Онлайн-конференция на тему "Изменения в закон "О дорожном движении"

Онлайн-конференция на тему Изменения в закон О дорожном движении

Онлайн-конференция на тему "Изменения в закон "О дорожном движении"

Как планируется начислять автовладельцам баллы за нарушение правил дорожного движения? Будет ли введена отдельная категория прав для водителей мотовездеходов, и когда разрешат сдавать экзамены в ГАИ на машинах с автоматической коробкой передач?

Об изменениях в закон "О дорожном движении" во время онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании рассказал старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Александр Шевченко.

Добрый день! Есть предложение, что можно сдавать экзамен в ГАИ на авто с АКПП, но и ездить можно только на АКПП. Что делать, если в дальнейшем захочется или судьба заставит пересесть на машину с механикой?
Владимир (Неизвестно):

Александр Шевченко: Действительно, законопроектом предусмотрено такое новшество - управление транспортным средством с автоматической коробкой. Люди сдают экзамены и получают права с такой отметкой и в дальнейшем управляют ТС с такими характеристиками. Если в последующем они захотят пересесть на механику, то проходят переобучение и сдают только практический экзамен.

Мы прислушались к мнению граждан. Ведь если человек не планирует ездить на механике, то зачем сдавать на ней. Кандидат в водители изначально будет выбирать, на чем ему обучаться: на механике или на автомате. Он проходит соответствующее обучение, сдает экзамен на автомате и получает удостоверение, в котором прописано, что управлять можно только автомобилем с АКПП. При наличии такого удостоверения и управлении автомобилем с механической коробкой передач данные действия будут расцениваться как вождение без прав. Если человек, поездив год на автомате, захочет ездить на механике, то ему легче будет обучиться: он уже по зеркалам хорошо будет ориентироваться, не будет так пугаться каждого светофора...

Ведущая: А когда автошколы начнут закупать машины с автоматической трансмиссией?

Александр Шевченко: Еще предстоит обсуждение данных изменений, потом они будут внесены в Совмин, парламент и так далее.

Ведущая: Сколько по времени будет длиться переобучение на механическую коробку передач?

Александр Шевченко: Этот вопрос, конечно, будет прорабатываться. На мотоцикл переучиться с автомобиля - не более месяца и порядка 19 часов практических. Не надо сдавать теорию, медицину... Аналогично и здесь. 

Здравствуйте! Вопрос о начислении баллов за нарушение ПДД, которые были выявлены с помощью фотофиксации. На меня оформлена машина, но чаще ездит на ней отец. Естественно, если он нарушает, штрафы приходят мне. Как доказать, что это не мои нарушения? Не хотелось, чтобы отец заработал для меня 15 баллов.
Григорий (Минск):

Александр Шевченко: Для начала хотелось бы отметить разницу в том, как выявлено правонарушение: с использование автоматических средств либо непосредственно инспектором. Для безопасности дорожного движения угроза превышение скорости одинаковая. Очевидно, чем выше скорость, тем серьезнее последствия в случае ДТП, независимо в автоматическом режиме или непосредственно сотрудником это было зафиксировано. Это же касается нарушения правил остановок и стоянок. Многие говорят, что угрозы безопасности эти нарушения не создают. Вместе с тем зачатую они создают препятствия для дорожного движения, это провоцирует заторы,  вынуждает водителей и участников дорожного движения совершать объезд, маневрировать… Зачастую ДТП как раз и происходят в результате маневрирования. Поэтому  угроза есть. 

Также можно отметить водителей, которые умудряются поставить авто на пешеходном переходе, тротуаре, детской площадке, чем ограничивают обзор при выезде из дворов… И каким образом данное нарушение будет выявлено, уже не имеет значения. По сути механизм уже предусмотрен  и прописан в Административном кодексе . 

По второй части вопроса. Если за рулем был не владелец, а иное лицо, то в течение месяца с момента получения "письма счастья" он обращается в территориальное подразделение ГАИ с соответствующим заявлением и указывает, что он за рулем не был… И в дальнейшем с него данное нарушение будет снято и баллы, соответственно, начислять не будут.

