Онлайн-конференция с организаторами и участниками фолк-фестиваля "Свята Сонца"

Все о предстоящем празднике рассказали гости онлайн-конференции:
Александр Рак - организатор фестиваля "Свята Сонца";
Эльвира Барановская - солистка и художественный руководитель этнической группы "Арацэя";
Надежда Калач - солистка группы Irdorath.
Які сэнс закладывалі нашы продкі ў святкаванне Купалля?
Добрый день! Были как-то на фэсте. Очень понравилось! Отлично получалось плести венок. Чего не хватало, так это рассказов про то, какие травы и цветы вплетать. Вообще, историй про купальский венок. Будет ли в этом году такой интерактив и разнообразите плетение венков лекциями о их значении?
Эльвіра Бараноўская: Існуе такая цікавая гісторыя пра траву, якую ўпляталі ў вянок. Яе таксама выкарыстоўваюць у песнях. Спявае: “Іван, Іван і Мар’я, а на гарэ купальня”. Ёсць трава іван-ды-мар’я і адмысловая легенда. Закахаліся хлопец і дзяўчына, ажаніліся, а потым даведаліся, што яны брат і сястра. І стала ім так сорамна, што ператварыліся яны ў траву іван-ды-мар’я.
Каких нечистиков мы встретим на фестивале и что нового в этом году увидим? Что должно больше всего удивить?
Что нового на фестивале? В этом году стоит особо отметить вечернюю часть. После окончания основной программы фестиваля и концертов будет большое факельное шествие в сопровождении музыкантов (волынки, барабаны) на реку Птичь, которая протекает в полутора километрах от главной площадки фестиваля - музейного комплекса “Дудутки”. Будет очень много факелов, которые зажжем на фестивальной площадке от живого огня его будем добывать. Именно таким образом все ритуальные костры зажигались нашими предками на Купалье, Масленицу и другие праздники. Добывать его будут трением. Уже готова специальная конструкция, которая представляет собой вертикальное бревно, заточенное снизу, которое упирается в сухую доску. В добыче огня могут поучаствовать любой из многочисленных гостей фестиваля. На бревно наматывается канат, и от раскачивающихся движений, трения дерево снизу загорается. Именно от этого живого огня, который добудут наши участники и гости фестиваля, загорятся купальские костры.
Дальше программа продолжится джем-сейшном от волынщиков, будут танцы, игры, хороводы, запуски венков, купания на рассвете, ворожба. Должно быть очень интересно!
Сама программа фестиваля в этом году относительно традиционная, но мы постарались учесть опыт прошлых лет и в каждый из блоков внести какие-то изменения. Если говорить глобально о фестивальных блоках, то их два. Первый - музыкальный, потому что все-таки наш фестиваль рассказывает о музыкальной культуре наших предков, о фольклоре, о фолк-музыке. И коллективы, которые выступают в рамках фестиваля "Купальскае кола" (всего в этом году 24 команды выступают на двух сценах), они так или иначе связаны с нашей культурой, с нашими традициями либо музыкой, либо текстами, либо инструментами и т. д. Также приедут наши гости и друзья - группа "Тролль гнет ель" из Санкт-Петербурга (многолетние лидеры различных фолк-рок-рейтингов не только в СНГ). Еще одну команду хочется отметить - это группа Joryj Kłoc из Украины. Те, кто не слышал и увидят их впервые на фестивале, наверное, обязательно захотят поприсутствовать на их концертах в будущем, потому что команда с огромной энергетикой, с очень интересной подачей - рекомендую не пропустить их выступление.
Ведущая: Во сколько это будет?
Александр Рак: Они выступают последними. Ориентировочно в час ночи. Как раз после их выступления начнется факельное шествие на реку Птичь, поэтому эти два события очень важны для нас. И мы бы хотели, чтобы как можно больше гостей, которые едут на этот фестиваль, смогли поучаствовать в мероприятиях.
Второй блок, помимо концертов - это конкурс огненных театров. В этом году 20 команд принимает в нем участие. Жюри будет оценивать выступающих по различным критериям и выберет лучший коллектив. Причем все программы по условиям конкурса так или иначе должны быть связаны либо с Купальем, либо с мифологией, либо с белорусскими традициями.
Помимо этого у нас большой фуд-корт с блюдами белорусской кухни и фуд-корт от наших коллег и друзей - организаторов фестиваля "Казюкас" в Литве. Это известная ярмарка, одна из самых больших в регионе.
