Онлайн-конференция ко Дню без автомобиля

Онлайн-конференция ко Дню без автомобиля

В Беларуси проходит Неделя мобильности, которая завершится 22 сентября акцией "День без автомобиля".

Что дают такие инициативы и насколько улучшают экологию? Чем городские власти мотивируют водителей временно отказаться от своих транспортных средств и какие мероприятия запланированы на субботу? Об этом рассказали гости онлайн-конференции:

Сергей Масляк - председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды; 
Анастасия Янчевская - директор Минского велосипедного общества. 
Добрый день! Расскажите, пожалуйста, какие активности для детей будут на празднике День без авто?
Алена (Минск):

Сергей Масляк: Мы как-то в позапрошлые годы обошли должным вниманием наших маленьких посетителей и в этом году постараемся исправить ошибки с учетом имеющегося опыта. В этом году наша площадка будет наполнена интересными мероприятиями для детей: интеллектуальные, подвижные, настольные игры, конкурсы и викторины, предложим детский аквагрим и концерт от детского коллектива эстрадной песни "Сябрынка". Кроме того, появится площадка от центра "Безопасное детство" и нашего партнера - компании "Полесье", где дети смогут попробовать фигурное вождение на велосипедах. Также будет работать фудкорт, в том числе и детский, экологические мастер-классы для детей. Ну и куда же без аниматоров! 

Огромная популярность всегда у активностей, которые предлагает Минское городское управление МЧС). В этом году автомобиль-перевертыш будет имитировать аварийную ситуацию. Садясь туда и пристегиваясь ремнем безопасности, вы остаетесь на месте, когда  автомобиль переворачивается. Можно попробовать не пристегнуться (что еще никто не делал, и не желательно это делать) и прочувствовать, что происходит и что делать, если ты не дай бог попал в аварийную ситуацию.

Анастасия Янчевская: По-моему, в позапрошлом году была ситуация, когда машину-перевертыш заклинило, и сотрудникам МЧС пришлось показывать свои профессиональные навыки спасения - они вырезали дверь, доставали человека, и это было просто потрясающее шоу, которое собрало большое количество зрителей. Надеюсь, в этом году будет без таких приключений, но даже если они произойдут, это на пользу нашему мероприятию.

Сергей Масляк: Расписание всех мероприятий можно посмотреть на сайте, в соцсетях ("Инстаграм", "Фейсбук").

Анастасия Янчевская: Или, например, завтра, 21 сентября, можно поехать на работу на велосипеде через наши энергетические точки, которые будут расположены возле Ботанического сада, стелы "Минск - город-герой", универсама "Беларусь". Там будут выдавать фрукты и информационные материалы о Дне без автомобиля. С 7:00 до 22:30 приглашаем приехать к нам на велосипедах.

Сергей Масляк: Наличие велосипеда (или самоката) обязательно!

Добрый день! Я вожу машину без малого уже лет 20. Каждый день в разъездах, каждый день на авто. К слову, велосипед я тоже люблю, но больше катаюсь на даче. Так вот, какая экономическая выгода будет, если я на один день пересяду с авто на велосипед или общественный транспорт? Какие цели вы ставите перед собой?
Григорий (Неизвестно):

Сергей Масляк: Значимость экономической выгоды для человека, наверное, сложно посчитать, потому что у людей разный социальный статус. Но мы вывели такую формулу, что в среднем автовладелец наезжает в день 50 км, на которые ему нужны 5 литров топлива. Средняя стоимость топлива - 1 рубль 30 копеек. Итого экономии -  порядка 6 рублей. На эти 6 рублей можно выпить несколько чашек кофе, сока, или (свой вариант). Если вы пересаживаетесь с автомобиля на другой вид транспорта, либо идете пешком, либо пользуетесь электросамокатом, то кроме того, что вы экономите свой бюджет, вы еще становитесь здоровее. Понятно, чтобы покрутить педали, лучше в этот день не курить. Пройдясь пешком, вы оздоравливаетесь, даже не заходя в спортзал. Выгода очевидна, мне кажется. 

