Онлайн-конференция на тему "Празднование Масленицы. Традиции и современность"

Онлайн-конференция на тему Празднование Масленицы. Традиции и современность

Онлайн-конференция на тему "Празднование Масленицы. Традиции и современность"

Уже на следующей неделе белорусы начнут праздновать Масленицу - праздник, символизирующий конец зимы. Люди всегда воспринимали весну как начало новой жизни. В эту неделю пекли блины - верили, что, съедая круглые, похожие на солнце блины, они съедают частичку его тепла и могущества.

Какие традиции и рецепты блинов сохранились до наших дней и где провести эти дни весело всей семье, рассказали гости:

Ирина Бочило - старший преподаватель кафедры этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета БГУ;

Надежда Костеневич - заведующая культурно-образовательным отделом Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.

Здравствуйте. Немного увлекаюсь мистикой. Слышала раньше делали масленичные обереги. Из чего и для чего их делали?
Уля (Могилев):

Надежда Костеневич: На Масленицу делали куклу Марыну - символ богини Мары, олицетворявшей плохое, недоброе. Когда рождался ребенок, делали маленькую куколку и ставили ее на окне, чтобы Мара не залезла в дом, пытались себя так обезопасить, особенно ребенка. В основном мама этим занималась. Использовала куклы, красные ленты, железные предметы. Вот мы теперь носим булавки, чтобы нас не сглазили, - это оттуда идет. Но чаще делали куклы - абракальныя, их несли на улицу и сжигали, чтобы избавиться от всего плохого.

Ирина Бочило: Масленица - название более позднее, а корни у праздника языческие, позже церковь как-то связала его с собой. А раньше он был приурочен к встрече весны. Стремление делать амулеты, использовать их - дань языческой традиции. Со временем оно отошло на второй план, и теперь мало информации, были ли они на самом деле, как они выглядели, как использовались.

Надежда Костеневич: Это были не совсем амулеты, а предметы быта, которым приписывались сверхъестественные силы и которые могли повлиять на благосостояние человека. Я работаю в музее два года, и меня удивляет, что приходят современные мамы и делают то же самое: создают куклу-обережку, потому что нельзя катать пустую коляску или качать пустую люльку. Для того чтобы не навлечь потусторонние плохие силы, нужно в коляску положить куколку, она будет охранять это место, пока не появится малыш.

Как следует отмечать Масленицу? Получается, что у каждого дня свои обычаи. Обязательно прямо все соблюдать?
Ирина (Радошковичи):

Ирина Бочило: Наши предки стремились соблюдать все традиции. Масленичные гуляния занимали неделю, по вечерам работать не рекомендовалось. Нужно было ходить в гости. Начинались празднования с понедельника. Была традиция выпекать блины. Также были обряды для поминовения умерших предков. И еще одна особенность, которая сопровождает масленичный праздник, это переодевания и очень шумные гуляния. Почему? Потому что, как я уже говорила, раньше Масленица праздновалась ближе к Новому году, а Новый год наши предки справляли в начале весны. Новогодние гуляния с переодеваниями плавно перешли в праздник Масленицы и там очень широко используются. Поэтому мне кажется, что Ирине, чтобы хотя бы соблюдать эти традиции, многого не потребуется: переодеться, поздравить кого-то, сходить в гости, пригласить к себе. Но и, конечно, еще одно правило - это то, что в масленичных гуляниях должны принимать участие все, потому что все участники гуляний ответственны за благополучие громады. И даже считалось, что люди, которые не принимают участие в праздновании, каким-то образом препятствуют общему благополучию. И тем, кто не принимал участия в отдельных ритуалах, могли подпереть дверь дома, чтобы они не могли выйти. Хозяйки считали, что если они не будут участвовать (не будут печь блины и ходить в гости), то очень мало молока будет давать корова. Мы же говорим про Масленицу как праздник, связанный с молочной и сырной тематикой. Поэтому все старались, конечно, традиции соблюдать.

