Онлайн-конференция на тему: "Электромобили - будущее или уже настоящее?"

Онлайн-конференция на тему: Электромобили - будущее или уже настоящее?

Онлайн-конференция на тему: "Электромобили - будущее или уже настоящее?"

О развитии отрасли, строительстве электрозаправочных станций и придорожном сервисе поговорили во время онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании.

Гости студии:

Сергей Леончик - заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

Андрей Котик - заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе РУП "Производственное объединение "Белоруснефть".

Здравствуйте! Поясните, сколько сейчас электрозаправок есть в Беларуси и, в частности, у “Белоруснефти”? Они больше “работают” или “отдыхают”?
Евгений (Полоцк):

Андрей Котик: Сегодня в Беларуси 46 электрозаправок, из них 20 принадлежит "Белоруснефти", 15 - быстрых и 5 - медленных. Отдыхают они или работают, зависит от их места локализации. Например, в центре Гомеля, на АЗС №20, количество зарядных сетей около 10. Зарядные станции, которые находятся на трассах, сейчас менее загружены. Но хочу добавить, что зарядная сеть строится с учетом увеличивающихся объемов электромобилей.

Ведущая: Что значит быстрая и медленная заправка?

Андрей Котик: С точки зрения простого понимания: быстрая зарядная станция - постоянный ток, медленная - переменный. Быстрая зарядная станция мощностью 50 кВт зарядит электромобиль на 100 км за 20 минут. Медленная сделает это за 8-10 часов.

Ведущая: Почему бы тогда не строить только быстрые зарядные станции?

Андрей Котик: Все решает место локализации. Есть такие места, где водитель ставит свой электромобиль на зарядку на долгое время, например, на ночь. Либо это какой-то бизнес-центр, где машины оставляют на продолжительный период времени. В местах краткосрочного пребывания, например, на вокзалах, в торговых центрах, есть смысл установки быстрой заправки. Установка быстрой зарядной станции примерно в 20 раз дороже медленной. К тому же быстрая зарядная станция по своей мощности - большая нагрузка на сеть, и зачастую ее размещение требует реконструкции сетей. При установке зарядной станции принимаются во внимание вопросы ее целесообразности и вопросы экономического характера.

Добрый день! В марте 2018 года ГАИ Минска рассказали, что у них на учете состоят 35 электрокаров. Сейчас государство содействует появлению таких экоавто - и отмена транспортного налога, и строительство зарядных станций… Только вот стоят электрокары не очень дешево - некоторые по цене двухкомнатной квартиры в новом доме в центре Минска (узнавал цены). Так вот, как думаете, приживутся ли электроавто в наших реалиях? И будет ли снижаться стоимость таких чудо-машин?
Владислав (Минск):

Сергей Леончик: Я согласен с Владиславом, электромобили должны у нас прижиться, потому что это мировая тенденция. Все стратегии Европейского союза декларируют к 2050 году нулевые выбросы в атмосферу - т.е. все на электрокары. А что касается количества электромобилей, то с 2012 года мы начали интересоваться этим вопросом, а концерн "Белнефтехим" подталкивать к тому, чтобы он занимался не только реализацией топлива, продажей сопутствующей продукции, но и развитием электрозарядных станций. 

Статистика по автовладельцам, которые застраховали свою ответственность по электромобилям, такова: в 2013 году не было ни одного, в 2014 - 30 человек, в 2015 - уже 130. Свежих цифр мы пока не имеем, но очевидна тенденция на увеличение. Тем более что только первые автомобили будут стоить дорого, а потом наладится массовое производство, эффект масштаба скажется, все будут выбирать их. Я для себя тоже уже присматриваю. Но для этого, наверно, надо жить в своем доме или на даче, чтобы приехал домой, подзарядился как можно дешевле. Кроме того, эти машины бесшумные. Это сказывается на безопасности, потому что люди привыкли, что если что-то шумит, значит, опасность. Особенно дети. Поэтому на некоторые электромобили специально ставят генераторы звука, которые имитируют звук работы двигателя, для предупреждения пешеходов.

Ведущая: У нас в будущем тоже планируют наладить производство электрокаров. Насколько приемлемой будет их цена именно для наших покупателей?