Отвечая на вопрос Григория о целях, которые мы ставим, перед собой, скажу: наша цель - максимальный охват населения в части информирования его о проблемах загрязнения воздуха, которые, есть на сегодняшний день. Я приведу две цифры. 83 % вредных выбросов в окружающую среду - это наши с вами автомобили. И только 17 % - промышленные предприятия. В предыдущие годы пропорция была 80/20. Что свидетельствует, что наши предприятия в том числе и при помощи структур Министерства природных ресурсов проводят модернизацию устаревшего оборудования, снижая выброс в окружающую среду.

Ведущая: То есть экологическая выгода будет ощутима.

Анастасия Янчевская: Просто у нас в стране не переводят такую выгоду как здоровье и экология в какие-то деньги. Эти методики у нас только появляются. Вчера мы проводили семинар для представителей городской администрации с презентацией калькулятора экономической выгодности велосипедного движения. В Европе в год 513 миллиардов евро получают от велосипедного движения. Таков размер выгоды от экономии на услугах здравоохранения, от вложений в инфраструктуру города (потому что велосипедная инфраструктура дешевле), от улучшения экологии. И в планах жителей Европы увеличить количество велосипедистов и получить 760 миллиардов евро. Плюс это способствует развитию велосипедного бизнеса. 

У нас пока таких подсчетов нет, но когда городские власти услышали эти цифры, то все задались вопросом: мы еще, конечно, ничего не сделали, но на что же мы их сможем потратить? Стоит хотя бы один день попробовать использовать велосипед для своих перемещений, или, например, общественный транспорт, тогда возможно человек оценит их преимущества.

Сергей Масляк: В завершении хочу еще сказать о том, что девиз европейской Недели мобильности, Дня без автомобиля в этом году звучит так: "Мультимодальность. Выбирай и двигайся!" Мы в своей жизни чаще используем определенный вид транспорта. У 90 % населения - это автомобиль. Никто никогда не задумывался: а может мне сегодня оставить автомобиль дома и рассмотреть альтернативу ему (троллейбус, автобус, метро, велосипед, ходьба пешком). Правильным было бы использовать автомобиль, чтобы свозить свою семью куда-то на отдых, на дальние расстояния. Но правильно ли использовать его, когда надо, допустим, из Заводского района доехать до центра города. Смогу ли я его там припарковать? А может проще доехать до метро, оставив  машину на свободной стоянке, и сэкономив на том же топливе? То есть смысл лозунга в том, чтобы показать населению возможные альтернативные виды перемещения в городском пространстве.

Ведущая: Я подумала, что могла бы ходить на работу пешком благодаря этой акции.

Анастасия Янчевская: А если обзавестись маленьким велосипедом, который легко носить, вообще будет отлично.

Сергей Масляк: Вопрос к Анастасии: сколько у нас подсчитанных велосипедистов?

Анастасия Янчевская: Мы очень рады, что теперь можем оперировать реальными цифрами, полученными в ходе социологического исследования. Итак в Минске 800 000 взрослых велосипедов. Это почти столько же, сколько зарегистрированных автомобилей. А если добавить 70 000 детских велосипедов, то будет еще больше. Причем 40 % минчан считают себя активными велосипедистами, т. е. 2-3 раза в неделю они ездят на велосипеде. И есть еще большое количество желающих использовать велосипед чаще, но их сдерживает отсутствие инфраструктуры, проблемы с хранением, некомфортные условия на работе. Но потенциал у велодвижения большой.

Специалисты обращают внимание, что капризы природы, такие как засуха, наводнение, аномальная жара - происки человеческой деятельности. Чтобы замедлить увеличение роста средней температуры Земли, нам необходимо заниматься сейчас поиском решений, как сократить вредные выбросы в атмосферу и т. д. Расскажите, как ваши организации помогают сократить эти выбросы?
Ольга (Брест):

Сергей Масляк: Если брать мобильные источники загрязнений, то как раз Европейская неделя мобильности, День без автомобиля - это и есть ответ на ваш вопрос. От стационарных источников выбросы составляют 17 %, мероприятий по ним целый список. Много предприятий: Минский тракторный, МАЗ, завод колесных тягачей - находятся под строгим контролем Минского городского комитета природных ресурсов. Кроме того, мы выдаем рекомендации по модернизации существующего оборудования на данных предприятиях, ежемесячно контролируются их выбросы.