Всего у нас будет порядка 15 различных локаций. Это интерактивные точки, я уже вкратце сказал про купальский квест, в котором можно будет поучаствовать и выиграть призы. Будет и стрельба из лука, и ремесленные мастерские, и мастер-классы по ремеслам, танцам. Будет и традиционная площадка, где можно будет научиться правильно сплести венок - в общем, программа достаточно обширная. Мы надеемся, что хватит развлечений на два дня, потому что фестиваль у нас двухдневный, и будет интересно на всех локациях.
Ведаю, што рэлігійныя дзеячы адмоўна ставіліся да святкавання Купалля. Але яно існуе да нашага часу. На вашу думку, што змянілася з тягам часу ў святкаванні Купалля і што трэба адраджаць?
Цікава, што свята Купалле засталося толькі амаль што ў славянскіх краінах. І як гавораць даследчыкі, яно захавалася і больш яскрава прадстаўлена з пункту гледжання абрадаў менавіта ў Расіі, Беларусі і Украіне. Але мне хочацца лічыць, што на Беларусі яно насіла яшчэ больш сакральны характар, бо суправаджалася рознымі абрадавымі дзеяннямі, у якіх быў добры настрой: на добры ўраждай, на сонейка, на здароўе, на сустрэчу моладзі, якая злучалася ў пары. Канечне, былі і вакханаліі з нячысцікамі, але ж усё ж такі Купалле - гэта светлае свята, свята Сонца.
Куда "Ирдорат" и "Арацэя" ездят на гастроли? В каких городах и на каких площадках можно вас услышать?
Надежда Калач: Для нас "Свята Сонца" - это очень интересное событие, потому что это единственный фестиваль в Беларуси, где мы играем в этом году. Так получилось. Мы выступаем в Нидерландах, Бельгии, Германии, Сербии, Румынии, Литве, Польше. И даже на "Свята Сонца" приедем с литовского фестиваля. Мы очень рады, что сыграем в Беларуси именно на этом фестивале, именно на Купалье. Для нас это двойной праздник: супер выступать для своей аудитории, классно разделить с ней момент самой сакральной ночи в году. Мы рады и ждем с нетерпением.
Ведущая: Как вас принимают в других странах?
Надежда Калач: Зрители везде классные, но везде разные. Украинцы - самые горячие зрители. Это единственная из стран, куда мы два года подряд приезжали в один и тот же город. Там люди выходили с нами фотографироваться и передавали нам на руки детей - такое большое доверие. В Румынии - вышел на сцену и если ты им нравишься, то не надо даже играть - очень благодарная публика. В Германии публика холодная. Но магия ночи и алкоголь делают свое дело. Белорусы - это семья, а что можно сказать про семью. Все самое хорошее.
Эльвіра Бараноўская: "Арацэя" шмат выступае на традыцыйных святах. Купалле - наша ўлюбленнае свята. "Свята Сонца" будзе для цікавым фестывалем, таму што мы выступім з новай праграмай, новымі касцюмамі, новымі песнямі і новым складам музыкаў.
Але ж хочацца расказать пра цікавую вандроўку, якая была ў нас месяц таму. У гэтым годзе нам пашанцавала завітаць у Падмаскоўе ў горад Паўлаўскі Пасад і прыняць удзел у фэсце "Царская вуліца". Фэст быў па лакацыях. Мы пераходзілі на розныя пляцоўкі, людзі нас слухалі, галасавалі ў інтэрнэце, а пасля быў гала-канцэрт. Працавала журы, якое ацэньвала, хто, што, як. Нам пашанцавала, журы нас высока ацаніла, мы занялі другое месца і атрымалі грашовую ўзнагароду. У Расіі мы былі ўпершыню. Нам спадабалася сама арганізацыя фэсту, як нас віталі, вазілі, 5 разоў пакармілі... Слухачы не разумелі беларускую мову, але спрабавалі з намі на ёй размаўляць і падчас выступленняў, і потым у сацыяльных сетках. Нам было прыемна.
За мяжой мы былі ў мінулым годзе ў Польшы і Германіі. У Польшы - на фестывалі этнічных культур. А ў Германію паехалі з дудой (ці бузукай) і маскай Казы. Яна да свята Каляд, але мы з ёй робім перфоманс. Немцы вельмі дакладныя слухачы. Яны падыходзілі, пра інструменты пыталі. Нават адзін мужчына перад тым як кінуць 2 еўра, стаяў 10 хвілін, потым падышоў і спытаў, аб чым увогуле гэта песня. Прыйшлося расказаць. Гэта вельмі цікава. Вельмі захапляе.