Андрей Котик: Ключевой вопрос - именно в  стоимости электрокаров, будет ли в ближайшем будущем возможность их купить, будет ли это доступно? Tesla сегодня стоит 100 000 долларов, если мы не говорим о Tesla Model 3 за 35 000. Есть другой ценовой сегмент - "Ниссан-Лиф" стоит 30 000 долларов, но это тоже дорого. Самый дорогостоящий элемент электромобиля - аккумуляторная батарея, треть от общей стоимости. В 2010 году один киловатт/час батареи стоил тысячу долларов, и сегодня приблизительно 200 долларов. По прогнозам, когда цена кВт/ч батареи упадет ниже 100 долларов, будет достигнут ценовой паритет. Прогнозы разные, преимущественно говорят про 2023-2024 годы. При этом мы помним про преимущества электромобиля. В первую очередь, они более технически совершенны, что заключается в КПД. Все преимущества, связанные с конструкцией, обеспечивают надежность транспорта. Это тоже важный момент. И даже есть предположения, что профессия автослесаря со временем потеряет свою актуальность. Ведь что такое двигатель внутреннего сгорания. Это очень сложное конструктивное техническое изделие. Электродвигатель - это просто две обмотки. Это явный прогресс. 

Правильно был поднят вопрос по экологии. Электромобиль соответствует запросам современности и будущего. Наверное, в Минске мы не ощущаем того, что, допустим, ощущают жители Пекина: смог, выбросы транспортных средств. Но в то же время, выезжая за город, мы чувствуем разницу в качестве воздуха. Поэтому будет увеличиваться количество и разнообразие электротранспорта, улучшаться инфраструктура, построят крупные заводы по производству аккумуляторов. Со временем будет появляться все больше транспорта в ценовом сегменте, который доступен нашему рядовому гражданину.

Ведущая: Наверное, здесь десятилетняя перспектива?

Андрей Котик: Допустим, первый миллион электротранспорта в мире появился в течение 5-6 лет, а второй миллион - в течение полугода. Прирост колоссальный. Появляется все больше адептов этого направления. И надо говорить о том, что речь идет не просто о каких-то стартапах, а крупнейшие фирмы запускают отдельные производства, очень многие компании называют точные даты, когда будут переходить на электромобили. Страновое регулирование этого процесса тоже впечатляет. Самый массовый рынок Китая ввел существенную меру поддержки - в 2019 году 10 % от произведенного транспорта должно было быть электрическим. По оптимистическим прогнозам, предполагается, что в 30-х годах  20-30 % транспорта будет электрическим. Это очень много. Для нашей страны это от 600 до 900 тысяч единиц транспорта к 2030 году.

Скажите, а как будут выглядеть ЭЗС? Будут ли там магазинчики с кофе-чаем и едой, как делаете сейчас на АЗС? Как вообще будет развиваться придорожный сервис около электро-заправок, при учете того, что электромобили могут заряжаться до 8 часов?
Егор (Смолевичи):

Сергей Леончик: У нас развитие придорожного сервиса на автомобильных дорогах и в городах пока сегодня основывается на сети автозаправочных станций. Сегодня Белорусьнефть и другие частные и государственные предприятия пытаются интегрировать эти модули в заправочные элементы. По площади они не такие большие и встраиваются в существующую инфраструктуру. Я думаю, это наилучший вариант для развития заправок и объектов сервиса в целом по всей стране.

Андрей Котик: Изначально ситуация с развитием зарядной сети в случае Белоруснефти опиралась на логику клиентоориентированности. Т.е., мы четко понимаем, где зарядные станции будут пользоваться повышенным спросом и  идем туда.

Ведущая: А как вы это понимали? Как вы изучали этот рынок?

Андрей Котик: Понимание приходит, когда глубоко погружаешься в процессы, связанные с развитием данного бизнеса. И первое понимание - сервис не должен ухудшать качество жизни владельца электромобиля. Если говорить о кафе и магазинах, то не мы создаем инфраструктуру вокруг зарядных станций. Мы сегодня идем в торговые центры, гостиницы, бизнес-центры и договариваемся об установке наших зарядных станций там. Также, безусловно, они устанавливаются и на заправочных станциях. В то же время мы понимаем, на АЗС электромобили выйдут, наверное, во второй серии, вторым этапом. Точки роста - это крупные города, Минск. Сегодня зарядные станции будут находиться в сети Prostore, Санта Бремор, работаем и с другими торговыми сетями, с Marriott Hotel, "Планетой", новыми гостиничными и бизнес-центрами. Будет увеличиваться присутствие зарядных станций на магистралях Беларуси.