Анастасия Янчевская: Мы в качестве меры просто каждый день ездим на велосипеде. Ведь почему так важна Европейская неделя мобильности? Она как раз направлена на то, чтобы выработать более устойчивые меры. В течение недели мы только говорим об важности этих мероприятий, но и расписываем меры на целый год, составляем программы, находим новых партнеров среди общественных и государственных структур. 

Важный вопрос, который был поднят благодаря Сергею Михайловичу и комитету природных ресурсов, - это перехватывающие велосипедные парковки, например, возле станции метро. Мы дважды поднимали этот вопрос, ставили его в план, но дело не двигалось. И в этом году весной об этом наконец заговорили, мы провели общественный опрос, собрали информацию и организовали такие парковки в местах, где, как люди считают, они наиболее востребованы. Да, это пока не оптимальный вариант крытой парковки с видеонаблюдением, где можно было бы абсолютно безопасно оставлять велосипед, но тем не менее мы уже имеем результат. А дальше администрация метрополитена и руководство районов Минска готовы сотрудничать, и я надеюсь, что через пять лет у нас появятся такие парковки, как в Европе. Человек доезжает два-три километра до метро, оставляет велосипед на парковке, едет в метро, потом берет велосипед в автоматизированной системе велопроката, доезжает остаток пути до работы. Ему комфортно, меньше времени тратится на дорогу.

Сергей Масляк: Хочу добавить, в прошлом году администрациями районов было создано более 200 велопарковочных мест.

Насколько снижаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу при проведении Дня без автомобиля? Как помогает один день в году экологии?
Валерий (Минск):

Сергей Масляк: В среднем один автомобиль выбрасывает в день 3,85 килограмма вредных веществ в окружающую среду. Если умножить эту цифру на количество автомобилей - среднее, потому что мы берем 850 000 только зарегистрированных автотранспортных средств, не считая транзитных автомобилей и прочих незарегистрированных, - мы получаем в день около 3 200 тонн. По статистике прошлого года, нам удалось сократить эти выбросы на 200 тонн по городу Минску. Это около 8 % от общего объема, но в позапрошлом году эта цифра была только 4 %. Уменьшение вредных выбросов очевидно, и надо делать все возможное, чтобы они уменьшались и далее.

Анастасия Янчевская: В последнее время многие страдают аллергией, а это следствие загрязнения воздуха. Часто слышно, как люди кашляют, не болея при этом простудными заболеваниями, - это как раз следствие пыли и выхлопов, содержащихся в атмосфере. Особенно это сказывается на детях.

Посмотрел, что будет перекрыт участок дороги с пр. Независимости до ул. Кирова. Скажите, зачем так много места будет перекрыто?
Иван (Неизвестно):

Сергей Масляк: Места не много, мы уже сегодня думаем, что в следующем году его надо было бы побольше. С каждым годом количество участников растет. Не буду перечислять все мероприятия, которые пройдут на перекрытом участке, приходите и посмотрите сами. Афиша есть в соцсетях, на сайте Минского комитета природных ресурсов. Приглашаем!

Анастасия Янчевская: Часто возникает вопрос, зачем мы забираем часть дороги у автомобилистов и делаем на ней праздник? Мы предлагаем такой формат один раз в год и хотим показать, что городское пространство может быть использовано несколько иначе, и от этого будет всем хорошо. Мы предлагаем посмотреть на улицу как на место, где нет автомобилей, где ходят и отдыхают люди. Например, это кафе, концертная площадка, развлекательные зоны. Всем нравится в города Европы, где много пешеходных зон, где масса туристов, где можно спокойно гулять, почувствовать праздник. В Минске таких пешеходных зон всего две, несколько лет назад о них можно было только мечтать. Мы предлагаем посмотреть на использование городского пространства по-другому. Город должен быть удобен не для автомобиля и перемещения на нем, а для людей, пешеходов. Множество перемещений мы осуществляем в качестве пешеходов, поэтому улица должна быть удобной для них тоже.

