Онлайн-конференция на тему: Как попасть в гимназию

Онлайн-конференция на тему: "Как попасть в гимназию"

Оформление временной прописки для ребенка и очереди из родителей в кабинет директора - все для того, чтобы попасть в гимназию. Ряд изменений в порядке приема в учреждения общего среднего образования вызвал активные обсуждения в обществе. Разбираться в злободневной теме помогали гости:

- Светлана Уклейко, начальник Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования;

- Наталья Иванова, заместитель начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома;

- Инна Морозова, педагог-логопед детской поликлиники, мать троих детей, учащихся минской гимназии. 

Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, для чего вообще нужно было вносить изменения в уже понятный и устоявшийся процесс обучения детей в общеобразовательных школах и гимназиях?
Марина Николаевна (Минск):

Светлана Уклейко: Давайте попытаемся разобраться. Мы говорим об изменениях в форме или в содержании? Если мы говори о том, что мы отменили вступительные испытания в 5 класс гимназии, вопрос, который больше всего обсуждается. То здесь, наверное, два аспекта. Первое, о нем мы говорили неоднократно и многие справедливо отмечали,что ребенок в 4 классе вряд ли самостоятельно выбирает для себя, что он идет учиться в ту или иную гимназию. И когда он вступительные испытания сдавал по математике, русскому или белорусскому языку, то еще не понимал, чем он будет заниматься в дальнейшем. Это, скорее, был выбор родителей, нежели детей. Это первое. Второе, когда вступительные испытания были в гимназию, и у нас кто-то поступал, кто-то не поступал... И не поступали ведь не обязательно дети, у которых низкий уровень. Не поступали и сильные дети, имеющие очень хороший уровень подготовки в начальной школе, в силу того, что конкурс был очень высокий. Соответственно они продолжали обучаться в средней школе. 

Решение об отмене экзаменов в 5-й класс принималось для того, чтобы у всех детей были равные условия и возможность получить качественное образование (неважно, обучается он в школе или в гимназии, сельской или городской школе, в базовой школе или начальной...). Возможность должна быть у всех одинаковая. Как ею воспользоваться, как организовывать процесс, вот здесь уже должно быть совместное решение и администрации учреждения, и родителей в том числе. 

Инна Васильевна, ваши дети учатся в гимназии. Расскажите, пожалуйста, их историю. Изменилось ли ваше общее мнение о системе среднего образования в связи нововведениями?
Елена (Новополоцк):

Инна Морозова: Моя старшая дочь закончила 9-й класс, а двойняшки закончили 3-й класс. Они все учатся в одной гимназии. И, конечно, у родителей тех, кто учатся в третьем классе, это очень много вопросов, в первую очередь, у администрации, потому что все понимают, что должен быть какой-то фильтр. У детей, которые по прописке относятся к гимназии (сильные они или слабые) изначально есть гарантия, что они будут учиться в этом учреждении. А те детки, которые точно могли бы, но им не повезло с пропиской… Это больше головная боль учителей. Я вижу, что мои дети довольны, им нравится учиться. Я очень довольна гимназией. И я просто не очень представляю, как дальше после 4 класса будет складываться учебный процесс, учитывая, если слабые дети, (откровенно слабые, но по прописке) тоже попадут в средние классы. Это точно также не знают учителя. Пока мы в каком-то переходном периоде.

Ведущая: А дети, которые сейчас закончили третий класс, как попали в гимназию?

Инна Морозова: Они попали, потому что старшая дочка в ней учится. Старшая поступала, сдавала экзамены. В плане экзаменов все это действительно очень непросто. Но чаще мы за своих детей принимаем решение, и в этом возрасте это да, наша ответственность и наша забота. Экзамены - это, безусловно, стресс. Но как другим образом организовать зачисление и прием, чтобы попадали сильные дети… В основном все-таки 80-90 процентов детей сильных детей поступили в гимназии. Есть случаи, когда сильные дети из-за стресса, из-за недостаточной подготовки не поступили. Но таких минимальный процент. Как оно будет сейчас - вообще не понятно. Я смотрю на класс, где учится старшая дочь, на параллельные классы, это действительно достойные дети, достаточно мотивированные. Понятно, что в какой-то момент мы их подталкиваем. Но это всю жизнь так. Мы на то и родители.  