По программе в 2021 году будет 430 зарядных станций. Но развитие технологий таково, что в будущем будут также устанавливаться так называемые суперчарджеры. Опять мы делаем упор на удобство клиента. Полчаса зарядки - 100 километров пробега для электромобиля. Более емкие батареи обеспечивают больший пробег, их хватает на большее время, но и на зарядку надо потратить больше. Поэтому сейчас в мире тренд на увеличение мощности зарядных станций. Для суперчарджей будет недостаточно тех инженерных сетей, которые есть в торговых и бизнес-центрах. Будут устанавливаться специальные площадки с более мощной электрической инфраструктурой. Сегодня мы пытаемся вести диалог с европейской сетью по по суперчарджам. При получении необходимых соглашений в 2024-2025 году у нас появятся такие объекты. 

Добрый день! Вопрос в следующем: для чего ставить станции медленной зарядки электромобилей на заправках? Для примера, недавно была открыта самая инновационная, по подачи в СМИ, заправочная станция в Колодищах - новый проект, отличное кафе с собственной кухней и! целых две зарядных станции! Я специально проезжал мимо на своем электромобиле и решил воспользоваться услугами по данной заправки по полной: заказал себе обед, поставил автомобиль на зарядку, спокойно покушал, потратив порядка 30 минут времени...и при этом электромобиль (Ниссан лиф) зарядился только на 8%. 

Для чего нужны такие станции? Неужели люди установившие их за городом, далеко от места жительства большинства горожан, не понимают, что эти зарядные станции можно устанавливать только в месте, где владелец электромобиля останавливается на ночь, т.е. там где автомобиль может спокойно зарядиться в течении 6-7 часов... Многие владельцы электромобилей просто не понимают для чего тратятся деньги на то, что не будет работать. На трассах, заправочных станциях нужны только скоростные зарядные станции, медленные, только в местах конечного прибывания автовладельцев. 

Надеюсь мой вопрос озвучат, это очень больная тема среди электромобилистов.
Роман (Минск):

Сергей Леончик: Могу сказать из опыта общения с компаниями, которые реализуют у нас проекты по установке ЭЗС, они утверждают, что для всех моделей электрокара, для оборудования, для аккумулятора важно, чтобы зарядные станции менялись. Одна зарядка должна быть быстрой, потом медленная, потом еще несколько быстрых, потом медленная. Мне больше всего нравится европейский опыт, когда люди въезжают в город, там вдоль основных магистралей оборудованы стояночные места, обозначенные соответствующим образом. Сразу видно - это место для электромобилей. Предполагаю, что это все бесплатные места для стоянки. Вы ставите электромобиль на день и идете по своим делам. Это нормальный вариант.

Андрей Котик: Наша компания ставит на АЗС только быстрые зарядные станции. Сегодня это 50-100 кВт*ч, в будущем году появятся 150-киловаттные станции. Что касается Колодищ… Там не простое кафе, оно с очень хорошей кухней, и повар, который там работает, в своих кругах имеет весомый авторитет.

По зарядным станциям. "Ниссан-Лиф" имеет зарядное устройство на борту 3 кВт*ч , т. е есть ограничение. На АЗС у нас имеются быстрее зарядные станции. Что касается этого объекта, это обусловлено типом этого объекта, там недалеко находится жилой сектор.

Ведущая: Понятно, что программа развития ЭЗС будет утверждена. Но она может корректироваться? Возможно ли, чтобы инициативная группа экспертов-советчиков, озвучила свои мнения и наболевшие вопросы?

Андрей Котик: Мы в этом бизнесе клиентоориентированы. Внимательно отслеживаем вопросы, предложения, которые поступают не только в сети Интернет. Для нас важна обратная связь с автовладельцами, реакции на те или иные места установки ЭЗС. Мы открыты для диалога и заинтересованы, чтобы о предпринимаемых нашей компанией шагах услышали люди, которые готовы купить электромобиль, которые в данный момент исследуют эту тему либо уже эксплуатируют его.

Я хотел отметить важный нюанс по поводу аккумулятора. Довольно часто люди отталкиваются от того, насколько быстрая зарядная станция. Поверьте мне, сам процесс зарядки быстрой зарядной станцией не влияет на батарею. Это происходит теоретически так: до 80% батарея заряжается максимальным током, под конец, чтобы батарея не перегрелась, идет снижение силы тока. Таким образом говорить о том, что быстрая зарядная станция нанесет урон батарее, нельзя, это не соответствует действительности. 