22 сентября водители получат возможность проехать в общественном транспорте бесплатно, но при условии, что личный автомобиль они оставят дома. А как вы проверите: остался ли железный конь дома или нет? А если серьезно, по вашим наблюдениям, много водителей пользуются возможностью пересесть на общественный транспорт?
Денис (Неизвестно):

Сергей Масляк: Минский городской совет депутатов уже в третий раз поддержал инициативу Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды и принял решение о предоставлении бесплатного права на проезд в общественном подземном и надземном транспорте автолюбителям, автовладельцам при условии предоставления водительского удостоверения и технического паспорта на транспортное средство. Даже если вы доедете до метро, а потом воспользуетесь своим правом бесплатного проезда - это уже будет ваш вклад в общее дело. 

Что касается статистики, то по наземному транспорту вести ее довольно сложно, но что касается Минского метрополитена, где все-таки фиксируется количество автовладельцев, которые воспользовались этим правом, в 2017 году их цифра достигла 16,5 тысяч. А в позапрошлом году было в два раза меньше, в районе 8 тысяч. Мы наблюдаем очевидный прогресс. 

По замерам специалистов, главными источниками загрязнения воздуха в городе являются не промышленные предприятия, а автомобили. Как думаете, можем ли мы сократить количества авто в городе? Хотя бы в центре, по примеру Флоренции - въезд только электрокаров. И как можно решить проблему повальной парковки на зелёных газонах и внутридворовых территориях?
Кристина (Орша):

Сергей Масляк: По поводу загрязнений от мобильных источников мы уже говорили. А по поводу платного въезда в центр города, это однозначно надо делать постепенно, чтобы граждане понимали зачем и для чего это. Как правило, платный въезд в город как один из методов снижения транспортного потока широко используется в международной практике. Но в некоторых городах Европы это не прижилось именно из-за недовольства граждан. В центре Минска, например, на Немиге порядка 3 рублей в час стоит парковка. Мне кажется, это ощутимо. Этих же денег хватит, чтобы приехать сюда на метро и чашку кофе выпить в уютном кафе. Так что к подобным инициативам наш комитет положительно относится. В этом году ГО "Гаражи, парковки, стоянки" сделали много новых парковочных мест, но они платные. Если мы берем улицу К.Маркса, час там стоит рубль. Таким образом мы стимулируем людей отказываться от транспорта, оставлять машины на перехватывающих парковках на въездах в город. Практически, в каждом направлении возле метро есть такие стоянки.

Анастасия Янчевская: Нас некоторые считают инициаторами угнетения автомобилистов, но мы к этому отношения не имеем. У все этих акций гораздо более высокие мотивы. К тому же, чтобы автомобиль оставался комфортным средством передвижения, на котором можно быстро доехать из точки А в точку Б, не должно быть пробок. Чтобы не было пробок, нужно сокращать участников дорожного движения. Вы платите за машину, бензин, дороги. Плата за парковку тоже вполне логична, потому что это территория города и таковы правила ее использования. В итоге получается, что вы платите много, но должны и бонусы какие-то получать от этого, комфорт. Если будет платный въезд в город, то сократится трафик, и вы сможете быстрее добираться до места назначения. Сокращение количества автомобилей в городе сделает автомобиль станет удобным для тех, кто готов за это платить, но увеличит поток людей в общественном транспорте, что сделает его более доходным, сократив размер дотаций на него и повысив его окупаемость. Надеемся, что в Минске будет меняться отношение к подобным инициативам.  

А на чём каждый из вас добирается на работу?
Елена (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Я на велосипеде. Я не минчанка. Имею возможность выбирать, где жить и живу достаточно близко к работе, в пределах 5-7 километров. И в моем случае велосипед является оптимальным видом транспорта, он выигрывает у машины в любой сезон при любых перемещениях даже по тротуару. Недавно, был проведен интересный эксперимент, как быстро можно добраться из Малиновки до центра города на велосипеде (который едет по тротуару и по дороге) и на машине. По дороге это заняло 10-15 минут, по тротуару - 30. Это уже показательная разница. А передвижение на машине, при потери времени в пробках, где-то столько же.

