Недавно в России бушевала непогода. В Москве погибли 16 человек. В прошлом году, когда ураган пронесся по Беларуси, таких жертв не было. Есть ли какой-то обмен опытом между нашими странами, разработки систем оповещения для граждан и совместная работа с российской стороной, чтобы избежать жертв в будущем? На ваш взгляд, в чем  причина стольких жертв в России.

Недавно в России бушевала непогода. В Москве погибли 16 человек. В прошлом году, когда ураган пронесся по Беларуси, таких жертв не было. Есть ли какой-то обмен опытом между нашими странами, разработки систем оповещения для граждан и совместная работа с российской стороной, чтобы избежать жертв в будущем? На ваш взгляд, в чем  причина стольких жертв в России.

Виталий Новицкий: Вопрос очень глобальный. Первое - система оповещения. В Беларуси, если ты слышишь длинный звук сирены на протяжении нескольких минут, это значит, что нужно включить радио или телевизор, либо зайти на сайт МЧС и получить информацию о том, что случилось и как нужно действовать. Теперь к ситуации в Москве. У белорусского и российского гидрометеоцентров разные классификации по уровням опасности, но уровень опасности данного погодного явления не был красным. Соответственно, у наших коллег не было поводов и причины в полной мере задействовать систему оповещения. Все люди прекрасно знают, что если приближается сильный ветер, то нужно остаться дома. Получишь ты смс или нет - не так важно, ты все равно должен это понимать.

Рассылка смс-сообщений - дело непростое. Мы пробовали в 2011 году с одним из операторов это осуществить. Мне потом писали в соцсетях, что только через 7-8 часов после начала рассылки люди получали эти сообщения. Сейчас благодаря работе с мобильными операторами мы сократили время до часа-полутора. Но все равно, согласитесь, вы не смотрите постоянно в телефон. А если там сейчас пришла смс о том, что происходит что-то очень важное, то вы ее просто не увидите. Поэтому смс - не основной канал оповещения. Главное, чтобы люди понимали, если ожидаются плохие погодные условия, лучше отказаться от ненужного похода и прогулки. Можно чуть-чуть подождать, и ничего страшного не произойдет. 

Смотрите, наш "Хавьер". Я в эфире всех телеканалов еще до его начала рассказывал, что мы рекомендуем отказаться от поездок на личном транспорте, рекомендуем остаться дома. Это появилось  на всех интернет-ресурсах, активно распространилось в соцсетях. А дальше уже выбор конкретного человека, который думает: "Да все нормально, да прогноз не оправдается, да все будет хорошо, я быстренько съезжу, все будет в порядке". Вот в чем ключевая проблема. Нет в мире такой гидрометеослужбы, которая могла бы предсказать все со 100-процентной вероятностью. Вот летом был ураган сильнейший. Если бы была возможность предсказать, что он будет идти именно по этой территории, именно через эти населенные пункты. Мы были готовы организовать эвакуацию всех жителей этих деревень для того, чтобы гарантировать жизнь и здоровье людей. Но такую точную информацию ни один гидромет в мире, насколько мне известно, не может предоставить. Соответствующие технологии и нашего реагирования. Передается оранжевый уровень опасности, ожидается ветер 15-18 м/с по всей республике. Если хотя бы в одной точке республики будет ветер такой силы, это означает, что прогноз оправдался. Прислушивайтесь, пожалуйста, к рекомендациям МЧС, к оповещениям, которые можно получить через мобильное приложение. А дальше уже сами принимайте решение - будете вы что-то делать или нет.

Ведущая: А звук сирены, сигнал про который вы рассказывали, когда-нибудь включался?

Виталий Новицкий: К счастью, нет. Было несколько ситуаций, когда на локальном уровне она использовалась во время утечки аммиака в Слуцком районе в 2007 или 2008 году. Но на республиканском уровне, к счастью, использовать ее не доводилось. Это больше имеет смысл при чрезвычайных ситуациях техногенного характера, когда может произойти утечка того или иного вещества. В зависимости от того, какое это вещество, порядок действий может быть разный, и здесь, безусловно, эта система нужна. Именно поэтому она поддерживается в исправном состоянии. Управляется она из Минска, из Республиканского центра управления реагирования на чрезвычайные ситуации по всей стране. Была ситуация близкая к этому не так давно в Бресте. На одном из химических предприятий произошел инцидент, но экспресс-анализ показал, что угрозы распространения вещества нет. Соответственно не было принято решения о запуске системы оповещения. Но если бы были другие условия и другие вещества, то, конечно, для Бреста система была бы запущена. Она есть и должна существовать, так как большое количество потенциально опасных объектов размещено в Беларуси как в промышленно развитой стране. Разумеется, есть перевозки, в том числе и железнодорожным и автомобильным транспортом, различных опасных веществ. Алгоритм действий такой: услышали протяжный звук сирены - включили радио, телевизор - зашли на сайт МЧС или в Twitter.

Ведущая: В чем же причина стольких жертв в России? На Ваш взгляд?

Виталий Новицкий: Плохо может быть воспринято то, что я людей обвиняю. Но ведь все равно человек принимает решение: перебегу или не перебегу. 

Вот был ураган у нас в июле 2016. Я общался с парнем в минской больнице, спрашивал его, как все случилось. Он говорит: "Меня отец попросил сбегать в магазин, я видел, что собираются тучи, понимал, что опасно, но решил, что за 10 минут туда-обратно сбегаю". Парню 22 года, у него сложнейший перелом ноги, бедра, со смещением. Вот сбегал, не успел. И как на это повлиять, как сделать, чтобы человек принял решение в пользу собственных безопасности и здоровья? Это ключевая задача - достучаться до каждого. Значит, пока она еще не решена, о чем говорят сводки, в которых есть погибшие и пострадавшие. Значит,  не в смс дело, а в том, что человек принял неправильное решение, которое оказалось роковым. 

 
Смотреть все выпуски

Новости