Планируется, что к 2030 году создадут 1304 ЭЗС. При том небольшом количестве электрокаров, что есть сейчас в стране, как вы высчитывали необходимое количество зарядных станций? Как будете их корректировать при необходимости?
Ольга (Брест):

Андрей Котик: Программа конкретизирует, что к 2021 году у нас появятся 430 зарядных станций. Если добавить зарядные станции 2018 года, то зарядная сеть, где наши клиенты смогут заряжаться, составит порядка 500 мест. Это фундаментальная сеть, которая создаст условия для развития данного вида транспорта. Затем будут анализировать рост электромобилей, а также другие вопросы сопутствующего характера и принимать решение о количестве зарядных станций и месте их расположения. Еще в программе прописано строительство супербыстрых supercharge зарядных станций до 2025 года.

Что касается количества 1 300, то это расчет чисто технический: сколько электромобиль находится на зарядной станции, сколько возле быстрой, медленной и супербыстрой ЭЗС. Расчет простой. Если отождествлять с нашими АЗС (а сегодня это 560 заправок) и заменять на supercharge, то учитывая прогнозный рост электромобилей в 20 % и более к 2030 году, мы понимаем, что нашей сети будет достаточно. Но также понимаем, что сеть нашей страны не будет ограничиваться только зарядными устройствами компании "Белоруснефть". Их будет гораздо больше. И эта цифра 1300 будет претерпевать изменения.

Сергей Леончик: А вот сегодня в этой программе указаны только конкретные места установки вашего предприятия? Или там могут быть другие заявители?

Андрей Котик: Ничего не мешает другому заявителю прийти. Что такое зарядная станция? Это не комплекс сооружений на 2 гектара, нужна площадка 0,5х1 метр. То есть любой может прийти и в районе вокзала или в аэропорту поставить свою зарядную станцию. А мы, формируя программу развития, просто учитываем, что электромобили будут везде: и на вокзале, и в том же аэропорту, - значит, там нужны зарядные станции.

Сколько сейчас стоит зарядка электрокара на заправке и как будет складываться цена в будущем? Стоимость будет привязана ко времени?
Олег (Неизвестно):

Андрей Котик: Мы можем продавать и по времени, и по киловатт-часам. Электромобиль зимой и летом заряжается разное время. Зимой, когда батарея холодная,  количество заряда вам позволит проехать процентов на 30 меньше, чем летом. И если мы говорим про расчет за время зарядки, то это не совсем объективно по отношению к владельцу электромобиля. Поэтому мы данному вопросу уделили больше внимания, когда покупали оборудование, четко понимая, что будем продавать зарядку и по киловатт-часам. Тарифных планов будет много, будет и анлим, смогут заряжаться и по киловатт-часам, и по времени. 

Сергей Леончик: Каждый будет выбирать, что ему выгодно. 

Андрей Котик: ...Быстрые зарядные станции, медленные. В любом случае, мы заинтересованы в количестве клиентов и будем стараться, чтобы преимущества были не только технического характера, но и ценового. В странах Европы или в Украине один киловатт-час стоит от 50 до 60 копеек. В Казахстане намного дешевле - в районе 25 копеек. Мы ориентируемся на цену 30-35 копеек. 

Откуда "Белоруснефть" берет сырье для автозаправок - я догадываюсь. А вот откуда вы берете электричество? И как повлияет ввод в эксплуатацию БелАЭС на развитие индустрии в целом?
Юлия (Неизвестно):

Андрей Котик: С точки зрения объема потребления появляется довольно серьезный игрок. Один электромобиль потребляет в год 4000 кВт*ч, т.е. если мы представим, что у нас только электромобили, то это будет порядка 12 млрд кВт*ч, это очень серьезная цифра. Если мы говорим про прогноз 30-го года 20% для страны - это 600 тысяч электромобилей, это 2,4 млрд кВт*ч. Для Белорусской АЭС это довольно большой потенциал. Мы надеемся, что для электромобилей с вводом БелАЭС тарифы будут уменьшаться. Конкретной информацией мы, к сожалению, сейчас не располагаем.

Подскажите, а реально ли будет по заявке владельца электромобиля обеспечить место зарядки (без проектов, согласований, разрешений, экспертиз со стороны обычного физлица), чтобы эти этапы прошли сами инстанции, а не обычный человек.Также в курсе ли вы, что в городе в частности в городах всем хватило бы даже банальных разеток 220В, без огромных мощностей и переделки коммуникаций, ставя на ночь на зарядку любой электромобиль. Можно даже на обычных столбах осветительных размещать банально ящики, где все поместится...
Александр (Минск):

Ведущая: Если какие-то товарищества готовы будут даже в многоквартирном жилом доме установить электрозаправочную станцию, да, это можно будет сделать.