Надежда Костеневич: Конечно же, самое важное, я думаю, для каждого белоруса и не только - это последний день Масленицы, Прощеное воскресенье, когда все друг у друга просили прощения. Это обязательно. Был общий ужин, а после него каждый просил друг у друга прощения. Все члены семьи просили прощения у отца, у хозяина, а потом уже он просил у всех по очереди. Это, я считаю, самое главное - попросить прощения и войти в пост с чистой душой, без грешков, без каких-то тягостей, освободиться от всего.

Ирина Бочило: В этом многие видят как раз влияние христианства. Прощеное воскресенье, все готовятся к посту перед Пасхой. Также христианское влияние прослеживается в отказе от мясной пищи. Конечно, старались наесться во время Масленицы, но в приоритете были молочные продукты. Все активно готовились к тому, что есть надо уже меньше - поститься.

Читала, что неженатым парням привязывали бревно на Масленицу и этот обычай называли “таскание колодок”. Что это такое на самом деле? Есть еще какие-нибудь масленичные обычаи для мужчин?
Лиля (Минск):

Надежда Костеневич: Очень интересный обряд, который назывался "Вешание колодок" ("Калодкі", "Цяганне калодак"). В каждом регионе есть свои особенности. Зачем вешали? Чтобы пристыдить парня и дать знак, что ему надо скорее становиться серьезным и создавать семью, а не сидеть, как говорят, на карку ў бацькоў. Чтобы он был ответственный за кого-то, а то сам себе ходит пусці-павалюся. Бревно привязывали безответственным парням, которые не хотели жениться. Родители настаивают, а он не хочет. Поэтому могли привязать большое бревно. В основном мальчикам вешали девушки замужние, а девушкам уже хлопцы.

Ведущая: То есть непослушным девушкам тоже?

Надежда Костеневич: Каким девушкам вешали? Вообще хлопцы сватаются первыми, а не девушка предлагает: бери меня замуж. Но были же девушки переборливые - приходили сваты, а она всем отказывала. И к таким девушкам приходили и вешали колодку. Но встречается такая особенность в  Витебском регионе - женщине незаметно вешали селядзец. Когда она шла на какую-нибудь ярмарку, к ней незаметно подкрадывались и сзади на юбку вешали селедку. Это считалось постыдным. А колодки делали либо большие, либо в виде фаллоса. Это тоже как бы пристыжение женщины, почему она не хочет выходить замуж. Очень интересная традиция. Приезжайте на Масленицу, невесты пускай привозят своих женихов, которые не могут никак решиться сделать предложение и пожениться. Вот мы им повесим колодку, и тогда он никуда не денется! (Смеется).

Ирина Бочило: Но у них есть шанс откупиться. Поэтому если они все-таки боятся брака, то можно запастись какими-то вкусностями, какими-то другими подарками и откупиться от тех, кто вешает колодку. Так и делали! И обещали в следующем году исправиться.

Молодежь, как и на Каляды, наряжается и гуляет? Есть какие-нибудь веселые необходимости для празднования Масленицы? Вот чтобы сразу стало понятно, компания масленников идет! :)
Олег и Лена (д. Сосновое):

Ирина Бочило: Я уже говорила о том, что наряжались. Эти наряды, может быть, мало чем отличались от калядных нарядов. Во многом это было связано с аграрной тематикой, с животноводческой. Т. е. все, что ассоциировалось с продолжением рода, с плодородием и т. д. Поэтому, мне кажется, блинов было бы достаточно. Каких-то особенных атрибутов, которые бы выделяли людей, гуляющих на Масленицу, я не встречала.

Надежда Костеневич: Отличие есть одно - на Масленицу гуляющие были более агрессивные. Т. е. одни могли зайти домой, когда обходили дворы, и там устроить беспорядок. Для чего они это делали? Чтобы им быстрее что-то дали, чем-то одарили. На Коляды же никто не выпрашивал ничего! Колядовщики спели песню, а угощение по желанию хозяина. А на Масленицу люди как бы навязывались - пока их не одарят, они не уйдут.

Бабушка говорит, что на масленичной неделе работать днем можно, а после захода обязательно развлекаться и ходить в гости. Это традиция такая или придумано бабулей?
Юля (Минск):

Ведущая: Мы уже говорили, что есть такая традиция. Поэтому распланируйте себе неделю, всем прямо сейчас позвоните, к кому вы пойдете в гости, кого пригласите. Ни один вечер не должен пропасть зря!