Если экзамены школьники будут сдавать после 9 класса, то чем гимназия будет отличаться от обычной школы с 5 по 9 классы? Если ничем, то какой смысл тогда отдавать туда детей?
Ольга (Брестская область):

Светлана Уклейко:  По экзаменам хочется сказать, что после 9 класса выпускные экзамены были и остаются. Не важно, в гимназии ребенок учится или в школе. Здесь  вообще ничего принципиально не изменилось. А то, что на второй ступени (с 5 по 9 класс) работают в одинаковых условиях: одинаковый учебный план и программы, позволяющие детям изучать учебные предметы на повышенном уровне, это действительно так. Здесь нужно определиться родителям: выбираете либо конкретное учреждений, либо по каким-то иным критериям: возить очень далеко, либо в шаговой доступности, заниматься в первую смену или есть вероятность двух смен.  Просчитывать нужно все варианты и думать о том, что, возможно, у ребенка есть еще дополнительные кружки, секции, музыкальные-художественные школы. Поэтому с 5 по 9 класс будет абсолютно одинаковая учебная программа. Разница только в том, что в 8 классе самые разные предметы могут изучаться на повышенном уровне. И, понятно, что во всех учреждениях на повышенном уровне не будут изучать только, например, физику или химию. Тут уже учреждение будет исходить из своих возможностей: педагогического состава, материально-технической базы. Так что выбор у родителей и учеников есть. 

Здравствуйте! Я в свое время окончила брестский лицей №1 им. Пушкина. Там обучаются подростки только с 9 по 11 классы. И туда надо поступать. Детей младше там просто нет! Так почему бы сейчас, с учетом нововведений, не сделать гимназии и лицеи только для старшеклассников? И пускай туда поступают на обыкновенной конкурсной основе, а все остальные учреждения среднего образования назвать школами и учить по единой программе. Тот, кто хочет, пусть взрослым потом поступает.
Анна (Брест):

Светлана Уклейко: Анна, наверное, заканчивала лицей, когда, действительно в лицее еще был 9 класс. Вообще в лицее у нас учатся ученики только 10-11 классов. Это третья ступень, на которой ученики обучаются по выбранному направлению, и соответственным образом сформированы классы. Особенность лицея как учреждения общего среднего образования, что в нем только старшеклассники. В гимназиях на третьей ступени исключительно профильные классы, как мы их называем. Только по выбранным направлениям. Но в гимназии, в отличие от лицея, может быть и первая ступень, и вторая ступень обучения. В школе, если мы говорим о третьей ступени (10-11 класс), могут быть не только профильные, но и базовые классы, где все дети будут изучать все предметы на базовом уровне. В этом отличие.

Наталья Иванова: Конечно, мы не можем сейчас закрыть все гимназии и оставить только старшую ступень. Куда же деть такое количество учащихся, в Минске 50 гимназий. Поэтому то, о чем Анна говорит, и произошло в гимназиях. Обучение будет организовано именно на третьей ступени, для старшеклассников, которые уже осознают свой выбор. 

Если уровень подготовки детей в гимназиях выше, чем в обычных школах, что делать с теми, кто перешел в 5 класс гимназии "по прописке" и явно отстает в уровне знаний от остальных?
Кристина (Неизвестно):

Светлана Уклейко: Тут вопрос больше методический. Конечно, дети пришли в первый класс, никакого отбора не было. Кто-то больше, кто-то меньше умеет, на то он и первый класс. Задача первого года - выравнять всех, чтобы все умели читать, писать, считать. Тут и работа на уроке теми методическими приемами, которые есть в копилке учителя, и система дополнительных, поддерживающих, стимулирующих занятий работают на эту задачу. Ведь даже те, кто поступал в пятый класс, тоже были разные и дальше учились по-разному, далеко не все на 9-10.

