Налоги - больная мозоль и у экономистов, и у рядовых граждан. Особенно, когда дело касается подоходного налога. Поясните, пожалуйста на что конкретно идут эти средства и нужно ли изменять процент подоходного налога?

Налоги - больная мозоль и у экономистов, и у рядовых граждан. Особенно, когда дело касается подоходного налога. Поясните, пожалуйста на что конкретно идут эти средства и нужно ли изменять процент подоходного налога?

Михаил Ковалев: Подоходный налог у нас один из самых низких в мире. Всего - 13%. Был 12, унифицировали с Россией и повысили на 1 процент. Причем налог не зависит от размера заработной платы. За рубежом по-другому. Там, если ты много получаешь, то должен платить очень большой подоходный. Вот почему некоторые французские киноактеры приезжали и чуть ли не гражданство российское просили, потому что им надо было на родине от дохода  платить около 70 % налога. В Швеции и других социально-ориентированных странах для богатых людей подоходный налог - 50 процентов. Половину от заработанного забирает государство: заработал 4000 долларов, 2000 отдай государству. Так что у нас он очень даже небольшой. 

Да и налог на добавленную стоимость - главный налог в нашей стране - примерно сравним с другими странами. Нельзя говорить, что в Беларуси налоги высокие. Они где-то на уровне 24%. В этом году будет где-то 24 - 28 %. Т.е такой процент от ВВП забирает государство в виде налогов. Куда они уходят, я уже говорил, - здравоохранение, медицина, образование - это главные статьи. Ясно, что и государственный аппарат что-то стоит. Вы видите уже вторую или третью его оптимизацию, как называет это Президент. Размер госаппарата, число чиновников у нас в минимальных пределах по сравнению с другими странами мира. Некоторые критикуют тот факт, что часть налоговых сборов государство отдает на поддержку не очень успешно работающих государственных предприятий. Но давайте посмотрим на это глазами другой стороны, глазами тех, кто работает на этих предприятиях, особенно если это предприятие единственное в городе. Полную отмену такой поддержки люди на этих предприятиях не поймут, для них это единственное место работы. И вот здесь как-то хотелось бы найти баланс, конечно. Мы уже с вами упомянули, что у нас довольно высоки отчисления в социальные фонды - 34 %. Мы этого не видим, эти суммы уплачивает работодатель. Но и для него они достаточно накладные. Хотелось бы эту цифру уменьшить, но тогда уменьшатся и пенсии, которые и так не очень большие. У нас пенсия где-то на уровне 40 % от заработной платы, что не так уж много, и прожить на одну пенсию крайне сложно.

Ведущая: Стоит ли оставить вот эти 13 %, которые есть, или по-хорошему нам надо бы либо увеличить, либо уменьшить подоходный налог?

Михаил Ковалев: Нет, я думаю, что со временем, мы придем к тому, что тот, кто мало получает, будет мало платить подоходного налога, а тот, кто владеет магазинами, заводами, пароходами, будет платить, ну, может не 50 %, как в Швеции, но существенно больше. Это было бы справедливо. Но у нас почему сделали одинаково для всех, чтобы не было зарплат в конвертах, чтобы не лукавили. Нашему народу такая черта свойственна - не выполнять все, как положено по закону, а чуть-чуть смухлевать, как-то заплатить работникам и не заплатить эти налоги. Поэтому и пришли к единому налогу. 

Мне кажется, что пока не надо пока переходить на более сложную систему, ее трудней администрировать. Сейчас где бы ты ни получал зарплату, у тебя берут 13 %, суммировать ничего не надо, ты все заплатил и чист. Система простая, удобная, и, наверное, ее можно сохранить. Единственное, что, может быть, надо заимствовать у богатых стран, - налог на богатство. Почти в каждой стране мира, если у тебя коттедж за миллион долларов, ты платишь очень большой налог на недвижимость. 

Ведущая: Почему? Но ты же на него заработал. 

Михаил Ковалев: Неважно. Но у тебя была плоская и низкая шкала налога. Кто-то, может, и украл, кто-то, может, в теневом секторе заработал, кому-то из-за границы гранты приходили, с которых он не платил налоги. Вот как только у него появился дорогой дом, это сразу видно. И к тебе приходят налоговики, говорят, что отныне ты будешь каждый год платить вот столько. У нас сегодня совершенно маленький налог на землю. Кто в садовых товариществах живет, знает. И маленький - на недвижимость. Например, масса людей имеют по три-четыре квартиры, имеют многоэтажные квартиры стоимостью с полмиллиона долларов, и за это они не платят ни копейки. Я еще раз подчеркиваю, это называется за рубежом "налог на богатство". Более того почти во всех странах мира есть еще налог, когда богатство переходит по наследству от родителей к детям. Очень большую долю его в виде депозитов или еще чего забирают. У нас же в подобной ситуации никакого налога нет. 

 
Смотреть все выпуски

Новости