Ведущая: Часто ли бывают ситуации, когда собственник заявляет, что не он был за рулем, а человек, которого он называет, отказывается: "Ничего не знаю, это был не я!".

Александр Шевченко: Здесь законодательно тоже прописано, как решать такие ситуации. У нас процессуально предусмотрено, что в таких случаях органы, ведущие процесс, не обязаны доказывать виновность. Собственник должен предоставить документы, подтверждающие его слова, либо человек, на которого указывают, должен согласиться, что он был за рулем. По закону ответственности подлежит владелец ТС.

Ведущая: Почему 15 баллов, почему не 10?

Александр Шевченко: С чего-то же надо начинать. 15 баллов - это 15 мелких нарушений, за которые начисляется по одному баллу. Система привязана к тяжести совершенного проступка. Соответственно, привязываемся мы и ко взысканию, предусмотренному в конкретной санкции статьи. Если предусмотрено до трех базовых величин - 1 балл, до пяти - 2 балла, до десяти - 3 балла. Свыше десяти или есть лишения, то 4 балла. То есть баллы увязаны на характер правонарушения и степень его общественной опасности. 

Соответственно, если правонарушение не представляет серьезной общественной опасности и за него предусмотрен штраф 1-2 базовые, то это 1 балл, и таких нарушений можно набрать в течение года 15. А если это серьезное нарушение (скажем, выезд на встречную полосу), то за него будут начисляться 4 балла, и таких нарушений для лишения в течение года нужно набрать 4. 

На наш взгляд, 4 грубых нарушения, которые представляют угрозу для безопасности дорожного движения, в течение года - это явно небезопасно для окружающих и для водителя-нарушителя в том числе.  

Набор 15 и более штрафных баллов влечет прекращение права управления транспортными средствами сроком на 6 месяцев. Скажите, по истечении этого времени надо будет куда-то обращаться, чтобы можно было снова садиться за руль?
Алексей (Минск):

Александр Шевченко: Технические возможности у нас сейчас позволяют это все обеспечить в автоматическом режиме. Баллы как начисляться, так и списываться будут в автоматическом режиме (без участия человека, привязываться будут к нарушению). С момента вступления изменений в законную силу за нарушения будут начисляться соответствующие баллы. То же самое и лишение прав - оно будет автоматически вводиться и автоматически сниматься. 

Человеку никуда не нужно будет обращаться, просто по истечении срока водитель может садиться за руль и управлять транспортным средством. 

Для удобства граждан будет cоздано приложение, работающее в Сети интернет, с возможностью завести в нем личный кабинет с обязательной регистрацией, куда человек сможет ввести персональные данные. В личном кабинете будет информация о количестве начисленных баллов и сроком, когда они истекут.

Уже известно, сколько будет стоить выдача международного водительского удостоверения?
Иван (Брест):

Александр Шевченко: Да, проект соответствующего указа уже приходил. Это будет стоить порядка двух базовых велечин - т. е. столько, сколько стоит обмен обычного водительского удостоверения.

Ведущая: Я в любой момент могу поменять обычное водительское удостоверение на международное?

Александр Шевченко: Да, достаточно желания водителя. На территории Республики Беларусь будут действительны наши национальные водительские удостоверения. Дополнительно ничего получать не надо. Если же человек хочет выехать в страну, не ратифицировавшую конвенцию, либо есть опасения, что могут возникнуть вопросы, для него в целях удобства и предотвращения возможных проблем за рубежом предусмотрена такая возможность. Были обращения в той же Испании, к примеру. Человек, управлявший транспортным средством по нашему национальному водительскому удостоверению, получил штраф в несколько сотен евро по причине того, что в этой стране признают только международное водительское удостоверение. Повторюсь: на территории республики и в странах, ратифицировавших конвенцию, они не нужны. 

Ведущая: А если я получаю международные водительские права, то могу с ними по Беларуси ездить без национальных?