Сергей Масляк: Если мне надо отвозить детей в школу, а это довольно далеко, то пользуюсь автомобилем. Если сразу на работу - то иду пешком, потому что живу в 15 минутах ходьбы от офиса.

Анастасия Янчевская: Есть мечта - подарить Сергею грузовой велосипед, на котором можно будет возить деток. Или электровелосипед. Есть очень убедительный пример. В небольшом американском городе внезапно велосипедное движение выросло в 4 раза, потому что жена главы города стала ездить на велосипеде, возить на нем детей. Все посмотрели, что это модно, интересно, подключились другие городские администрации, полиция. Так внезапно город превратился в велосипедный.

Ведущая: С нашими расстояниями не всегда это возможно.

Анастасия Янчевская: Если бы можно было проехать на метро, потом достать велосипед и двигаться дальше. 

Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как вам помогают поддерживать развитие в городе велосипедного движения? Какие трудности и чего не хватает?
Олеся (Могилев):

Анастасия Янчевская: В 2018 году была создана Национальная концепция по развитию велосипедного движения в Беларуси. Есть показатели, по которым необходимо развивать города страны, они доведены до всех городских структур. При Мингорисполкоме создан координационный совет, куда входят все, кто так или иначе связан с велосипедистами. Остро стоит вопрос о создании условий хранения для велосипедов, например, в студенческих общежитиях, где проживает большое количество потенциальных велосипедистов. У города есть планы по понижению бордюров, уже организованы велогаражи. При строительстве сейчас необходимо проходить велосипедную экспертизу, включать велодорожки в инфраструктуру новых районов, обязательно закладывать нулевые бордюры для развития безбарьерной среды. Прежде всего, безбарьерная среда нужна людям с инвалидностью, мамам с колясками.

Также к нам обращаются за консультациями при строительстве новых дорог, чтобы там, где можно, прокладывать велосипедные дорожки. Мы сейчас работаем над изменением ТКП, строительных норм и пытаемся привести их ближе к европейским строительным стандартам. К сожалению, в Минске пока что нет велодорожки на проезжей части, рядом с автомобильным потоком, но безопасной, отделенной как-нибудь конструктивно. У нас есть прекрасная рекреационная дорожка, но она одна единственная и уже не справляется с потоком. Недавно подсчитали, около 500-600 велосипедистов в час проезжают по велодорожке в вечернее время. И это люди с разной подготовкой, часто возникают трения. Мы предлагаем создавать велосипедные маршруты рекреационного значения вокруг зеленого кольца Минска, у нас есть прекрасная система парков, водных каналов. Что интересно, эти маршруты когда-то были заложены при планировании города, и сейчас самое время реализовать задуманное.

Сергей Масляк: В рамках мероприятий, которые мы проводим к Европейской неделе мобильности, 2 года назад мы начали с понижения бортового камня в двадцати двух местах к 22 сентября, уже в прошлом году это понижение уже было выполнено в 120 местах. Что касается велосипедных дорожек в местах рекреации, то недавно, к Дню города, вместе с главой администрации Ленинского района, мы открыли экологическую тропу, которая идет параллельно велосипедной дорожке, в районе улицы Якубова (Ленинский район).

Анастасия Янчевская: Я думаю, немногие знают про экологические тропы, хотя проводится очень много разъяснительных бесед.

Сергей Масляк: В Минске их уже 12. В каждом районе создано по одной тропе.

Анастасия Янчевская: То есть это место, где можно прогуляться, получить интересную информацию, посмотреть на природу, на птичек и т.д. Это очень интересно.

Сергей Масляк: На такой тропе можно не только отдохнуть физически, но и пополнить свои знания о тех или иных представителях флоры и фауны. И хорошо, что Минск может похвастаться тем, что в нем такие места есть.

Анастасия Янчевская: В Минске очень много зелени, ее важно сохранить. Много для этого делает Министерство природных ресурсов, и надеемся, что зеленые насаждения вернутся на столичные проспекты и улицы, и они вновь станут таким же красивым, какими были на советских фотографиях. Будем надеяться, что это произойдет.