Всем здравствуйте. Правда, что четверг раньше был днем повитух и что дети, которые с их помощью родились, приходили к ним в гости?
Катерина (Гродно):

Ирина Бочило: Да, они встречались.

У нас дома всегда Масленица называлась Масленицой. Моя свекровь упорно называет ее Масленка. Как правильно будет? Скажите ей, пожалуйста!
Оля (Заславль):

Ирина Бочило: Да пускай называет! В принципе это два названия праздника, которые приняты на территории Беларуси. Все зависит от того, откуда свекровь родом. Белорусы пользовались различными названиями, их было много и они были связаны со словом "масло". Я уже говорила, что название это более позднее. Раньше праздник так не назывался. В угоду свекрови Ольга может называть праздник Масленкой.

Почему церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике?
Ярослав (Минск):

Ирина Бочило: Традиция была очень сильной. Чего-то противоестественного в этих масленичных гуляниях нет. Единственное, приурочили к окончанию зимы - началу весны и началу поста. Эти ограничения связаны с употреблением мясной пищи. А что здесь надо было еще менять? 

Надежда Костеневич: Мне кажется такой сильный обряд был.

Ирина Бочило: Фактически праздник символизировал начало весны, а теперь символизирует окончание зимы. И это сочетание весенних и зимних элементов сделало Масленицу архаическим праздником. Все-таки какое-то влияние христианской церкви на праздники прослеживается. Прощеное воскресенье, о котором мы говорили. Мне кажется, на Масленицу нашли консенсус языческие традиции и христианские…

Здравствуйте. До 17 века Масленицу было запрещено отмечать и тех, кто отмечал, преследовали? (В Вконтакте прочитала) Если да, то как наказывали?
Алина (Речица):

Ирина Бочило: Почему в ВКонтакте не ответили на этот вопрос? Касаемо преследований, я информации такой не встречала.

Надежда Костеневич: Или чтобы запрещали Масленицу….

Ирина Бочило: Наказывали? Лучше адресуйте этот вопрос модератору группы, в которой вы прочитали эту информацию. Нам тоже было бы интересно узнать, так ли это на самом деле. 

Почему на Масленицу пекут именно блины?
Никита (Минск):

Ирина Бочило: Потому что блинчики кругленькие, похожи на солнышко, солярный символ.

Зима всем надоела, поэтому хотя бы выпеканием больших блинов в таких количествах и масштабах все стремились весну приблизить. Блины выпекались не только на Масленицу. Если говорить о муке, из которой их пекли, она могла о многом сказать касаемо того, что происходит в семье. Если пекли блины житние, это значит ждали приезда близких родственников. Пшеничные пекли на поминки. А если говорить про масленичные блины, то их особенностью было выпекание из гречневой муки. Их обязательно учиняли накануне, потому что если так не сделать, они очень быстро будут черстветь. И ели их тоже очень долго. Это такая особенность именно масленичных блинов. Сегодня каждый может печь блины в соответствии со своими вкусами.

Надежда Костеневич: Потому что солнышко дает жизнь, тает снег, приближает весну.

Не понимаю, почему первые дни празднований называют Узкой Масленицей? Желудок потом растягивается от блинов??? Причем тут узкий, широкий?
Саша (Минск):

Надежда Костеневич: Узкая она была в первые три дня - понедельник, вторник, среда, а с четверга начинали уже широко гулять. З Уласся, з Конскага святу ўжо пачыналі гуляць. Мы забыли сказать, что пятніца - гэта Цішчын дзень, калі зяці прязжалі да цішчы, і яна іх частавала.

Ирина Бочило: Они могли приехать и в воскресенье, потому что в воскресенье обычно вся семья встречалась.

Надежда Костеневич: В литературе упоминается, что особенно много ели в последний день перед постом. В приоритете в масленичную неделю все-таки были молочные продукты. Но в некоторых регионах в четверг и в воскресенье позволялось кушать мясо. 