Александр Шевченко: Нет. Они идут совместно и привязываются к сроку действия национальных. Т. е. они выдаются на 3 года либо до срока истечения национального водительского удостоверения и действуют вместе с ним. В Беларуси нужно, чтобы у человека было действительное национальное удостоверение.

Ведущая: А когда мы сможем получать международное водительское удостоверение?

Александр Шевченко: Как только реализуется норма закона, как только он вступит в силу.

В США на права сдают в возрасте 16 лет. Почему у нас подросткам нельзя получить права на вождение какого-нибудь автотранспорта? А если можно, то что для этого надо сделать. 
Евгений (Слоним):

Александр Шевченко: Почему же нельзя? С 16 лет можно получить права на мопед, легкий мотоцикл. На некоторые трактора и самоходные машины - с 17 лет. 

Вообще все привязано к Венской конвенции. Там прописано, что возраст на основные категории (В, С и др.) - 18 лет. 

И предусмотрена норма в этой же конвенции, что другие страны могут не признавать действительные водительские удостоверения, если транспортными средствами указанных категорий будет управлять лицо моложе 18 лет. Чтобы исключить какие-то спорные моменты и предпосылки к ним, реализовано, что возрастной порог - 18 лет.

Для каких целей вынесли проект закона "О дорожном движении" на общественное обсуждение? К каким предложениям вы прислушиваетесь? Как и где я могу высказать свою позицию? 
Сергей (Могилев):

Александр Шевченко: Для чего вынесли проект на общественное обсуждение? Мне кажется, это очевидно: чтобы узнать позицию граждан, услышать их мнение. Все-таки там много нововведений не только редакционного характера, но и затрагивающих серьезные, принципиальные моменты.

Обсуждение проходит на правовом форуме Беларуси pravo.by. Там в соответствующей ветке можно ознакомиться с проектом данного законопроекта и высказать свое мнение, предложения и т. д. Регистрация простая, и любой желающий может оставить замечания, которые посчитает нужными. Хочу отметить, что уже поступили определенные разумные мысли, которые будут проработаны и учтены. 

Ведущая: До какого срока можно участвовать в этом обсуждении?

Александр Шевченко: Обсуждение проводится до 23 мая. Высказывайте конструктивные предложения.

С кого момента идет прекращение права управления транспортным средством, если набрал 15 баллов: с момента вынесения постановления или с момента вступления в  силу поставления? Можно ли будет обжаловать постановление?
Игорь (Неизвестно):

Александр Шевченко:  За каждое нарушение будет начисляться балл с момента вступления в силу постановления о наложении административного взыскания за данное нарушение. То есть до этого момента лицо не считается привлеченным к ответственности и никаких баллов не начисляется. 

В течение года баллы начисляются за различные нарушения. Лишение прав предусмотрено со дня, следующего за постановлением, которое повлекло набор 15-ти и более баллов. 

Грубо говоря, водитель нарушал-нарушал, баллы накапливались, и вот он совершает крайнее правонарушение, выносится постановление, которое вступает в законную силу со следующего дня, чтобы у него еще день был. Либо теоретически может быть постановление, вынесенное в упрощенном порядке, на месте, тогда оно вступает в законную силу с момента вынесения. Чтобы на дороге водитель не остался без прав и хотя бы домой доехал, то лишают водительского удостоверения со следующего дня.

Ведущая: А может сложиться такая ситуация (я понимаю, что вероятность ее невысока), что человек набрал баллы, постановление вынесено, и до момента его вступления в силу обнуляется одно из первых правонарушений, и у него снова становится меньше 15 баллов.

Александр Шевченко: Обнулиться ничего не может, потому что идет отсчет от времени первого нарушения. Т. е. водитель совершил нарушение, и учитываются все до этого вынесенные в течение года постановления. Привязка идет к моменту первого и последнего нарушений. Предусмотрено обжалование постановления, но это и сейчас есть. Стандартная процедура, абсолютно любое постановление может быть обжаловано в течение 10 дней, а вступившее в силу - в течение полугода. Но вступившее в силу, скорее, как исключение, потому что оно прорабатывается либо судом, либо вышестоящим органом, и если оставляется в силе, то в целом должно все соответствовать.