Как-то в Амстердаме велосипедист сбил пешехода. Наказали пешехода - ходил по дороге, специально предназначенной для велосипедистов. Уверенна, у нас наказали бы велосипедиста. Тем более, наш народ, ходит, где хочет. Особенно удручают мамочки с колясками - не пройти, не объехать иногда. Вы вносите предложения по наказанию таких нерадивых пешеходов? Я сама езжу на велосипеде, поэтому часто сталкиваюсь с тем, что на моей проезжей части то люди гуляют, то дети бегают, то мамы с колясками…Иногда очень не хочется тормозить.
Полина (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Мы не предлагаем сейчас никаких мер по наказанию, потому что инфраструктуры для велосипедистов как таковой не существует. Если даже велосипедист едет по специальной для этого выделенной полосе, то это вовсе не значит, что он может развивать на ней большую скорость. К сожалению, как я уже говорила, только когда будет сформирована эта инфраструктура, только тогда у велосипедистов появится не только больше прав, но и больше обязанностей. Есть больная тема о детях, о мамах с колясками, что по нашей плитке неудобно катать коляску. Это тяжело физически, безусловно, удобнее ехать по мягкому асфальту. Я надеюсь, что наш город будет развиваться и в этом направлении. Нужно создавать безбарьерную среду для пенсионеров, для мам с маленькими детьми, для тех людей, которым физически трудно преодолевать имеющиеся барьеры. 

Очень хочется попросить всех, кто гуляет с детьми, быть очень внимательными прогуливаясь возле велодорожки. Велосипедисты стараются избегать столкновений с людьми, животными, машинами, но, тем не менее, они случаются. Потому что не всякую ситуацию можно предугадать. Совсем недавно произошел случай, когда виновным признали пешехода, а не велосипедиста. Пешеход шел необозначенный по велодорожке ночью в темном месте. Велосипедист пытался уйти от столкновения, но в последний момент пешеход дернулся именно в ту сторону, куда пытался уйти велосипедист.

Знаю, что в Минске разработана программа по развитию велосипедного движения. Если честно, то я замечаю только по проспекте отдельные зоны для велосипедистов. А как же высокие бордюры, места, где можно припарковать велик? Что входит в эту программу и каким мы увидим Минск через несколько лет?
Александра (Минск):

Анастасия Янчевская: Мы все надеемся, что появится городской велосипедный прокат. Это очень важная структура, дополняющая общественный транспорт. Возможность взять велосипед в одном месте и оставить его в другом. Велосипед - это идеальное средство последнего километра, когда вам до работы осталось 3-4 километра, то можно проехать их на велосипеде. Велосипедный прокат может стать именно таким ключевым моментом для активной велосипедизации города и  интенсивного развития сопутствующей инфраструктуры. Многие люди готовы воспользоваться именно этой системой.

Сергей Масляк: При Мингорисполкоме создана комиссия по развитию велосипедного движения, инициатором которого было Минское велосипедное общество. И  уже одна из городских компаний определена заказчиком по устройству таких пунктов проката.

Анастасия Янчевская: Велопрокат может быть даже бесплатными в течении тестового периода, неделю-другую, пока эта система вводится. Стоимость поездки должна быть равноценна стоимости поездки в общественном транспорте, появятся и абонементы, с ними ездить будет выгоднее. И в целом пользоваться этой системой будет выгоднее, чем, например, автомобилем. Еще, наверное, лет через 15, у нас выделят велосипедные дорожки, тогда автомобильные, пешеходные и велосипедные потоки будут разделены. 

Очень надеюсь, что в ближайшее время будет введено ограничение скоростного режима на некоторых улицах. Сейчас ведется очень много разговоров о том, что улицы города должны быть классифицированы определенным образом. Например, проспект - достаточно большой и широкий, и для него допустимая скорость может быть выше. В жилых спальных районах не должно быть интенсивного движения на максимально допустимых скоростях, потому что там людей больше ходит, а машина на скорости 50 км/ч - это, к сожалению, зачастую смерть. 30 км/ч - это просто травма. Вроде бы разница в 20 км, а уже последствия для человека очень разные, и даже 5 км могут иметь  значение, когда разговор идет о жизни человека. И тогда на таких улицах, с ограничением скорости в 30 км/ч, где и не разгонишься особенно (много припаркованных машин, школы и детские сады, дворовые территории), там будет разрешено движение велосипедистов по проезжей части. Что потребует от велосипедистов основательнее изучать правила дорожного движения. Сейчас, когда они едут по тротуару, многие правилами пренебрегают. 

