Сколько новых школ в этом году откроется в Минске и в Беларуси в целом? И обратный вопрос - есть ли школы, которые прекратили свое существование в этом году?
1 сентября 8 новых школ откроются и 15 закроются
Ирина Каржова: 8 новых школ откроют двери 1 сентября. Это 2 школы в Минске (в Первомайском и Фрунзенском районах), 2 - в Бресте, 1 - в Гродно, 1 - в Островце Гродненской области, 1 - в Борисове и 1 - в Могилеве.Да, есть и обратный процесс, школы закрываются, идет оптимизация учебного процесса. Те же местные власти проводят оптимизацию сети учреждений образования с учетом специфики региона. Если в данном селе нет производства и центр сельского хозяйства перенесен в другой населенный пункт, то местные власти анализируют, насколько целесообразно содержать малокомплектную школу, в которой меньше 25 учащихся, или экономически целесообразно ее закрыть и организовать подвоз детей в ближайшее учреждение образования. Данный вопрос, несмотря на то, что находится в компетенции районного руководства, также находится на жесточайшем контроле в Министерстве образования. Каждая область да 1 декабря нам присылает планы предполагаемой оптимизации учебной сети на следующий год. Мы рассматриваем ситуацию в разрезе каждого учреждения образования с учетом перспективы. Например, если в этом году первоклассников не ожидается, то сколько их будет на следующий год. И если на следующий год в этом населенном пункте будет уже 7 первоклассников, то зачем закрывать школу?
Следующее, на что обращаем внимание, - куда будут трудоустроены освобождающие педагогически и технических работники. Им должно быть предложено новое место работы. Обращаем внимание на организацию подвоза. По санитарным нормам и правилам время подвоза не должно превышать 30 минут. Данное требование должно выполняться.
Обращаем внимание на информационную работу с родителями. Им нужно объяснить, что школу закрывают не только потому, что она дорога в содержании, но и потому, что невозможно обеспечить качественное обучение. Ведь если школа маленькая, на 25 учащихся, здание нецелесообразно ремонтировать, в ней не будет современного оборудования. У нас работает программа, когда за счет централизованных средств республиканского бюджета закупается оборудование для кабинетов физики, химии, биологии. Как можно без него изучать эти сложные предметы и выполнять практические работы? Родителям нужно разъяснить, что если учатся 1-2 ребенка в классе, и в школе не хватает учителей-предметников, а одному учителю приходится преподавать несколько предметов, не связанных с собой по смыслу, о каком качестве обучения может идти речь. Важна и социализация. Ребенок должен уметь вести себя в классе, обществе, общаться со сверстниками. Это все нужно разъяснять родителям. На основании всех факторов Министерство образования согласовывает либо направляет на доработку планы оптимизации на следующий учебный год. К этому учебному году мы согласовали закрытие в республике 15 учреждений.