Как быть тем, кто, являясь владельцем нескольких авто, сдает их в аренду? Они же постоянно получаю "письма счастья" на свое имя, несмотря на то, что за рулем находятся не они.
Павел (Неизвестно):

Александр Шевченко: Если автомобиль сдан в аренду, либо им управляют близкие родственники или другие люди, то владелец пишет заявление о том, что управлял транспортным средством не он. При сдаче в аренду всегда подписывают договор, который может быть доказательством при принятии решения в ГАИ. Если будет доказано, что человек не был за рулем автомобиля и сдал его в аренду, то все нарушения с него снимаются, как только решение проводится по базе данных. 

Почему ужесточают наказание только для водителей? Очень обидно за людей, которые сбивают пешеходов, переходящих дорогу в неположенном месте. По сути  - это выбор жертвы: перебежать дорогу, а не пройтись 200 метров до перехода. Давайте в подобных случаях переносить ответственность на таких вот пешеходов и не наказывать водителей. 
Елена (Неизвестно):

Александр Шевченко: По поводу перенесения ответственности... Все так и происходит. Не то чтобы ответственность переносят, а проходит расследование, проверка. По результатам которой и определяется вина. Следует не забывать, что транспортное средство является источником повышенной опасности. Водитель должен это учитывать. Здесь гражданско-правовые отношения вступают в силу, даже если будет виноват пешеход, то водитель определенные издержки все равно может понести.

Ведущая: Если водитель принял все возможные действия, чтобы предотвратить этот ДТП, но оно все равно случилось, он обязательно понесет ответственность?

Александр Шевченко: По конкретному факту ДТП - нет, но независимо от виновности иск к нему пешеходом может быть предъявлен. Это необходимо учитывать.

Ведущая: Запись авторегистратора может быть прикреплена к делу и стоит ли его устанавливать?

Александр Шевченко: Конечно, хуже не будет в любом случае. Если автомобиль откатился и на маленькой скорости нанес повреждения, регистратор покажет, кто виноват. Таких роликов полно в Интернете. Мы проводим всесторонний анализ, если серьезное ДТП - стараемся истребовать записи камер видеонаблюдения. Запись с видеорегистратора поможет облегчить процедуру доказывания. Мы бы советовали использовать эти приборы. 

Добрый день! За рулем практически полжизни - 25 лет. Самое страшное, когда во дворах под колеса выбегают дети. Со мной было неоднократно. Спасала очень низкая скорость. Если бы случилось несчастье и я бы сбил какого-нибудь ребенка, вся вина была бы на мне, но я считаю, что это вообще неправильно: за детьми должны следить взрослые. Как посоветуете вести машину во дворах и что делать, если несчастье все же произошло?
Василий (Минск):

Александр Шевченко: Правилами дорожного движения четко регламентировано, каким образом во дворах, в жилой зоне водители должны двигаться. Скорость в жилой зоне не должна превышать 20 км/час. При этом водитель обязан учитывать и иные факторы - погодные условия, обзорность, состояние транспортного средства и другие, чтобы выбрать оптимальную скорость. Если не получается двигаться в виду ограниченности обзора 20 км/час, пусть двигается 5 или 1 км/час. Главное, чтобы была обеспечена безопасность дорожного движения. В правилах опять же прописано, что в жилой зоне приоритет у пешеходов, они могут двигаться как по тротуару, так и по проезжей части. Транспортным средством можно управлять, но при условии соблюдения безопасности движения, вплоть до привлечения третьих лиц. Дети имеют право там гулять, это все-таки двор, тем более они там имеют преимущество везде. Но родители при этом должны следить и обучать детей безопасному поведению на дороге. А водитель - человек взрослый, он сдал на права и несет ответственность.

