семьи и как строить эту семью. Нужно искать индивидуальные методы, подходы и форму, чтобы никак не обидеть ребенка. Работать в этом направлении надо обязательно.

Ведущая: Подскажите, смогут ли педагоги, которые будут преподавать этот факультатив, пройти какие-то курсы или подготовку, чтобы грамотнее выстраивать взаимоотношения с аудиторией?

Факультатив не будет обязательным

Вера Мартынова: Этот вопрос сегодня волнует многих. Мы должны отметить, что факультатив в школе с нового учебного года не будет обязательным. Наши слушатели, я думаю, что уже понимают, это будет факультатив, который старшеклассники будет посещать по собственному желанию и по заявлению родителей. Это первая очень важная позиция. Второе, что хотелось бы отметить, это что сегодня в школе есть специалисты, которые проходят специальную подготовку для работы с детьми по подготовке их к семейной жизни. Это социальные педагоги и педагоги-психологи. За время своей профессиональной подготовки в университете они проходят очень большой блок учебных дисциплин, которые будут помогать им вести этот факультатив, в частности, семейная педагогика, социально-педагогическая помощь семье, психологическое консультирование, психология семейных отношений. 

Клуб "Гармоничная семья"

 И еще, я думаю, что любой вуз сегодня имеет такую возможность организовать в социальной сети клуб, мы "ВКонтакте" организовали клуб "Гармоничная семья". И предлагаем обсуждать какие-то такие вопросы. Там пока в большинстве студенты нашего факультета как заинтересованные люди в профессиональной подготовке, но есть родители, руководители учреждений образования, они включаются в дискуссию. Конечно, такой диалог и обсуждение самых насущных проблем, которые переживает сегодня молодой человек, это необходимо.

 Елена Погодина: Это не будет означать, что этот факультатив  будут вести социальные педагоги или педагоги-психологи. Этот факультатив  могут вести педагоги, которым интересна эта тема, если у них есть какой-то исследовательский интерес, если они понимают, что у них очень хорошо получается работать с родителями, с семьей. Мы предусматриваем, что в системе повышения квалификации педагогических кадров и в нашем педагогическом университете  через институт повышения квалификации, через систему последипломного образования педагогов, организовывать курсы специальные. И каждый желающий педагог, который руководит факультативом, сможет пройти целевую программу, сможет встретиться с автором этой программы, педагогическим коллективом нашего университета и продвинуться в вопросах, как организовать правильно, как учитывать особенности старшеклассников и так далее. Предусматриваются курсы повышения квалификации для руководителей факультативов.

Будет ли входить в курс сексуальное образование для детей? Будут ли занятия по современным методам контрацепции и использованию презервативов, или дети по-прежнему будут черпать информацию такого рода в Интернете?

Алина (Неизвестно):

Елена Погодина: В нашем курсе в 9 классе предусматривается такая тема, как репродуктивное здоровье молодежи, а 11 классе - планирование семьи. И вот особенно тема "Репродуктивное здоровье молодежи" предполагает, что будут приглашаться специалисты-медики, которые будут рассказывать детям, как сохранить свою репродуктивную функцию: и про сексуальную жизнь, и про контрацепцию, то есть - про то, что медики считают нужным. Конечно, практические психологи могут рассказывать эту информацию, но, я считаю, детям будет комфортнее, если это будут врачи-специалисты.  

Вера Мартынова: Я хочу поддержать Елену Константиновну. Когда у нас выполнялось научное исследование о ценности репродуктивного здоровья подростков, то мы спрашивали у подростков, где бы вы хотели получить информацию о сексуальных отношениях. 47% подростков-старшеклассников ответили: мы хотим получать эту информацию от медиков-специалистов. Это нас очень порадовало. Потому что сегодняшние подростки - они другие, но пытаемся на первый план выдвинуть проблемы, которые они переживают. И все-таки большинство наших подростков вырастают в замечательных молодых людей, создают замечательные семьи, и их волнуют вопросы жизненной важности и т.д. И, несмотря ни на что, сегодня первый сексуальный опыт наших подростков - это очень большая проблема. И мы считаем, что этот вопрос для наших детей должен преподноситься в нашей культуре, когда всегда была ценность и значимость сексуальных отношений, которые являются частью семейной жизни. 