Инна Морозова: Вы говорите о таком хорошем среднем уровне, где можно что-то подтянуть, подкорректировать. Это правда, у моих младших детей столько стимулирующих занятий, и я думаю, в обычной школе это тоже все есть. Но есть дети, которых я вижу ежегодно на профосмотре для поступающих в школу, которых выгоняют в шесть лет из садов; все, кому на первое сентября 6 лет, - все в школу. Но они еще очень маленькие, не готовы учиться, сколько бы ни было стимулирующих занятий. Они обречены на неуспеваемость, потому что им просто еще нужно подрасти. С ними дома не разговаривают, никто соцпедзапущенность не отменял. А они по прописке тоже идут в гимназию, и что делать с такими детками?

Светлана Уклейко: Законодательно прописано, что у нас дети идут в школу от шести лет и старше. Нет обязаловки, что шесть лет исполнилось  - и в школу. Есть родители, которые готовы и до шести лет отдать. Ребенок может пойти в школу и в шесть, и в семь, и даже почти в восемь лет.

Наталья Иванова: Я не знаю ни одного случая, когда бы ребенка выгнали из сада, если родители написали заявление о том, что не согласны продолжать обучение ребенка в школе. Родители должны знать свои права и объективно оценивать своего ребенка. Есть детки, которые готовы уже в пять лет, у них развиты общеучебные навыки, а есть ребята, которые и в шесть, и в семь не готовы. Если родители принимают неверное решение и не прислушиваются к мнению специалистов, которые оценивают уровень готовности к обучению их детей, к сожалению, таким детям потом будет непросто учиться. Но возможность определиться и пойти в школу позднее, чем в шесть лет, у родителей есть. Они могут написать заявление в детском саду. Их еще побеспокоит школа, в которую они должны пойти, есть такой учет детей по микрорайону проживания. Учителя перед набором в первые классы уточняют, сколько детей ждать, кто это будет, и еще учителя выходят в старшие группы детских садов, чтобы познакомиться с теми, кто должен прийти в первый класс, понять, кто придет, на каком уровне. Это очень кропотливая работа по переходу из сада в первый класс, как и из начальной школы в среднюю. Если мама решает, что ее ребенок не готов и тем более имеются медицинские противопоказания, это основание для того, чтобы он остался еще на один год в саду.

Инна Морозова: Юридически это право родителей. Пишите заявления, добивайтесь. Я трачу очень много времени на то, чтобы показать родителям, в чем еще не готов их ребенок, где будут проблемы. Потом мама возвращается и говорит, что все-таки отдает ребенка в школу. Сейчас как раз тенденция такова, что большинство собирается идти в школы в шесть. Есть некое давление со стороны администрации в садах, когда в сентябре в группу приходит заведующая и говорит, что никто не останется. Я очень давно работаю в детской поликлинике, с 94 года, и я вижу эти этапы. Лет 6-7 назад 95 % детей шли в школу с 6-ти лет. Сейчас те, кто отдал старшего ребенка и подошел к этой ступени с младшими и представляет все сопутствующие вопросы, уже реже отдают шестилеток в первый класс. Процентов 70 считает, что готовы к школе, а 30 % хочет подождать. Им говорят в садике: "Вы остаетесь, но или идете в среднюю группу к маленьким - шестилетние дети к четырехлетним, или вы сидите дома. Да, юридически вы можете не отдавать, но в сад мы вас не возьмем. Или мы вам предоставим сад в другом районе, где организованы группы детей 6-7 лет, и вы поедете туда".

Наталья Иванова: Согласитесь, если у ребенка к 6 годам наблюдается некоторое отставание и есть проблемы с общеучебными навыками и умениями, то, наверное, ему  родители не особо уделяли внимание, и утверждать, что за этот год, на который ребенок еще останется в детском саду, что-то изменится и мама приложит для этого усилия, никто не возьмется. Как сказала Светлана Васильевна, здесь все настолько индивидуально и в руках самих родителей. Мы должны понимать: ребенок - это в первую очередь любимое чадо родителей. Пожалуйста, посмотрите на своих деток объективно, и задерживать ребят не нужно, если ребенок готов и хочет пойти в школу. Пусть он идет в школу, учится и развивается, как это и должно быть в его возрасте.