Ведущая: Я была свидетелем, как велодорожку, по которой с высокой скоростью едут велосипедисты, перебегал ребенок. Велосипедисту пришлось очень резко снижать скорость. Все обошлось на этот раз, но могло и по-другому быть...

Александр Шевченко: Дети, это дети, они не осознают опасности. Водитель должен быть внимательным.   

Для чего нужны предупреждающие знаки перед мобильными датчиками контроля скорости? Может, стоит сделать их скрытыми - штрафов однозначно будет больше.
Ольга (Гродно):

Александр Шевченко: Здесь цель не в штрафах, не в наказании водителя, а в профилактике нарушений. Знаки об ограничении скорости и датчики устанавливаются в местах, где существуют повышенные риски дорожно-транспортных происшествий. Перед средствами фотофиксации знаки устанавливаются везде, всегда, в обязательном порядке. Причем они должны быть хорошо видны, иногда даже с двух сторон дороги. На трассах их чаще всего размещают возле населенных пунктов, пешеходных переходов, если таковой предусмотрен через высокоскоростную трассу. Переход освещен, и скорость нужно снизить обязательно. Если разрешенная скорость 120 км/ч, то в таких местах она ограничивается до 90 км/ч и ниже. И цель этих ограничений - обеспечение безопасности дорожного движения. То есть мы предупреждаем, что при несоблюдении установленных требований к водителю могут быть применены меры взыскания. Думаю, что подавляющее большинство водителей снизят скорость перед таким знаком. Прятать и скрывать их нецелесообразно, тогда можно было бы вообще не устанавливать. Собрать больше штрафов - это не наша цель.

Ехали как-то по городу и увидели, как водитель скорой помощи разговаривает по телефону во время движения. Считаю, что это было неправильно - все же он вез больного пассажира. Скажите, куда можно слать фотодоказательства такого инцидента? Накажут ли водителя?
Полина (Минск):

Александр Шевченко: Эта ситуация распространенная. Дело не только в том, что водитель скорой помощи, быть может, вез больного, но и в том, что он нарушал правила. Граждане, которые выявили нарушение, имеют абсолютно законное право обратиться в территориальное подразделение ГАИ и написать соответствующее заявление. Это могут быть нарушения физического лица, должностного лица либо непосредственно нарушение сотрудника. Заявление может быть либо письменным, либо устным. Устное заносится в протокол.

Ведущая: То есть все равно надо ехать? А позвонить и рассказать?

Александр Шевченко: Позвонить и сказать - это немного другое. Сотрудники реагируют в обязательном порядке, но они могут либо обнаружить нарушение сами (например, неправильная парковка), и на основании этого начинать процесс, либо все равно истребовать заявление, если человек уже уехал с места нарушения, и нашим сотрудникам самим никак его не выявить. Человек пишет заявление, желательно во всех случаях прикладывать какие-нибудь фото-, видеодоказательства, либо пояснения свидетелей, которые, может быть, находились рядом, для облегчения доказывания виновности конкретного водителя. Такая процедура абсолютно законная, и водителя накажут.
Какова статистика нарушений ПДД? За что выписывается больше всего штрафов и уменьшилось ли общее количество нарушений?
Олег (Неизвестно):

Александр Шевченко: На протяжении последних лет уменьшается количество правонарушений почти по всем статьям, в том числе и по наиболее грубым: управление в нетрезвом состоянии, управление без прав и т.д. Есть некоторый рост выявления нарушения скорости в автоматическом режиме, но это обусловлено тем, что расширяется сеть использования данных приборов, устанавливаются дополнительные датчики. А в целом, если исключить фотофиксацию, то наблюдается тренд к снижению всех основных показателей по нарушениям. 