Доброго дня. Одни утверждают, что этот праздник назвали в честь богини Лели. Другие, что праздник для умасливания Велес? Это все хотя бы белорусские языческие боги и вообще в честь кого праздновали?
Марина (Мачулищи):

Надежда Костеневич: Это общеславянские божества, поэтому белорусам они тоже характерны. А само название, как я уже говорила, достаточно позднее. Мы говорили сегодня о Велесе, смотрите, когда наступало гуканне вясны, в разных регионах Беларуси ее призывали с разными символами. Где-то ее призывали, вынося каравай, в других регионах весну встречали с выпечкой в виде птичек. Опять же это отсылает нас к языческому происхождению праздника.

Читал, что до христианства этот праздник назывался Комоедица и отмечался 20-21 марта. И люди приносили медведю блины в жертву. Это общеславянская языческая традиция или вообще выдумка?
Галина Евгеньевна (Минск):

Ирина Бочило: Я такого не слышала. Комоедица - это отдельный праздник.

Надежда Костеневич: И никак с Масленицей не связан. Люди переодевались в медведя, козу, других персонажей, но про угощение их блинами я не слышала.

Какие принято дарить подарки на Масленицу?
Женя (Лида):

Ирина Бочило: Бабки-повитухи дарили подарки и вкусности тем, кто вешал на неженатых мужчин колодки. Это могло быть что-то из пищи, из алкоголя, потому что праздник сопровождался употреблением алкоголя, и им тоже можно было откупиться. Можно придумать какой-то свой подарок.

Надежда Костеневич: Все зависит от достатка семьи. Если есть что подарить, то почему бы этого не сделать, а если нет, то это может быть рюмка водки и блин - и уже теплее (смеется).

Была как-то в Лондоне на аналоге нашей Масленицы. Довольно весело, но без размаха. Где еще что-то похожее отмечается?
Дария (Минск):

Ирина Бочило: Я уже говорила, что это славянский праздник и отмечался он с разным масштабом и с разным количеством традиций. Я нас с украинцами он отмечается скромнее, а у русских с большим размахом. Причем, если говорить о южных славянах православного вероисповедания, они тоже в меньшей степени праздновали Масленицу. А южные славяне-католики, как и русские, очень широко ее справляли. Стоит съездить куда-нибудь еще, может, в Сербию, по Балканам поездить, посмотреть как там.

Надежда Костеневич: Если что-то общее, то, наверно, элементы карнавала, карнавального шествия, переодевания. Это общее. У нас славянская традиция - Масленица, проводы зимы, встреча весны. У них и зимы как таковой нет, что провожать.

Масленица на самом деле невеселый праздник??? Один мой знакомый уверяет, что блины - это ритуальное, погребальное блюдо и что в некоторых славянских странах даже есть обряд “похорон” чучела.
Кристина (Несвиж):

Ирина Бочило: Рациональное зерно в этом вопросе есть. Мы уже говорили, что атрибутом и важным элементом празднования Масленицы было проявление уважения к умершим. В пятницу и субботу перед Масленицей, в некоторых местностях и в четверг, была так называемая дедова пятница или масленые деды. Тогда чисто убирали в доме, белили печь, чистой скатертью застилали стол, накрывали его - ждали таким образом умерших предков, чтобы в такой красивой обстановке их встретить, чтобы они могли поесть, пообщаться с ныне живущими родственниками. Если говорить о пословицах, что сопровождали ожидание умерших родственников, то, например, такая: "Нашы дзяды не зналі бяды, а нашы ўнукі пазналі мукі". І еще, когда пекли масленичные блины, первый блин клали теплым на подоконник для родственников, которые могут прийти и поесть блинов.

Надежда Костеневич: Это тоже интересная традиция - поминание предков. Она присутствует на протяжении всего года - это зимние, весенние, осенние и летние Деды. Да, блины - это ритуальная еда, которая встречается на каждом столе при поминании предков. Они будут отличаться по составу. В некоторых регионах, на Витебщине, если не ошибаюсь, их делали из крахмала - тоненькие блины, налистники. А на вкус - кому что нравится.

