А зачем второй пилот? Один не может справиться с управлением самолетом?

Владимир Макей: Как только что сказали, летчику приходится работать с огромными объемами информации, поэтому авиация идет по пути дублирования. Один устанавливает, второй проверяет. Т.е, всегда проще, условно говоря, доверить свою жизнь команде специалистов, потому что в критические этапы полета решения принимаются в считанные секунды. Конечно, здесь нужна помощь, поддержка, чтобы принять правильное решение, люди доверяют не имущество, а свои жизни пилотам. Нас сейчас двое в кабине, раньше было пять-шесть. Сократилось количество экипажей. Поэтому возросла ответственность, объем информации, который проходит через этих двоих. Как может быть еще меньше, на данный момент я не представляю.

Ведущая: А по функционалу вы как-то дополняете друг друга?

Владимир Макей: В полете есть две роли - пилотирующий пилот и наблюдающий. Мы чередуемся. Если взять рейс Минск - Москва, то в одну сторону летит, условно говоря, командир, а я наблюдаю, дублирую его. В обратную сторону, если я допущен к такому виду полета, то выполняю роль пилотирующего, а командир проверяет мои действия, подсказывает, корректирует.

Ведущая: Артем Игоревич, вы использовали формулировку "кандидат в пилоты", т.е, человек сразу не становится вторым пилотом?

Артем Сикорский: Владимир справа сейчас сидит. Примерно так всегда: командир слева сидит, второй пилот - справа. Есть хорошая поговорка: "Наше дело правого - не мешать левому". В первую очередь это вопросы безопасности, потому что есть определенные задачи, и они прописаны. Между командиром и вторым пилотом распределяется ответственность и внимание. Скажем так, чтобы у людей не было понимания, что второй пилот - это просто человек, который заполняет документацию на воздушном судне, у него есть определенная роль, связанная в первую очередь с безопасностью. Например, на этапе посадки есть определенная команда, когда второй пилот спрашивает готовность к посадке. Если до определенной высоты командир не дал команду "Садимся!", пилот должен уйти на второй круг, это его задача, исходя из требования безопасности. Поэтому степень подготовленности второго пилота и командира должны быть высокими. Кандидат в пилоты сначала начинает полеты как стажер, потом допускается к полетам с правого кресла, и уже полноценно выполняет функции второго пилота. Это достаточно длительный этап. Летчик всю жизнь учится.

Ведущая: И может переходить из этапа в этап. Вы же не всегда будете оставаться вторым пилотом?

Артем Сикорский: Конечно. У Владимира есть все возможности, задатки, осталось только часы налетать.

Ведущая: А как переходят? Какие-то экзамены сдают, аттестацию проходят?

Артем Сикорский: Во-первых, это налет часов, во-вторых, это профессиональные оценки. Решение о том, достоин ли человек быть командиром, будет принимать Департамент по авиации. Рассматривается совокупность факторов от профессиональных качеств до личностных. Человек может быть хорошим пилотом в плане механики действий, но не иметь соответствующих морально-деловых качеств, чтобы стать командиром воздушного судна.

Ведущая: Владимир, я вам искренне этого желаю!

Владимир Макей: Спасибо!

 
Смотреть все выпуски

Новости