Скажите, что происходит с конфискованными авто после того как их владельцев лишают прав? Если водитель попадается пьяным, а машина не его - ее все равно заберут? Часто ли у нас можно встретить нетрезвого водителя?
Юлия (Неизвестно):

Александр Шевченко: Машина конфискуется вне зависимости от того, собственник был за рулем или нет. При повторном совершении данного правонарушения, т.е управление в нетрезвом состоянии в течение года, конфискация предусмотрена в 100% случаев. За исключением, (и это также предусмотрено законодательством), когда вина была ввиду противоправных действий третьих лиц. Естественно, это разумно. Во всех остальных случаях, предусмотрена конфискация. Действия сотрудника ГАИ в такой ситуации - зафиксировать данное нарушение, описать машину и поставить ее на охраняемую стоянку. После вступления в силу приговора суда уже другие органы подключаются и продают ее.

Я уже отмечал, что количество нарушений с участием нетрезвых водителей уменьшается. 

За последние 5 лет, с момента введения норм, ужесточивших ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, количество таких нарушений уменьшилось в 2 раза. 

Также могу сказать, что количество ДТП, совершенных по вине лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, также уменьшилось ровно в 2 раза. Связь очевидна. Когда в 2013 ввели эти нормы, сразу же почти на 20% количество таких нарушений уменьшилось. И это весомый контраргумент тем, кто критиковал введение ужесточения, так как, мол, никаких положительных моментов это не возымело. Так вот нет! Вот статистика, уважаемые. Ознакомьтесь и имейте в виду. 

Какие еще изменения в закон "О дорожном движении" предлагаются? Если какие-то не были упомянуты в течение конференции.
Аноним (Неизвестно):

Александр Шевченко: Еще предусмотрен обмен водительских удостоверений, в которых не установлен срок действия, так называемых бессрочных водительских удостоверений. Это удостоверения образца СССР или 95-го года Республики Беларусь. Для чего это вводится? Владельцы подобных удостоверений создают определенные моменты небезопасного дорожного. Замена водительского удостоверения требует медицинской справки. И некоторые водители - владельцы таких бессрочных прав не проходили медкомиссию уже много лет. И сейчас, возможно, ее уже и не пройдут в силу возраста. Ведь в основном обладатели таких удостоверений, это люди пенсионного возраста, у них могут быть определенные возрастные изменения. Случались ДТП из-за того, что человек просто умирал за рулем. Здесь он угрозу создает не только себе, но и окружающим. Поэтому и предусмотрены такие нововведения. 

Какие еще причины для обязательной замены таких прав. О них нет сведений в наших информационных базах, так как они были получены десятилетия назад, когда еще и баз никаких не было. Также у этих водительских удостоверений слабые средства защиты, так они разрабатывались еще в прошлом веке. Это приводит в ряде случаев к подделке. И управляют средством лица, не имеющие на это права, иногда даже не обладающие определенными навыками. Встречаются и подлоги. Берут водительские брата, например, чтобы по возрасту подходили, и ездят. Это планируем исключить. 

Будет ли введена отдельная категория прав для водителей мотовездеходов?
Аноним (Неизвестно):

Александр Шевченко: Предусматриваются 2 категории - H и I. Они будут относиться к колесным тракторам и самоходным машинам. У нас есть разделение на механические транспортные средства и на колесные трактора и самоходные машины, куда будут внесены дополнительные категории: снегоболотоходы, снегоходы, мотовездеходы (с автомобильной или мотоциклетного типа посадкой). Право управлениями ими будет предоставляться с 17 лет гражданам. Также предусмотрен упрощенный порядок сдачи экзаменов. Упрощенный - значит без обучения (по аналогии с мопедами). Предусмотрена возможность предоставления автоматического права управления данными транспортными средствами в случае наличия водительского удостоверения иных категорий за исключением АМ (мопедов) и легких мотоциклов А1. Они не подходят по возрасту. Практически любой водитель сможет управлять. 

Возрастные ограничения и процедура сдачи экзамена исключит возможность сесть за руль большого квадроцикла 14-15-летних подростков, не обладающих соответствующими навыками и не прошедшими медобследование. 

Мы хотим урегулировать этот вопрос, потому что количество данной техники растет в нашей стране.  

Фотогалерея

Архив online