Ведущая: А обряд похорон чучела?

Надежда Костеневич: Я думаю, он связан с похоронами деда (мы о нем говорили уже). Это же веселый обряд, там есть подтекст. Но не все, опять-таки, принимают этот обряд.

Ирина Бочило: Масленичное чучело готовили в середине недели. Где-то с четверга его отправляли побыть в одиночестве в хозяйственных постройках, чтобы в воскресенье его торжественно сжечь, таким образом проводить зиму.

Правда, что раньше праздник называли Объедухой и ели все без ограничений. Если я вдруг атеист, можно ли мне праздновать как раньше? Не хочу, чтобы косо смотрели.
Тимур (Минск):

Ирина Бочило: Если хочет, то пускай кушает. Не зря белорусы говорили: "Будзе Масленка, будзе ля пупа красненька". Красненько - вот-вот он развяжется. Потом нужно будет брать себя в руки.  

Добрый день, много ездил, еще в СССР, по России, Сербии, Украине и Беларуси. И только тут, насколько мне известно, один из масленичных дней называется - “Конскае свята”. Какие есть еще особенности именно у белорусской масленицы?
Георгий, 64 года, офицер в отставке (Барановичи):

Ирина Бочило: Если говорить о традициях празднования Масленицы, то у русских они богаче, а белорусы и украинцы справляли скромнее. В белорусской Масленице один из дней - четверг - в разных районах Беларуси имел название Валоссе, Валасы, и многие связывают это название с культом бога животноводства Велеса. Этот день был знаменателен тем, что нанимали пастуха, который в этом сезоне должен был пасти скот, и тем, что в некоторых регионах внуки катали на санях бабку-повитуху, которая помогала им появиться на свет, и угощали ее особенным блюдом - сялянкой, оно было молочное и готовилось из масла, сметаны и сухого сыра.

Ведущая: С какой целью это делалось?

Ирина Бочило: Уважить человека, который в крестьянской громаде занимал важное место. И вообще Масленица пронизана у белорусов традицией уважения к семейно-брачным отношениям, к продолжению рода. Поэтому и эта традиция призвана отдать дань уважения старшим людям.

Ведущая: Что мы должны сделать в следующий четверг?

Ирина Бочило: Вряд ли вы найдете ту акушерку, которая помогала вам появиться на свет. Но можно сказать теплые слова вашим крестным родителям.

Надежда Костеневич: В нашем обществе есть и крестная бабушка. К ней приходили, угощали, она тоже частавала, но главным считалось, что внуки ее катали, везли в корчму или домой. Также почему называется Конскае свята? Выгоняли молодых жеребцов, объезжали их. Обязательно приглашали пастуха на это действо. Платили ему деньги - своеобразный задаток. Обязательно катались: на санках, на ледянках, на пряслицах. Самая главная направленность этого праздника - на семью, на создание семьи. Вторая направленность - на хороший урожай. Все обряды, традиции направлены на то, чтобы в году был хороший урожай, особенно лен. Катались, гушкались на качелях, чтобы был длинный лен.

Читала в каком-то журнале недавно, что раньше было два чучела - Масленик и Масленица, жених и невеста, и их сжигали. Как-то кровожадно. Это правда? Неужели все обычаи предков на самом деле такие страшные?
Ксения (Минск):

Надежда Костеневич: Ничего страшного в этих традициях нет, к ним подходят даже со здоровым юмором.

Ведущая: И раньше, действительно, их было два?

Надежда Костеневич: В зависимости от региона, на границе с какой страной он находится: с Украиной, Россией, Литвой или Латвией. Везде есть свои особенности. Названия могут быть другие, но общий смысл один. Я бы не сказала, что это страшно. Наоборот, Масленица - веселый праздник. Гуляют, бьются (смеется), разжигают огонь, а огонь - символ очищения от всего негатива старого года. 