Социальные сети предлагают массу информации по этому поводу. Кинофильмы сегодня тоже насыщают сознание подростка по этим вопросам. Но это не всегда положительные примеры. Поэтому вот эта часть - репродуктивное здоровье молодого человека, сексуальные взаимоотношения, должна базироваться на нашей культуре. Ценность репродуктивного здоровья - в дальнейшем это ценность рождения здоровых детей. А для современных подростков, я думаю, медики-специалисты в силу возраста будут грамотно преподносить эти вопросы. Информация должна быть достоверной. Мы не должны углубиться только в контрацепцию, мы должны говорить больше о сознании наших детей, наших молодых людей, о сознании ценностей репродуктивного здоровья. Вот тогда будем иметь успехи. А современные тенденции медики не будут исключать, мы должны понимать современную жизнь наших детей.

Не раз слышала, что семейная жизнь - это работа. Все же двое молодых людей из разных семей, с разными семейными традициями пытаются создать что-то свое. Как на факультативе объясняется эта работа? Как правильно в спорных ситуациях находить компромисс молодым людям?

Мария (Неизвестно):

Елена Погодина:  Начало семейной жизни  – это всегда период первичной адаптации  молодоженов друг к другу. Как вы правильно заметили, они из разных семей, совершенно разные  могут быть семейные системы, семейная идеология, традиции семейные. Первый год проходит такая притирка молодоженов. Что мы на факультативе предусматриваем – это различные ситуации, обсуждение проблемных ситуаций, ролевые игры. Есть  такое упражнение  «семейный договор», где учим старшеклассников договариваться по различным аспектам семейной жизни:  находить компромисс в хозяйственно-бытовой сфере и  других сферах, как распределять семейные роли. Они сами могут побыть в роли молодоженов и поучиться договариваться по тем или иным вопросам. Эти упражнения будут полезны для их будущей семейной жизни. Если они научатся договариваться в подростковом возрасте, буду понимать, как учитывать интересы другого человека, то им проще будет строить  совместные отношения в будущем.

Ведущая: Студентам из университета, людям постарше можно приходить на эти факультативы.

 Вера Мартынова: Хорошая тема. Когда к нам приходят первокурсники и мы начинаем семейную педагогику, то мы видим такие заинтересованные глаза, их вопросы заинтересованные, диалоги, дискуссии. И мы понимаем, что это их ближайшая перспектива. Мы тоже думали в педагогическом университете, что может не курс семейной педагогики, а просто курс педагогики сегодня нужен не только педагогам. Согласитесь! 

Клуб "Семья"

Семью создают выпускники всех вузов. И как бы было здорово, если бы в университете были бы такие объединении, может общественные.  Например, у нас на факультете социально-педагогических технологий есть клуб "Семья". В этот клуб приходят все желающие, которые хотят обсудить тот или иной вопрос. Мы задаем тему и потом пытаемся вести дискуссию.  Как думаем мы, ученые-педагоги, как думают молодые студенты, которые влюбляются, женятся. И все на таких клубах, как общественных формированиях, очень важно. Недавно в гостях у нас была счастливая молодая семья, у которой уже двое детей, но  они еще учатся. Они рассказывали, как они строят свои отношения. 

Мир меняется. Во многих странах мира разрешено заключать однополые союзы. Как эта тема трактуется на факультативе?

Карина (Неизвестно):

         

Вера Мартынова: Эта тема еще не трактуется в рамках факультатива. Но, видите, даже наша беседа не обошлась без этого вопроса. Но что должны сегодня понимать все взрослые? У нас нет закона сегодня, который бы разрешал однополые браки, и мне кажется, что каждый из нас этому радуется. Второе, что я бы сказала, что в традиции и славянской, и в традиции нашей белорусской сначала мужчина и женщина, любовь, а потом муж и жена. И еще есть очень важный аспект. Все-таки, мы думаем, что в этих важных вопросах надо апеллировать к человеческой природе. Все-таки человека рожает женщина, а мужчина - часть этого рождения, и это есть человеческая природа. И мне кажется, безусловно, нужно относиться с уважением к каким-то особенностям, которые переживают люди, связанные с этим вопросом. Но даже если подростки и будут задавать такие вопросы, то, я думаю, мы должны апеллировать к нашему законодательству, к нашим традициям, ну и в целом к человеческой природе. Но здесь очень важно всегда понимать, в каком контексте задаются вопросы, как его знают подростки, потому что мы, взрослые, сегодня во многом отвечаем за сознание наших молодых людей. И мы должны помогать им утверждать и человеческие ценности, и человеческую природу, и правильное понимание отдельных проблем, которые у нас возникают. Поэтому я думаю, что если такие ситуации будут возникать, то их и разрешать надо в соответствии с этой ситуацией.