Поясните, пожалуйста, на каких основаниях отдельная комиссия будет рассматривать пойдет ли мой ребенок из другого района учиться в гимназию в 5 классе или нет? Какие есть реальные критерии, если успеваемость уже не является главным фактором?
Анастасия (Минск):

Светлана Уклейко: Никакой комиссии для приема в пятый класс нет, поэтому непонятно, о каких основаниях нас спрашивают. Дети, который закончили 4 класс, переходят в 5-й в своем учреждении. Если есть свободные места и кто-то хочет перейти в пятый класс из одного учреждения в другое, то это вопрос перевода из одной школы в другую. Для этого должно быть свободное место - и все! Если мы хотим в другое учреждение, а не в то, где закончили 1-4 или 5-й класс, то маме или папе надо прийти к директору данного учреждения и уточнить, есть ли свободные места. Никакой комиссии в 5-й класс нет и не предполагалась.

Инна Морозова: Комиссий нет и мест нет. На сайтах почти всех минских гимназий указано, что мест - 0. 

Как я понимаю, только 28−29 августа комиссии решат, кто станет первоклашками в гимназиях, а кто нет. При этом, 1 сентября детям уже идти в школу. Что делать, если нас не примут в гимназию, как мы рассчитываем? Куда мы сможем успеть тогда подать документы и где гарантия, что нас там примут?
Екатерина (Неизвестно):

Наталья Иванова: Схема такая, возможно, не все родители слышали и понимают ее. Ведется учет ребят, которые должны пойти в первые классы. Каждому из них пришли приглашения в ту школу, к которой они относятся по микрорайону. Если родителей эта школа по каким-то причинам не устраивает, и вы хотели бы обучаться в ином учреждении образования, мы вас очень просим, чтобы не вы не переживали, куда ваш ребенок пойдете 1 сентября,  можно изначально подать все документы (заявление, свидетельство о рождении ребенка, его медицинскую справку) в ту школу, к которой вы относитесь по микрорайону. Там с удовольствием эти документы примут. И дополнительно обратиться в учреждение, в котором вы хотели бы обучаться, но не относитесь к нему по микрорайону. Записываетесь на прием к руководителю учреждения образования в удобное для вас время, приходите, пишете заявление и ожидаете решение комиссии 28 августа. Далее вас уведомят. Если свободные места будут и будет решение о зачислении вашего ребенка, вы вернетесь в свое учреждение образование в микрорайоне, куда отдавали документы, сообщите, что вас принимают в другой школе и перейдете туда вместе с документами. Если вам отказывают, то никакой стрессовой ситуации нет, у вас документы там, где они и должны быть. Тут нужно все грамотно распределить и делать своевременно.

Светлана Уклейко: Документы принимаются по 28-е августа. 28 августа все будут понимать, где будут учиться: либо по месту жительства, либо там, где вы и хотели. 28 августа вы будете знать о принятом решении. И еще, к 1-му сентября мы готовимся не 30 и не 31 августа. Ребенок к школе будет подготовлен и не не должно быть никакого психологического стресса.

Ведущая: Если ребенка принимают в то учреждение, куда хотели родители, то что тогда с тем местом в микрорайоне? Возможно, кто-то хотел бы там учиться, а оно было занято?

Наталья Иванова: Именно поэтому нам Министерство образования дало рекомендовало вести учет всех желающих попасть на свободные места в определенные учреждения. Если получится, что 28 августа освободятся места, а директор видит, что к нему хочет, условно, Иванов Петя в первый класс, он позвонит родителям и скажет, что есть свободное место. 

Будут ли школьники, которые сдавали экзамены при поступлении в гимназию в 5 класс, сдавать их повторно после 9?
Анна (Неизвестно):

Светлана Уклейко: Это классический такой вопрос, который свидетельствует о том, что мы не разделяем понятия. Есть выпускные экзамены и есть вступительные испытания. Вступительных испытаний в 5 класс у нас нет, как и нет вступительных испытаний для гимназистов, которые окончили 9 класс и решили пойти в 10 класс своей гимназии. Это закреплено на уровне Кодекса об образовании Республики Беларусь, где прописано, что учащиеся, которые окончили указанные классы, продолжают обучение без всяких вступительных испытаний.

