По сообщениям вашего Министерства в этом году не было обнаружено кукурузного жука. Расскажите, пожалуйста, как вы отслеживаете, есть ли у нас эти вредители или нет? Как вообще вы боритесь с вредителями?

По сообщениям вашего Министерства в этом году не было обнаружено кукурузного жука. Расскажите, пожалуйста, как вы отслеживаете, есть ли у нас эти вредители или нет? Как вообще вы боритесь с вредителями?

Кукурузный жук - это серьезный вредитель. Мы к нему очень серьезно относимся и к тому, чтобы он не проник на нашу территорию. Когда кукурузы мы сеяли очень мало, 100-200 тысяч, ни болезней, никаких вредителей больших для кукурузы не было. Сегодня у нас площади кукурузы занимают до миллиона гектар. Соответственно, появляются болезни, появляются вредители. Первое, что года три назад у нас существенно  - начал повреждать кукурузный мотылек, личинка. А следом идет кукурузный жук. Но хотелось бы отметить, что с 2004 года этот жук наблюдался в Украине и Польше. 

Этот жук есть на границе нашей республики. И мы для того, чтобы не допустить проникновения, на территории границы, на международных трассах, в аэропортах поставили фито-ловушки, которые привлекают данного жука. Если он там появляется… Ловушка может быть и пустая. По сообщениям министерства, он не обнаруживался. Когда мы говорили, еще лёта у жука не было и он не был у нас обнаружен, но каждый год он у нас появляется на границах, именно перелет семейств. Но развития мы ему не даем. 

Служба у нас есть фитосанитарного контроля, главной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений, вот они вместе с институтом защиты растений ведут мониторинг, отслеживают и в случае необходимости принимают меры карантинного действия по недопущению развития данного вредителя. То есть если он в ловушку попадает, накладывается карантин на объект, проводится обработки, чтобы убрать именно жука самого. У нас с 2004 года не было развития данного жука и повреждения кукурузы данным жуком не зарегистрировано. Хотя он пытается проникнуть.

Ведущая: Как выглядят эти ловушки?

Владимир Гракун: Можно выехать посмотреть. Они цветные для того, чтобы привлечь насекомое на цвет и запах. Они небольшие.

Ведущая: А как идет борьба с вредителями любых культур?

Владимир Гракун: Если мы не будет защищать сельскохозяйственные культуры, то урожая мы никогда не получим, потому что множество вредителей есть, множество сорняков и множество болезней. До этого мы говорили про минеральные удобрения, вот эти вредители стараются то, что мы внесли, сформировали урожай, его понизить, а мы стараемся средствами защиты растений (инфектицидами, фунгицидами) не допустить снижения урожая. В среднем, в республике ежегодно применяется на 200 миллионов долларов средств защиты растений. Это касается и борьбы с сорняками, и борьбы с болезнями, и борьбы с вредителями. Соответственно, разрабатываются планы применения средств защиты растений, с учетом многогодовых данных развития вредного организма, пункты прогноза, которые есть в инспекциях по защите растений, прогнозируют развитие вредного организма на следующий год. 

На основании этих данных и данных института растениеводства Академии наук, определяются объемы применения средств защиты растений. Если это зерновые, мы проводим протравливание, чтобы обеззаразить от инфекций саму зерновку, потом проводим химическую защиту от сорной растительности, чтобы не дать сорнякам употребить те удобрения, которые мы внесли, и, в соответствии с фазами развития, мы проводим фунгицидные обработки по листу, по колосу. Но, чтобы не получилось так, что мы льем бездумно яды на растения, устанавливается экономический порог вредоносности. Только если технолог видит, что может быть нанесен вред урожаю, начинаются использоваться эти препараты. В отношении всем известного колорадского жука, можно сделать сплошную обработку картофеля, а можно ограничиться краевыми обработками. Обычно жук заселяет поля с краю. То есть, обработать с краю и не дать ему распространиться. Хотелось бы поблагодарить Академию наук. Есть Институт защиты растений, который готов в любое время дать рекомендации по борьбе с тем или иным вредным организмом.

Как мы уже говорили о кукурузном жуке, явно, что он сам продвигается, но он может передвигаться не только перелетом на крыльях, а где-то на машине, еще каким-то способом. Поэтому те грузы, которые могут идти с данными вредителями, тщательно обследуются карантинной службой. На границе у нас находится служба карантинного фито-санитарного контроля, которая должна осмотреть каждую машину с высоким санитарным риском. 

 
Смотреть все выпуски

Новости