Появится, конечно, социальная реклама, уровень дорожной грамотности велосипедистов повысится, они станут более аккуратными на дороге, но в то же время смогут гарантировать себе более быстрое перемещение. Я думаю автомобилисты, пешеходы и велосипедисты подружатся, будут мультимодально использовать транспорт, и прекратят разделять себя на разные категории участников дорожного движения, считая каждый свою приоритетной. Каждый из нас выбирает средство перемещения в зависимости от своих потребностей, и это важно.

Ведущая: Возможно еще и водительское удостоверение на право управления велосипедом появится?

Анастасия Янчевская: Нигде в мире этого нет и не будет. Потому что эта норма убивает велосипедное движение в ноль. Велосипед двигается на скорости 15-20 км/ч, при которой мозг способен контролировать движение и достаточно быстро на все реагировать. Для движения на автомобиле необходима более усиленная тренировка навыков, потому что на высокой скорости мозг не способен реагировать так интенсивно, и эти навыки нужно развивать, и нужно их подтверждать правами. Велосипед безопасен, но это не отменяет того, что, скорее всего, будут введены какие-то обязательные программы по обучению езде на велосипеде в школах, что взрослые станут более аккуратнее и внимательнее. Если мы введем права или, например, обязательные шлемы, то количество велосипедистов упадет до такого маленького значения, что каждому из них будет опасно находиться на дороге. 

Безопасность, как это ни странно, возможна только при интенсивном движении велосипедистов. Велосипедисты - это вообще такой маркер безопасности улиц. И, например, в темных районах Америки, где есть преступность, велосипедистов специально вводят как элемент транспортно-социальной инфраструктуры, потому что чем больше людей на улице, тем улица становится безопаснее. Может показаться, что велосипедисты постоянно пытаются наехать на пешеходов, но это совсем не так. Просто получается так, что какие-то печальные случаи запоминаются лучше. Но ведь огромное количество велосипедистов ездят аккуратно, вежливо и безопасно.

В Минске реализуется программа содержания и благоустройства, где расписано, какие цветы и деревья сажать. Расскажите, пожалуйста, подробнее про эту программу. Можно ли в ее формировании поучаствовать? К примеру, внести свои предложения?
Марина (Минск):

Сергей Масляк: Ежегодно в Минске утверждается план действий по наведению порядка и обустройству территории города Минска. Эта программа формируется, в том числе, и на основе пожеланий горожан, которые практически всегда учитываются. В текущем году мы формируем ее на следующий. Если человек обратится в местную администрацию, то его пожелания будут отражены в программе.

Насколько весомым может быть участие простых жителей Минска в городской зеленой политике? Согласитесь, не каждый выйдет на субботник…Что нужно делать, чтобы изменить сознание горожан?
Наталья (Неизвестно):

Сергей Масляк: Нужно начать с себя. Облагородить территорию вокруг себя. Сделать ее чище. Нужно изменить свое отношение к людям, которые вас окружают, к окружающей среде. Каждый человек сможет найти какое-нибудь дело на благо общества. Субботник можно устраивать хоть каждый день. 2018-2020 годы проходят в Республике Беларусь под знаком малой родины. В связи с этим Министерством природных ресурсов была инициирована многоразовая акция "Обустроим малую родину". В рамках этой акции каждый может выбрать подходящий для себя вариант для наведения порядка на территории двора, района, города и т.д..

Анастасия Янчевская: Нужно осознать, что понятие вашего дома не заканчивается дверями вашей квартиры. Мои соседи сверху выбрасывают еду в окно. Это очень странный поступок. В Минске достаточно мусорных баков, и все они очень удобно расположены. Но я предлагаю не ограничиваться простым не мусорить, а можно, например, собрать мусор там, где его быть не должно. Есть очень много мер, которые сделаю нашу жизнь более экологичной. Просто об этом нужно задуматься.