Хочацца дадаць, што на Беларусі нас вельмі добра прымаюць. Цікавыя фестывалі адраджаюцца. Добра, што "Свята Сонца" менавіта такі фолк, народны, тут ужо ўсё размеркавана па стылях. Крута, што будзе абрадавая частка. За яе адказваю я. Начамі пішу сцэнарый. Мы пастараемся, каб людзям, якія не разумеюць гэтыя традыцыі, яны сталі бліжэй, каб яны да іх далучыліся.
"Ирдорат" все время экспериментирует с музыкой. Слушал три ваших альбома: они все разные. Когда выйдет следующий, и что там будет? Кто и что вас вдохновляет?
Надежда Калач: Нас вдохновляет жизнь. Мы очень много путешествуем и встречаем фантастические коллективы. Мы видим, как люди делают искусство, как они преуспевают в совершенно разных видах искусства, насколько они свободны, и это нас очень вдохновляет. Наш коллектив показывает Европе белорусское фэнтези, никто не знает, что это такое. Мы все по чуть-чуть знаем о скандинавской мифологии, об ирландской культуре, но порой ничего не знаем о белорусской музыке (если говорить не о ценителях фолк-музыки, а об обывателях). Мы очень долго искали связь с белорусской культурой. Да, у нас три альбома, все они очень разные. И все это время мы в поиске того, что нас может зацепить, ведь мы не можем транслировать то, к чему у нас не лежит душа.
Белорусская истории просто соткана из историй о духах, о силах, которые живут рядом с нами и влияют на нас. Впервые мы прочувствовали это в произведениях Владимира Короткевича. Потом стали начали читать другие белорусские тексты и находили там моменты, которые нас цепляли, но на них никто не обращал до этого внимания. Например, о Купалье. Все знают про папарць-кветку, но мало кто слышал, что если пойти с чистым сердцем в одиночку в лес, лечь под дерево и побыть наедине с собой, можно в эту ночь услышать, как деревья переходят с места на место. Разве это не прекрасно? Эта мистика нас зацепила. И мы все до сих пор очень связаны с белорусской мифологией. Если у вас дома что-нибудь упадет, вы скажете, что это домовой. Это первое, что вам придет на ум. Или если вы в одиночку заплывете чуть дальше от берега и почувствуете водоросли, вы не подумаете, что тут водоросли, а испугаетесь, что вас сейчас кто-то утащит под воду.
Мы до сих пор так чувствуем, это просто в нашем генетическом коде. Мифология прошла через наше восприятие, мы влюбились в нее, творчески переработали и несем в мир. Это настоящее белорусское фэнтези, которое может влюблять в себя, как влюбила нас в себя белорусская культура. Мы нашли эту связь и транслируем ее за рубеж через образы, через тексты наших песен. Мы не всегда поем на белорусском, иногда рассказываем, о чем песни. И мы хотим, чтобы люди прониклись. Тогда у них не будет никакого сомнения, что Беларусь - не Россия, что белорусская культура - это нечто особенное, что она - просто клад.
Тема, которая вдохновила нас сейчас - это белорусский бестиарий, белорусская мифология. Мы изучаем ее, проделывая огромную работу. После чего и выйдет новый альбом. Так что надо дождаться, не надо нас торопить.
Как считаете, насколько популярны у белорусов староднавние/языческие праздники? Становится ли больше гостей из года в год на фестивале?
Эльвіра Бараноўская: Я магу казаць пра сітуацыю не толькі ў сувязі з дзейнасцю “Арацэі”, але і дзетак вучу беларускай культуры і беларускім песням. Ведаю, што зараз гэта вельмі папулярна - адраджэнне беларускай мовы, адраджэнне беларускіх традыцый. Я ўдзельнік гэтых фестываляў на працягу 8 гадоў. Была таксама і на рок-фестывалях, і ўдзельніцай рок-гурта, і калі вось гэтыя патлатыя мыжчыны спрабуюць падпяваць беларускім фальклорным песням, якія я спявала, калі вучылася, гэта цікава, гэта добра. Я думаю, што гэта павінна развівацца. Калі будзе больш фестываляў, будзе яшчэ больш крута.