В 10-ые классы с большой вероятностью в гимназиях появятся свободные места. Хочет ученик из соседней школы прийти сюда обучаться, он придет на эти свободные места по результатам вступительных испытаний. Ведь на это место могут претендовать, например, 3, 4, 5 человек. Они сдают вступительные испытания по тем предметам, которые выбрали, чтобы изучать на повышенном уровне. В гимназию на химико-биологическое направление, например, сдают химию и биологию, и соответственно по конкурсу  проходят. А выпускные экзамены после 9 класса мы сдавали и сдаем в школах и гимназиях.   

В Интернете читала, что в обыкновенных школах есть возможность изучения отдельных предметов на повышенном уровне. О чем идет речь и каких предметов это касается?
Юлия (Неизвестно):

Светлана Уклейко: Речь идет о том, что со вступлением в силу указа об отмене вступительных испытаний в 5 класс появилась возможность изучать на повышенном уровне отдельные предметы. Причем не только в 10 и 11 классах, но и на второй ступени. Поэтому были внесены соответствующие изменения в документы Министерства образования, и в 8 классе и гимназии, и школы есть возможность проводить с учениками допрофильную подготовку. Они должны себя попробовать. Предметы могут быть любые: и физика, и химия, и т.д. Это не значит, что вы захотели физику, я химию - под желание каждого ученика сделать это невозможно и нерационально. Здесь нужно понимать, что, во-первых, в школе есть кадры, которые готовы и способны работать с учениками. Не каждый учитель может работать с такими высокомотивированными детьми. Второе, должна быть соответствующая учебно-материальная база. Мы на протяжении нескольких лет централизованно оснащаем учебным оборудованием и средствами обучения кабинеты физики, химии, биологии. Согласитесь, что изучать химию, если нет соответствующей учебно-материальной базы, неразумно. Есть комплекс критериев, которые мы рекомендуем учреждению проанализировать, прежде чем они будут предлагать родителям на выбор предметы. 

В 8 классе есть возможность изучать не более 2 часов отдельные предметы. Это может быть час на химию, час на биологию, может быть, два часа - на химию. Такая вариативность возможна. Это необязательно будет класс. Возможно, из трех 8 классов наберется группа детей, которые будут изучать, например, химию. Мы же понимаем, что ребенок должен и попробовать. Он может попробовать и изучать этот предмет и дальше поступать по этому направлению. Но может попробовать и понять, что это не его. Наверно, в этом тоже есть плюс и не меньший, потому что ребенок понимает, что ему нужно сменить на начальном этапе, а не тогда, когда он пошел в вуз. Это характерно не только для тех детей, которые условно в чем-то лучше, в чем-то хуже. Это проблема детей, у которых все идет очень даже хорошо.

Ведущая: Сколько предметов можно изучать на повышенном уровне?

Светлана Уклейко: Два часа - это значит два урока в неделю. Соответственно, это может быть один предмет, это могут быть два предмета.

Ведущая: Если есть кадры, которые готовы, например, и английский преподавать, и физику, и биологию, то это уже три человека. А может их будет пять.

Светлана Уклейко: Мы говорим о двух часах для ученика, для одного класса. А в школе, исходя из своих ресурсов, решат. Это может быть и пять предметов, а может быть только один. В школе должны все просчитать, но в то же время это не должно быть только административно решено. Безусловно, должны учитываться запросы родителей и учеников. Все-таки это дети, окончившие седьмой класс, и они уже понимают, куда им было бы интересно и полезно дальше двигаться. То есть в этой ситуации не только родители и дети должны осознавать свои возможности, но и школа должна четко понимать свои возможности - что она может предложить для того, чтобы результат на выходе был качественным, хорошим.