Расскажите, как в музее будут отмечать Масленицу?
Машенька из Москвы (Москва):

Надежда Костеневич: Мы 17 февраля будем праздновать Широкую Масленицу, т.е мы во время праздника представим события всех 7-ми дней масленичной недели. Хотя многие говорят, что в Беларуси не праздновали так долго и много. Но это зависит от региона, в каждом - свои особенности, которые мы и хотим представить. Будем показывать обряд "Пахаванне деда и бабы". Есть очень интересный обряд Покаженцы, который встречается только в  Витебской области, этот обряд внесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО, в Беларуси он сохранился  в Городокском районе. Обряд Покаженцы интересный, с эротичным подтекстом, там глубокий смысл. Как рассказывали бабушки, Беларусь часто страдала от войн. Не хватало мужчин, и женщинам надо было как-то себя развлекать. В обряде участвовали только женщины, они могли переодеться в мужчин: батюшку, доктора, других персонажей. Проигрывалась сценка настоящих похорон с юмористическим, сатирическим подтекстом. Показывалась сила мужчины, дед ассоциировался с природой, поскольку в зимний период она умирает, так как замерзает все после Покровов, нельзя было работать с землей. Масленица приходится на границу зимы и веcны, когда природа начинает постепенно оживать.  И дед только кажется мертвым, и в неожиданный момент его мужская природа дает о себе знать. Во время обряда женщины рыдают, рассказывают, какой он был хороший, что был единственным мужчиной в округе, всем женщинам  помогал.  Детям смотреть этот  обряд не разрешали. В конце его хоронят,  а потом начинаются гуляния: столы накрывают, собираются все. 

Почему "Пахаванне деда и бабы"? Потому что  в понедельник  дед подавился косткой.  Он ел-ел всю предмасленичную неделю,  подавился и умер. А "Пахаванне бабы", потому что она подавилась сырницей.  В нядзелю, то есть в воскресенье, ровно через неделю.  17 и  18  февраля мы покажем эти обряды. Это наши традиции,  мы должны их знать. Покажем и "Наведванне бабки-повитухи". 

Ирина Бочило: Можно будет увидеть, как ее шанавалі, катали на санях.  Надеюсь, снег  еще останется, чтобы нам показать это все по-настоящему, чтобы люди окунулись в настоящую Масленицу. Конечно, никакое гуляние без масленичного столба не обойдется.  Будут различные призы. Посмотрим, кто из мужчин станет самым ловким, самым сильным. Масленица была загульная, когда все выходили и гуляли.  Мужчины показывали, какие они сильные, чтобы девушки могли это оценить.

Ведущая: Основные празднования пройдут в выходные дни, субботу-воскресенье?

Надежда Костеневич: Да. Мы всех приглашаем в Музей народной архитектуры и быта, который находится  в агрогородке "Озерцо". В эти дни будет организован дополнительный транспорт - музейный автобус  203Э. Вся информация на сайте etno.by. Если вас заинтересовало наше мероприятие, вы можете там более подробно ознакомиться с программой. Погуляем весело!

Як раней моладзь бавiла час? :-) Бачыла на etna.by замануху - «Кахаем па-беларуску». Як гэта? :)))
Вольга (Неизвестно):

Надежда Костеневич: У нас ёсць свята Валянцінаў дзень. Каб наша моладзь далучалась да святкаванняў, мы гэта ўсё прыбліжаем да традыціі. Маладыя раней знаёміліся на вячорках, на святах. У гэты раз мы зробім гульню “Жаніць Бахара”. Калі вас зацікавіла, то прыязджайце. Усе будзе па традыцыі. Свята гэта маленькае, але мы паказваем і расказваем, як раней моладзь бавіла час. Гэта будзе 10 лютага.

Ирина Бочило: Гэты перыяд пасля Хрышчэння да пачатку Масленіцы называўся малая вясельніца: у гэты час назіралася вялікая колькасць вяселляў.

В музее народной архитектуры все настоящее, аутентичное? Или воссозданное?
Николай (Минск):

Надежда Костеневич: В основном все оригинальное, привезенное из разных регионов. На территории музея представлены три региона: Поднепровье, Поозерье и центральная Беларусь. У нас есть реконструкция - это гумно из деревни Лучники Слуцкого района, и это единственная реконструкция, все остальное оригинальное. Понятно, что дерево имеет свойство портиться, поэтому какие-то элементы заменяются. Мы за то, чтобы все было оригинальное. Чтобы, зайдя в дом, можно было почувствовать запах дерева, соломы и т.д. Маленькие дети не понимают и часто спрашивают, чем это пахнет. А взрослые сразу вспоминают детство, как они лежали на печке, а бабушка потчевала их различными вкусными блюдами. Это ни с чем не сравнимо.