Надежда Калач: Мне кажется, что в Беларуси есть два больших направления фестивалей, посвященных народной тематике. Первую я помню из моего детства. Я из маленького городка Щучин, и там тоже было Купалье, назовем его "государственное Купалье". Люди, которые танцевали белорусские танцы с дежурной улыбкой и эмоциями, звуками “у-ух”. Что они тогда были в шляпах и лаптях, так и сейчас. Что тогда приходил контингент выпить и потусить, то и сейчас. Я уверена, что в этом плане ничего не изменилось. В каждом городе есть свое государственное Купалье, которое не имеет души, которое делается для галочки, которое не интересно людям, кроме как повод потусить.
И есть второе направление, когда возникают инициативы, которые пытаются, как и мы, донести, что любим, донести Купалье с душой. Это касается коллективов, которые исполняют народную музыку, потому что влюблены в нее. Они транслируют это людям. Это касается таких инициатив, как инициатива Александра Рака проводить фестиваль "Свята Сонца". Когда каждый делает не по плану, а потому, что это призвание, нравится, хочется, чтобы жило. Тогда будет отклик. Мы видим, что сейчас такие инициативы набирают все большую популярность из года в год, потому что они искренние.
Элівара Бараноўская: Хацелася б сказаць наконт таго, што без душы. Мы размеркавалі такое сучаснае і традыцыйнае Купалле. Ёсць два бакі. Ёсць мерапрыемствы, якія нікому не цікавыя, я на іх таксама была. Ёсць іншыя. Я шкадую, што ў свой час да такога не далучылася. Людзі, у якіх сапраўды можна павучыцца, якія ведаюць, любяць свае інструменты. Яны трансліруюць менавіта культуру, якая была, таму што мы - музыкі, якія інтэрпрэціруем гэта для сучаснага слухача, робім наш праект больш яркім. Зразумела, мы не можам спяваць так, як спявалі бабулі. Сучасным слухачам патрэбна дакладна шоу на сцэне.
Але ёсць такія сакральныя святы. Я пісала дыпломную работу па Купаллі і паехала ў пасёлак Ракаў пад Мінскам на сапраўднае Купалле. Гэта было найлепшае Купалле. Мы ўсю ноч гулялі. Гэтыя людзі таксама, напэўна, ад дзяржаўнай установы працавалі, але зрабілі гэта з душой. Яны расказвалі пра зёлкі, усё гэта рабілася з песнямі. У мінулым годзе мы паехалі на фестываль у Магілёўскай вобласці “У госці да радзімічаў”. Запрасіла на яго нас таксама жанчына з дзяржаўнай установы. На фэсце мы пазнаёміліся і я лічу, што такіх людзей трэба падтрымліваць. У іх ва ўсіх былі традыцыйныя строі сапраўдных радзімічаў. Усе пацеркі, галаўныя ўборы, строі былі па традыцыі. Касцюмы былі вельмі цікавыя. Іх не параўнаць з лапцямі. Я лічу, што арганізатараў такіх мерапрыемств трэба падтрымліваць, бо яны гэту культуру прапусцілі праз сэрца, пусць і традыцыйна. Яны так яе паказалі, што мы яшчэ тыдзень сядзелі ў захапленіі і ў наступным годзе зноў паедзем, каб пабыць з гэтымі людзьмі.
Примерно во сколько будут проходить этнографические лекции? В прошлом году была - мне очень понравилось.
На фестивале у нас задача максимально вывести всех под открытое небо, под музыку, под активности, на Купалье, которое принято отмечать в окружении природы среди музыки, танцев и карнавальной атмосферы.
Какие обряды будут проводиться на фестивале?
Асноўны пасыл пошукаў папараць-кветкі - здабыць неверагодныя веды. Чаму продкі лічылі веданне мовы раслін, жывёл важней, чым валоданне грошамі?
Як казаў класік: “Не забывайце мовы беларускай, каб не ўмёрлі”. Раней людзі шанавалі сваю мову, сваю культуру, свой ураджай, сваіх продкаў... Так, у іх быў культ такі. Людзі разам збіраліся, спявалі песні і на купальскія, і на іншыя святы. Кожнае дзейства суправаджалася песняй. Мы ідзём па вёсцы - у нас ёсць свая песня. Мы збіраем зёлкі - тут свая песня. Запускаем вяночкі - зноў песня. Людзі верылі, што калі яны так ушануюць усё сваімі рытуальнымі дзеяннямі, то ў іх усё будзе добра, і грошы ім не патрэбны. У сучаснасці так нельга зрабіць, але памятаць пра тое, што ёсць вышэйшыя сілы, патрэбна.
Аляксандр Рак: А мне здаецца, калі ведаеш мову звяроў, напрыклад, аленяў, то алень табе і падкажа, дзе схаваныя грошы… (смяецца)