Инна Васильевна, помимо обучения в гимназии, занимаются ли ваши дети с репетиторами? Есть ли такая практика у других родителей? И, если учащийся гимназии все равно ходит к репетиторам, то есть ли смысл заморачиваться, чтобы поступить в гимназию? Можно ведь просто ходить в школу и штудировать отдельные предметы. Спасибо.
Марина (Неизвестно):

Инна Морозова: Я поняла вопрос. Мои дети не посещают репетиторов. Моя старшая дочь два года очень много болела, пропустила примерно три четверти программы, она не могла ходить в школу, и тогда раз в неделю я брала репетитора по математике и физике, но это была вынужденная мера. В остальном в этом нет никакой необходимости. Я вижу бездну между уровнем знаний по математике моего ребенка (без всяких репетиторов) и ребенка в обычной школе, к сожалению. В гимназии в начальной школе, несмотря на то что программа одна и та же, детей учат учиться, прививают другое  отношение к учебе.

Ведущая: Все зависит от человека. Это все сугубо индивидуально.

Инна Морозова: Это же можно сказать и про учителей, безусловно. Но в гимназии их, толковых учителей, наверное, больше. Хотя я не исключаю, что в любой школе могут быть прекрасные педагоги, к которым стоит идти, не зависимо от того, гимназия это или школа. Но в общем все равно в гимназии я вижу более серьезный подход к учебе, вижу очень много детей, подготовленных перед школой, развитых. Но и многое, конечно, от учителя зависит.

Светлана Уклейко: Когда мы ввели профильные предметы и появилась возможность в средней школе изучать предметы на повышенном уровне, то очень многие ученики, которые стремились пойти учиться в 10-х и 11-х классах в гимназии и лицеи только потому, что там было повышенное обучение, стали оставаться в своей школе. Потому что понимают: у нас замечательный учитель математики, у нас замечательный филолог, и не стоит менять школу, можно получать знания здесь. Но о кадрах должен заботиться руководитель учреждения образования. 

Инна Морозова: Если школы будут работать действительно так, как вы рассказываете, то действительно, зачем тогда ребенку менять школу, если он и в своей сможет  получать те же знания? Конечно, это будет прекрасно.

Наталья Иванова: Требования к кадрам должны быть соответствующими.

Вчера, вроде, утвердили новый типовой учебный план. Расскажите, пожалуйста, что он из себя представляет и чем он отличается (если отличается) от предыдущих?
Евгения Васильевна (Минск):

Наталья Иванова: Мы фактически об этом уже сказали. В восьмом классе предоставляется возможность изучать учебные предметы на повышенном уровне во всех видах средних образовательных учреждениях: в гимназии, в школе средней или базовой и т.д. Т.е. возможности изначально одинаковы, и это прописано. Из изменений - последовательный переход на одинаковое количество часов русского и белорусского языка, начиная со второго класса по одиннадцатый. Плюс возможность именно школам изучать предметы на повышенном уровне. Гимназии такую возможность имели. Другое дело, что в них восьмиклассники на повышенном уровне изучали математику и иностранный язык на один час больше, чем в школе. Сейчас математики в школе 5 часов, как и в гимназии. Почему мы говорим, что с математикой в гимназии лучше? Потому что так и было. В 7-м, 8-м и 9-м классе в гимназии у нас было на 1 час больше математики, чем в школе. Сейчас мы эту ситуацию выравниваем. Далее любой другой предмет (не только иностранный язык) можно изучать на повышенном уровне. В этом самое главное отличие. А профильное обучение на третьей ступени как было, так и осталось.

Ведущая: Появились информация, что в 10-м и 11-м классе добавили уроков труда.

Наталья Иванова: Речь идет о том, что в 10-м классе (именно в базовых классах, не в профильных) учащиеся будут изучать все предметы на базовом уровне, в том числе в рамках учебного предмета трудовое обучение, мы в быту это называем профессиональным обучением или профессиональной подготовкой школьников. Т.е. это дополнительная профессиональная компетенция по определенным профессиям, не более того. Только для базовых 10-ых классов. 