Ирина Бочило: Это один из моих любимых музеев, потому что много сил было положено специалистами из разных областей для его создания. Это первый музей под открытым небом в Беларуси и единственный, хотя идею реализовывали в Европе еще до Второй мировой войны. Мы взялись за это в середине 70-х. Была проведена колоссальная работа. Жилые и хозяйственные постройки привозились из различных уголков Беларуси, это требует и серьезного научного подхода, и больших финансовых растрат. Большое спасибо тем, кто не остался равнодушным к нашему наследию, кто создал это уникальное место.

Ведущая: Обязательно посетите. В следующие выходные там будут гуляния, стол, сжигание чучела, блины.  

Зачем раньше были кулачные бои на Масленицу? Это же светлый праздник?!
Костя (Борисов):

Ирина Бочило: Силу показывали, готовились к службе. Раньше ведь брали в рекруты, и не на год или два, как сейчас в армию, а на 20-25 лет. И таким образом совмещали подготовку и гуляния. Я не думаю, что они бились до смерти. Хлопцы не любили, когда из их деревни забирали девушек в соседние, т.е. крали невест. За это они могли драться деревня на деревню.

Ведущая: Приемлем ли сейчас рукопашный бой?

Надежда Костеневич: Да, это считается развлечением. У нас не будет рукопашных боев, будет бой подушками. Будут соревнования, кто кого быстрее вытолкает из круга без рук. Хотелось бы и кулачные бои, но для этого тогда нужны какие-нибудь защитные перчатки, а то скажут потом, что это мы в музее побоище устроили (смеется). 

Знаю, что на территории музея часто устраивают традиционные празднования всякие, а костюмы дают или можно в своих приезжать, или вообще можно в джинсах?
Екатерина (Минск):

Ирина Бочило: На мероприятиях мы организуем фотозоны. И для того, чтобы наши гости могли сделать аутентичную фотографию, выдаем верхнюю одежду, головные уборы. Сейчас у нас много магазинов, где можно купить, например, вышиванку. Захотите прийти в джинсах - тоже не будем против.

Сколько себя помню, в нашей семье Масленица сопровождалась свистом. Все дети в семье свистели в свистульки и никто их не ругал. А у друзей из города такого не было никогда. Это как-то распространено? Может есть какая-нибудь такая традиция?
Алексей (Неизвестно):

Ирина Бочило: Я знаю, что свист - это плохой знак, ты как бы приманиваешь злых духов. Почему в доме говорят не свистеть? Потому что ты приманиваешь в дом что-то плохое.

Как можно передать в музей вещи? Нашли в доме прадеда, на наш взгляд, интересные экземпляры.
Василий (Минск):

Надежда Костеневич: Мы всегда рады пополнению наших коллекций. Можно приехать к нам в музей, а можно на сайте etna.by уточнить координаты, позвонить, и мы договоримся о встрече. Мы принимаем не только предметы, но и информацию о их владельце. Приезжайте. Будем очень рады!

Доброе утро, вы знаете какие-нибудь гадания и приметы на Масленицу?
Вероника (Минск):

Ирина Бочило: Кто дальше проехал на санях, у того будет более богатый урожай льна, лен будет длиннее. Тут могут быть какие-то приметы, связанные с наблюдением за погодой в отдельные дни Масленицы. Часть примет была связана со стремлением быстрее избавиться от снега. Белорусам рекомендовали делать специальные дырки в сугробах, чтобы они быстрее таяли. Существовал такой обряд, когда топтали снег, желая быстрее выпроводить зиму.

На Масленицу только сватались? Как это происходило? Когда тогда женились?
Алена (Минск):

Ирина Бочило: Пока пост еще не начался, сватание не было запрещено.

Фотогалерея

Архив online