Альтернативные брачные отношения

 Елена Погодина: У нас в курсе предполагается тема, в которой обсуждаются темы альтернативных брачных отношений. Что имеется в виду по словом "альтернативные" именно для нашей страны? У нас брак традиционно моногамный и гетеросексуальный. Но тем не менее мы знаем, что 44 страны в мире разрешили гомосексуальные союзы. Если мы посмотрим с другой точки зрения, то в 78 странах гомосексуальные отношения грозят тюремным заключением. В 8 странах – смертная казнь. Поэтому нужно видеть, что где-то общество легализует эти отношения, а где-то запрещает. Надо придерживаться того, где мы с вами живем. Если традиционный белорусский брак моногамный (один мужчина, одна женщина), то в тех же мусульманских странах полигамия. Мы придерживаемся рамок своей культуры. Наша основная задача – формировать семейные ценности в соответствии с культурой нашего белорусского народа. У нас это семья, это дети, это отношения между мужчиной и женщиной.

Наша задача – формировать семейные ценности в соответствии с культурой нашего белорусского народа

 Вера Мартынова: И я думаю, что это мы сегодня должны утверждать в нашем обществе. Я полагаю, что сегодня наше общество ждет именно этой ценности – ценности семьи в нашем традиционном понимании, в нашей белорусской культуре и в славянской культуре в целом.

Будет ли на факультативе рассматриваться гендерное равноправие? И как по вашей программе разделено ведение домашнего хозяйства, не отсылая все к тому, что женщина –  хранительница очага, а мужчина – добытчик?

Александра (Полоцк):

   Елена Погодина: Конечно, в настоящее время у нас гендерное равноправие (в нашей стране, по крайней мере), и брак, конечно, меняется. Т. е. если раньше традиционно женщина занималась хозяйством, детьми, то сейчас в нашей стране и мужчина может оформить декретный отпуск, получать пособие по уходу за ребенком. Тем не менее, традиционные мужские и женские роли (такие, так отец – это опора семьи, это ответственность за семью, за детей и за жену, а мать - это эмоциональная часть семьи, это любовь, это отношения, забота, добро) остаются традиционными. 

Эгалитарные отношения в семье

    А что касается именно семейных ролей, которые выполняют супруги (как то приготовление пищи, уборка квартиры), то у нас здесь эгалитарные отношения, т. е. мужчина и женщина могут взаимозаменять функции друг друга. Как я уже говорила, у нас практикоориентированный курс, поэтому многие упражнения, многие ролевые игры направлены именно на то, чтобы супруги умели договариваться, распределять семейный бюджет, распределять семейные функции и попробовать в игровой форме, как все это супруги решают в настоящей семье.

          

Замечаю, что молодежь сейчас не спешит заключать брак, в приоритете гражданские союзы. Как думаете, почему и как на это реагировать родителям?

Вера (Неизвестно):

                

 Вера Мартынова: Мы уже говорили, что не гражданский союз, а сожительство. У нас есть такая тема для социальных педагогов - семья как фактор социализации. И когда студенты доходят до вопроса сожительства, тогда я им предлагаю самим додуматься до того, в чем есть преимущество законного брака, а в чем прелести этого сожительства. Когда мы проводим дискуссию по этому поводу, и каждый высказывает свою позицию, я думаю, что вы понимаете ответ, который созревает в ходе диалога и дискуссии. В конечном итоге я тогда спрашиваю: "Моя дорогая уважаемая студентка, а ты сама хотела бы получить незаконно рожденных детей?" Получается, что это вне брака дети рождаются. В браке - что для детей, что для мамы – это материальная поддержка, финансовая поддержка, имущественное право, эмоциональный какой-то аспект, степень ответственности. Если в законном браке, то по нашему закону муж несет такую-то ответственность, родители – такую-то, у детей есть права, а сожительство никак не регламентируется. А когда возникают проблемы, они становятся для человека трудноразрешимыми. Конечно, мы знаем, что такая форма существует.