Деревья вдоль проспекта Независимости такие тщедушные, чахлые. Почему так? Что с ними? Может, их стоит заменить? Деревья каких пород считаются наиболее предпочтительными для посадки в городе?
Галина (Минск):

Сергей Масляк: К сожалению, это условия нашей реальности - урбанизация, антропогенная трансформация природной среды, и это одна из острейших проблем современности. Минскзеленстроем совместно с нашим комитетом была разработана программа по повышению приживаемости зеленых насаждений в городских условиях. Эта программа сформирована с учетом интенсивности движения автотранспортных средств и включает в себя довольно много позиций - в том числе обмыв крон, подкормку в весенний и осенний периоды, укрытие приствольных лунок, чтобы реагенты не попадали на корневую систему. В моем понимании есть места, где дереву просто не комфортно, и что бы вы там ни делали, оно не будет там жить. На что есть альтернатива - вертикальное озеленение с применением больших контейнеров. Вы можете видеть это и на проспектах - Независимости, Победителей. Где-то эти контейнеры поменьше с учетом растения, которое в него высаживается, а где-то побольше. Что касается пород деревьев, которые наиболее адаптированы к условиям сильной антропогенной нагрузки, то есть перечень, который разработан и рекомендован специалистами. Наиболее устойчивые породы для посадки на улицах - это ясень, липа крупнолистная.

Обещают, что по проспекту Независимости проедет парад светящихся велосипедистов. Где вы столько велосипедистов отыскали? Чем будете оформлять освещение великов?
Юлия (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Велосипедистов в городе очень много, я уже называла эти цифры. Мы буквально недавно проводили подсчет в утренний и вечерний час пик, и летом можно сказать, что каждую минуту один велосипедист точно будет в поле вашего зрения. Мы приглашаем 22 сентября в 9 часов вечера к старту велозаезда. Лучше всего приехать пораньше - в 8:30 вечера и принять участие в построении. Оно будет на улице Ленина, старт ближе к проспекту Независимости. Проезд по проспекту Независимости в сопровождении ГАИ безопасен. Мы не затрудним автомобильное движение надолго. В прошлом году в заезде приняли участие 1000 человек, и мы проехали достаточно быстро. Можно проехать с детьми постарше, в любом возрасте можно присоединиться. Наш скоростной режим около 15 км/ч - вполне себе прогулочный темп. Кроме этого, у нас пройдет конкурс "Велосипедист, дай огня!" на самый яркий, заметный велосипед. Свет - это очень важный элемент, и в вечернее время велосипедист со своей скоростью незаметен как для автомобилистов, так и для других велосипедистов. Велосипед обязательно должен быть оборудован передним светом, который направлен слегка вниз, чтобы не ослеплять встречное движение. Сзади должен быть красный свет, и катафоты - по бокам. 

Но, конечно же, мы призываем проявить фантазию. Есть много всяких лент со светящимися элементами. Фликерами можно украсить, кто-то приделывает специальные генераторы, которые вырабатывают энергию, и велосипед смотрится, как новогодняя елка.

Лет 10 назад во дворе нашего дома жильцы хотели посадить дерево, но кто-то помешал - под местом, где планировали высадить саженец, проходили какие-то коммуникации. Сейчас вновь задумываемся посадить пару деревьев - яблоню, вишню и может еще что. Скажите, куда нам обращаться? Жильцы сами купят саженцы, сами посадят. Нам только необходимо показать место, куда высадить можно.
Вадим (Неизвестно):

Сергей Масляк: Работает служба 115.бел и соответствующий сайт. 3 года назад наш комитет вышел с инициативой, и теперь в службе можно оставить заявку  не только  на снос, но и на посадку деревьев. Обратившись туда, я думаю, что всю эту процедуру по согласованию места за гражданина должен пройти местный ЖЭК. То есть отправляете заявку на 115.бел, оттуда ее переадресуют той организации, которая обслуживает вашу территорию, и она уже должна согласовать место озеленения. В соответствии с законами Республики Беларусь и нормативно-правовыми актами, посадка в местах прохождения коммуникаций и на определенном расстоянии от них запрещена. Поэтому я бы не рекомендовал высаживать деревья самовольно, потому что можно за это еще и штраф получить.

Фотогалерея

Архив online