Есть ли какой-то мировой рейтинг уровня киберзащищенности? Какие усилия прилагают в Беларуси, чтобы этот уровень был достойным?

Есть ли какой-то мировой рейтинг уровня киберзащищенности? Какие усилия прилагают в Беларуси, чтобы этот уровень был достойным?

Александр Сушко: Такой рейтинг есть. Его составляет Международный союз электросвязи, в нем наша страна в топ-40. Это, по сути, место развития ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в стране. Но появился еще рейтинг, оценивающий именно кибербезопасность. И в этом рейтинге мы занимаем 39 место. Данный рейтинг формируется по многим позициям, учитываются организационные, правовые, технические меры, которые приняты в государстве. Здесь мы третьи в СНГ, после Грузии и Российской Федерации. На самом деле усилия прилагают все: частные структуры, государственные и правоохранительные органы, для того, чтобы Беларусь свой статус повысила. Этот рейтинг составлялся второй раз. В первом, в 2014 году,  мы были на 104-ой позиции. В принципе, за три года мы перескочили через 40 ведущих стран мира. 

Некоторые моменты, которые препятствовали нам войти в 30-ку и 20-ку, уходят, как то отсутствие стратегии информационной безопасности и слабое частно-государственное партнерство. Например, те же провайдеры не очень хорошо взаимодействуют  с правоохранительными и государственными органами. Если концепция информационной безопасности в стране будет принята, то, я думаю, через два года мы в 30-ку можем войти.

Ведущая: Раз мы заговорили про международную сферу, то у меня такой вопрос. Недавно у нас проходила международная конференция по кибербезопасности. Что дают эти мероприятия нам и стоит ли их проводить?

Александр Сушко: Однозначно, стоит. Потому что это обмен мнениями. Каждая сторона имеет свое видение и пути решения тех или иных проблем. Соответственно, если несколько стран выразят свое мнение и сойдутся в одном решении, то, наверное, оно будет правильным для региона либо для мира в целом. Если же такие встречи не проводить, а только осуществлять пикеровку новостными сообщениями, не понимая процессов, происходящих в той или иной стране, то тогда могут быть и нежелательные последствия для стран. Когда отсутствует понимание, отсутствует и доверие. Ну и плюс это все-таки непосредственное общение людей, которые занимаются проблемами кибербезопасности, это возможность завязать прямые контакты, чтобы в дальнейшем взаимодействовать. Плюс всегда важно услышать мнение коллег, например, по той же стратегией информационной безопасности, над которой в нашей стране работают. Можно попросить дать их свои экспертные заключения, так как у них уже эти стратегии есть. Но окончательное решение, конечно же, наша страна принимает самостоятельно, исходя из наших правовых и технических реалий. Нужно понимать, что технический бэкграунд у нас и в ФРГ, например, разный.

Ведущая: Буквально вчера в Минске состоялось заседание основной группы Мюнхенской конференции по безопасности, на которой Президент Беларуси сказал, что кибертерроризм гораздо опаснее, чем ядерное оружие. Летом Антониу Гутерреш высказал мнение, что если начнется мировая война, то она начнется с кибератак. Так ли это опасно на самом деле?

Александр Сушко: Одна из первых кибератак была на ядерную программу Ирана. Когда была внедрена вредоносная программа, уничтожившая все центрифуги. Это вполне можно назвать серьезной кибератакой на инфраструктуру. Такие же атаки сегодня совершаются на инфраструктуры энергетической отрасли, когда целые города остаются без света. На медицинские учреждения, когда они отключаются, перестают функционировать и фактически невозможно оказывать медицинскую помощь. А теперь вопрос масштаба: если взять и отключить все энергосистемы какой-то столицы, то вы можете представить себе последствия. А последствия экономические могут быть гораздо серьезнее, чем от падения одного военного снаряда. Что является объявлением войны в киберпространстве, никто не знает. Эта проблема есть, и она достаточно остро стоит на протяжении последних лет.

Ведущая: Чем дальше мы идем в технологии, развиваем их, тем большую угрозу и опасность мы сами для себя и создаем?

Александр Сушко: Фактически, да. Но давайте попробуем найти такого человека, который откажется от этих технологий, от того удобства, которые они доставляют. В этом и есть важная роль государства, которое должно обеспечить надлежащий уровень безопасности, в том числе и уровень доступа к информации, и уровень сохранности этой информации. 

 
Смотреть все выпуски

Новости