Гражданские браки – за и против

 Елена Погодина: Я полностью с Вами согласна, здесь встает вопрос ответственности и последствий такого союза. Потому что в таком союзе в первую очередь не защищена женщина. Ребенок, рожденный в законном браке или в сожительстве, так или иначе будет защищен, а женщина, если возникнут вопросы наследства, материальные и иные, никак не защищена,как и мужчина, впрочем. Нет никакой ответственности. Мы проводили опрос среди мужчин и женщин, как они относятся к такому союзу. Мужчина в таком союзе считает себя свободным, а женщина себя – замужней. Т.е. женщина рассчитывает, что этот временный союз потом перерастет в постоянный. Для большинства женщин это пробный опыт семейной жизни. А для мужчин это более безответственные отношения.

 Вера Мартынова: Я думаю, грамотный руководитель факультатива не скажет старшеклассникам, что мы запрещаем сожительство, а в диалоге подведет учеников к тому, чтобы каждый из них сам решил, что для него лучше: законный брак или сожительство. Есть ряд факторов, почему его сознание должно быть направлено на нашу традиционную семью.

  Елена Погодина: У нас есть тема для дискуссии: “Гражданские браки – за и против”. На ней студенты сами приходят к выводу, какой жизненной позиции они будут придерживаться.

 Вера Мартынова: Но им надо помочь в этом разобраться, не просто сказать, что это плохо. Надо ответить на вопрос, почему это неправильно, несправедливо с точки зрения взрослого человека, чтобы старшеклассник понимал, почему законный брак лучше, почему мы защищаем эту ценность.

 Елена Погодина: Есть минусы таких сожительств, и они существенные, но есть и плюсы. Молодые люди удовлетворяют ряд своих потребностей, и пока у них нет детей, они считают, что они не несут ответственности и могут разорвать союз в любой момент. Важно, чтобы старшеклассники видели все плюсы и минусы, взвешивали все.

 Вера Мартынова: Важно, чтобы становилось сознание у наших детей, а это подразумевает широкое обсуждение, и выводы, которые старшеклассник должен сделать сам по этому поводу, - это тоже очень важно.

                   

                   

Как будет рассматриваться психология отношений?

Алеся (Неизвестно):

        

Елена Погодина: Как я уже говорила, у нас курс строится именно на психологии семейных отношений: т. е. как строить отношения, как строить счастливый брак, что такое супружество, как уметь договариваться супругам между собой, как разрешать супружеские конфликты, как семейные конфликты разрешать. Ну и, наверное, основная часть наша – научить разговаривать юношей и девушек друг с другом, научить их договариваться, научить их уважать друг друга, с уважением относиться к чужим потребностям и уметь говорить о своих потребностях. Потому что в первую очередь в современной семье главное – это отношения. И на первый план выходит эмоциональная функция, т. е. взаимоподдержка, взаимоуважение. Т. е. семья – это место, где как супруги, так и дети могут получить любовь, тепло, заботу. И не нужен никакой терапевт, если дома счастливая семья. Супруги друг друга сами могут поддержать и любую проблему дома решить.

   Школьникам необходимы основы психологии

  Вера Мартынова: Психология отношений. Сегодня, к сожалению, наверное, не зря такой вопрос задают. Когда приходят наши первокурсники на обучение, им тоже предлагают курс психологии, причем, на нашем факультете социально-педагогических технологий это тоже достаточно расширенный такой курс: психология развития, психология личности, психология семейных отношений. Но мы наблюдаем, что наши студенты, бывшие школьники, когда мы говорим о чувствах, об эмоциях, они здесь, к сожалению, не имеют никаких знаний. Не могу так сказать обо всех, но это вызывает такой интерес. Мы понимаем, что сегодня все-таки психология развития, психология человеческих отношений, которые связаны с эмоциональной стороной жизни, это сегодня тоже курс, необходимый для наших старшеклассников в том числе. Даже на уровне того, как должны строиться, например, человеческие взаимоотношения, в чем сегодня самый главный успех этих отношений, что такое эмоциональная сфера жизни человека, что такое чувства. 

 Наш Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка уже неоднократно озвучивал предложения в Министерстве образования, что сегодня нашим школьникам необходимы основы психологии, этот курс. У нас даже разработана программа, есть учебник известного нашего доктора психологии, профессора Якова Львовича Коломинского именно для школьников, чтобы, начиная со школьной скамьи, человек уже осваивал психологию личностного развития и психологию взаимоотношений между людьми.

Архив online