Андрей Котик: Я думаю, что не больше месяца это может занять.

Сергей Леончик: Конечно, потребуется проект, получение разрешения. Действительно, было бы очень удобно, чтобы компетентная организация, которая понимает, какие этапы согласования необходимо проходить и какие документы готовить, предоставляла такую услугу. Мы этот вопрос изучаем, пока еще конкретного решения нет. Когда мы поймем, что готовы предоставлять качественную услугу, подготовим свои предложения. 

Подскажите по таможенным платежам. Есть страны где 0 пошлина для электромобилей, в Украине также, почему мы не можем перенять такой опыт, ведь электромобилей станет сразу больше, и, думаю, начнет решаться вопрос по зарядным местам, так как будет больше заинтересованных лиц. Сам Президент на электромобиле ездит... Так почему нет нормальных льгот и 38% таможенных платежей на авто...
Любава (Минск):

Сергей Леончик:  В указе прописано, что от пошлины за допуск к участию в дорожном движении освобождаются. Но это транспортный налог.

Андрей Котик: На самом деле ввозная пошлина у нас есть. Очень хороший пример Украины. Там, когда убрали таможенные пошлины и НДС, за январь 2018 года количество электромобилей превысило показатели за весь 2016 год. Сегодня на Украине более 8 тысяч электромобилей, с гибридными, по-моему, больше 10 тысяч. Это существенный прирост. Если там поставили задачу увеличить численность электромобилей, то довольно успешно ее выполнили. Правда, по последней информации, страна-соседка приводит свое законодательство в соответствие с требованиями ЕС и будет возвращать таможенные пошлины и НДС. 

Довольно широкие меры стимулирования применяются в мире - и дотации, и налоговые льготы, в США выдают $7,500 - компенсирующие выплаты за покупку каждого электромобиля. В Японии людям предоставляют дотации и на уровне страны, и департамента региона, и города. В Эстонии создавалась самая первая в мире сеть на базе финансов от продаж квот по Киотскому протоколу. Они установили 167 зарядных станций, получили 570 электромобилей корпорации Mitsubishi, также с выплат за выбросы выплачивали владельцам электромобилей определенные дотации. В Норвегии для сравнения Tesla Model S после дотаций стоит для конечного владельца столько же, сколько и дизельный Nissan Qashquai DT с механической коробкой передач. Поэтому выбор для норвежцев очевиден.

Что указ, который подписан, принципиально новое для нас обывателей и тех людей, кто думает пересесть на электротранспорт, несет?
Полина (Минск):

Сергей Леончик: Указ в данном случае необходим для предоставления каких-то дополнительных преференций как поставщикам оборудования для производства электромобилей, так и самим пользователям, которые собираются приобрести электрокар. Некоторые льготы в указе, который уже подписан Президентом, касаются размещения самих станций на земельных участках (на существующих объектах или новых), чтобы максимально упростить все процедуры для обустройства электрозарядной станции. Также в соответствии с этим указом необходимо создать программу развития сети зарядных станций, чем концерн "Белнефтехим" и занялся. И 10 октября было принято постановление правительства, которым эта программа утверждена. В ней четко, подробно и на перспективу прописаны все значения: сколько зарядных станций, какие, где, на каких дорогах, в каких городах.

Андрей Котик: Украинские коллеги, ознакомившись с указом, были поражены - такого послабления, таких льгот они не видели. В частности, что касается вопроса по выделению земельного участка. До принятия указа для решения вопроса по выделению земли под зарядную станцию нужно было минимум полгода. Сегодня выделения земельного участка не нужно, необходимо только взять в аренду покрытие. Сокращение вопросов согласования является чуть ли не инновационным с точки зрения наших украинских коллег. Хочу сказать про некоторые нюансы указа. Белоруснефть - это государственный оператор. Программа создана, места под ЭЗС будут выноситься на рассмотрение, а местные власти будут эти места обсуждать и утверждать согласно своим планам.