А не опасается ли Министерство образования всплеска коррупции среди высшего руководства гимназий? Когда нет четких критериев отбора, когда все решается индивидуально, и мест на всех желающих точно не хватит, соблазн у принимающих решение будет очень велик. Не хочется потом слышать заявления в СМИ - "за взятку задержан директор гимназии такой-то". Да и для мошенников раздолье. Немало появится предлагающих помощь в устройстве ребенка в гимназию, но на самом деле никакого отношения к ней не имеющих.
Игорь (Неизвестно):

Светлана Уклейко: Я думаю, что тему мошенников вряд ли нужно нам здесь обсуждать. Давайте еще раз проговорим, что порядок приема в первый класс не менялся. Он как был, по заявительному принципу с предоставлением всех необходимых документов, так и остался. Здесь абсолютно ничего не изменилось. Да, у определенной части родителей появился спрос на гимназии именно в связи с отменой вступительных испытаний в 5-ый класс. Как будут набираться дети, очень хорошо рассказала Наталья Григорьевна. О какой коррупции здесь может идти речь? Вы приносите документы в гимназию, если относитесь к ней по прописке. Если нет, то вас занесут в список. И если, к моменту зачисления буду свободные места, то начнут звонить родителям согласно порядку в этом списке. Первому, второму и т.д. 

А почему нельзя разрешить открывать частные гимназии, где обучение изначально будет на платной основе и родители официально будут платить деньги на высокие зарплаты хорошим педагогам, на воду в классы и мыло в умывальниках? Это бы исключило коррупционную составляющую - все равно деньги платят - и снизило бы нагрузку в какой-то степени с государственных гимназий.
Дмитрий (Минск):
Светлана Уклейко: Вопрос задан, почему нельзя разрешить. Но на самом деле это не запрещено. На сегодняшний день в республике функционируют 16 частных учреждений образования. И на законодательном уровне у нас разрешено открывать частные учреждения образования, будь то средняя школа или гимназия. Другое дело, что открывая ту же частную гимназию, нужно четко понимать, что требования к этой гимназии, а тем более со стороны родителей, которые будут платить за услуги деньги, будут очень высоки. Аккредитацию это учреждение должно получить в установленном порядке, т.е. требования к организации образовательного процесса все равно остаются. Методика может быть разной и у каждого государственного учреждения. Частные учреждения можно открывать, главное, чтобы был спрос. 

Кроме того, очень удивляет, когда говорят, давайте создадим частную гимназию, где будут только отличные учителя. Подбор отличных учителей - это достаточно спорный вопрос. Один учитель для одного человека просто замечательный, для другого слишком строг. Поэтому сложно создать идеальную школу, в которую пригласят только идеальных учителей и будут обучать в ней на платной основе. Это, наверное, из области фантастики.

Наталья Иванова: Некоторые люди думают: если платно, то это обязательно хорошо. К сожалению, не всегда так бывает. 

Почему к некоторым гимназиям Минска отнесли 4 дома, а к некоторым 10? От чего это зависит?
Софья (Неизвестно):

Наталья Иванова: Это очень объемный вопрос, но я расскажу о некоторых примерах, чтобы человек понимал, какие ситуации бывают. Решение о закреплении микрорайонов за учреждениями образования - достаточно сложное. Из чего в основном исходит администрация района при распределении домов по микрорайону? 

Есть такое понятие, как расчетная мощность учреждения образования, она определяет, сколько в школе одновременно может обучаться детей, и при этом процесс обучения был качественным. Исходя из этого, почему к одной школе относятся 4, а к другой 10 домов? Приведу пример. Есть школы, которые расположены в микрорайонах-новостройках, и если вы видели дома а этих районах, то понимаете, что 19-этажка в 6-10 подъездов фактически формирует школу. Если же взять такие улицы, как Карвата, Геологическую (где частный сектор), там наполняемость школы может дать и тысяча домов. Микрорайоны тоже бывают разные: с преобладанием пятиэтажных или многоэтажных домов, с большим количеством многодетных семей и т.д. Это все очень индивидуально. 

Чем отличаются гимназии от гимназических классов и лицеев?
Александра (Неизвестно):

Светлана Уклейко: Лицей - это исключительно старшая ступень. Там нет 8-ых, 9-ых и начальных классов. Гимназические классы - это привычное нам название, но нормативно у нас нет такого понятия. Гимназическим классом мы будет возможно называть тот класс, в котором будут изучать отдельные предметы на повышенном уровне. Это понятие просто прижилось, и его повсеместно используют. Это классы с изучением предметов на повышенном уровне. Гимназия - это вид учреждения. 

Фотогалерея

Архив online