А можно будет подзарядить машину дома? Видела в каком-то французском фильме, что с помощью переходника авто заряжали через простую розетку. У нас на практике такое будет осуществимо?
Виктория (Фаниполь):

Андрей Котик: На самом деле да, в части зарядки, если возможно применить такой термин - электроавтомобиль более "демократичный". То есть любой из нас (будь то физлицо или компания) имеет право поставить зарядную станцию у себя. Единственное различие, если мы заряжаемся в квартире, то максимум, который выдает розетка - это 3,5 киловатта. Батарея в 30 кВт*ч будет заряжаться 10-15 часов. Причем мы говорим, что этого хватит на 100 км пробега. Если больше пробег - то время заряда дольше. С точки зрения удобства, с точки зрения безопасности, зарядка в доме, особенно многоквартирном, опасна и неудобна. В этой ситуации должна быть компания, которая на первом этапе создаст ту фундаментальную сеть, что послужит катализатором появления электромобилей. Мы должны понимать, что если купим электромобиль, то не остановимся где-нибудь в чистом поле с пустой батареей… А потом уже законы рынка дадут стимул для развития… Любая компания может прийти и развивать свою сеть.

Ведущая: А может ли физическое лицо при условии, что оно проживает в частном доме, установить у себя электрозаправочную станцию? Что для этого надо делать, и сколько это будет стоить?

Андрей Котик: С точки зрения техники - существуют два простых решения. Первое - простая трехфазная розетка красная. Тогда вы будете быстрее заряжаться, для вас это будет более удобно. Но у вас будут ограничения по подключению самого дома. Допустим, в Минске подключают частные дома с ограничением в шесть киловатт. Это с учетом всей нагрузки этого дома. В щитке стоят ограничители - и если вы превышаете - сразу идет отключение. В этой ситуации вы ставите розетку и заряжаетесь. Как я уже сказал, зарядка на 100 километров будет длиться порядка 10-ти часов, и это будет ограничивать ваше вводное подключение. Или второе решение - вешается на стенку такое небольшое устройство, от которого можно будет подзаряжать свой электромобиль.

Ведущая: А сколько будет строить это устройство?

Андрей Котик: По-разному. В зависимости от производителя. Я думаю, 200-300 долларов, не больше.

Сергей Леончик: Думаю, должны быть какие-то инженерные организации, которые готовы прийти со своими решениями, проектами и оборудовать подземный гараж, стоянку жилого или частного дома. Они точно сделают все правильно, и тогда за определенные деньги все желающие смогут воспользоваться этими услугами. 

Андрей Котик: По поводу подключения, особенно в городе Минске, нам тема знакома. Есть успешные решения (это касается собственников товариществ), когда люди ставят зарядные станции. Мы все, в основном живем в многоквартирных домах. В Минске было очень много вопросов и попыток установить зарядные станции во дворах. Но проблема была не в нежелании органов, выдающих разрешения, а в конфликтах между жильцами. Мы же понимаем, что у зарядной станции должен занимать место электромобиль, но учитывая наши проблемы с парковочными местами, гарантировать его себе довольно проблематично. Именно поэтому разрешения зачастую не выдаются.

Но в то же время в своей сети мы стараемся ставить зарядные станции на гостевых стоянках, возле торговых центров, где люди могут совершить покупки и одновременно зарядиться. Попытка угодить всем на данном этапе не обсуждается, но в той или иной степени эта проблема будет решена.

Ведущая: А как производится сегодня оплата услуг ЭЗС?

Андрей Котик: Сегодня услуги по зарядке автомобиля бесплатны. На самом деле тарифы установлены, но для юрлиц, которые оказывают услуги заряда. То есть вы поставили подзарядную станцию и покупаете энергию у энергоснабжающей организации из структуры Белэнерго - Минскэнерго, Гродноэнерго и т.п. Затем мы формируется свой тариф для потребителя, который учитывает затраты непосредственно оператора данной станции. В начале 2019 года будет запущена программа энергообеспечения, которая позволит с помощью смартфона, в абсолютно понятной для пользователя форме заплатить за услуги заряда. 

Подскажите, вот допустим мы за экологию и за электро, почему бы в довесок к электромобилям, не сделать льготы для плагингибридов, это же тот же электромобиль, который передвигается на электротяге. Или "Тойота-Приус", очень экологичное авто, почему не сделать льготы, тогда в городах воздух будет чище...
вольтик (минск):

Сергей Леончик: Льготы должны быть. Во всех странах и городах приветствуется развитие экологичного транспорта. Кстати, по-моему, для гибридных авто даже страховка стала дешевле с прошлого года. С 25-го года, например, практически все тойоты будут гибридами. Это направление нужно поддерживать.  

Фотогалерея

Архив online