Президент потребовал, чтобы к концу года средняя зарплата белорусов была по 500 долларов. На моем месте работы получают пока меньше этой суммы, но очень уж хочется достичь обозначенной планки. Какие у экономики есть ресурсы, чтобы выйти на данную цифру? Что для этого нужно сделать - увеличить производительность труда?

Президент потребовал, чтобы к концу года средняя зарплата белорусов была по 500 долларов. На моем месте работы получают пока меньше этой суммы, но очень уж хочется достичь обозначенной планки. Какие у экономики есть ресурсы, чтобы выйти на данную цифру? Что для этого нужно сделать - увеличить производительность труда?

Михаил Ковалев: Это очевидно. Зарплата у белорусов в первую очередь, разумеется, зависит от производительности труда. Выйти на 500 долларов, т. е. 1 тысячу рублей на конец года в принципе возможно, но трудно. При этом следует иметь в виду, что уже очень много отраслей в стране превысили эту зарплату. В первую очередь, это, разумеется, программисты. В Парке высоких технологий средняя зарплата сейчас вообще 4 тысячи с небольшим. Также это транспортники, летчики и те, кто качает газ, нефть. Да и в целом по городу Минску средняя зарплата уже больше, чем 1 тысяча рублей. Но я еще раз подчеркну, что это средняя. Кто-то получает больше, кто-то - меньше. Надо бы, чтобы вышли во всей стране.

Честно надо сказать: это будет сделать трудно, потому что валовый внутренний продукт (это значит все то, что наша экономика произвела за год) должен быть где-то примерно около 100 миллиардов рублей, наверное, чуть меньше, потому что инфляция меньше, чем планировалась. А на зарплату в стране обычно шло где-то 36 процентов от ВВП. Значит, суммарный фонд зарплаты где-то может быть 36 (в лучшем случае 38) миллиардов рублей. Делим на 4,4 миллиона работающих в стране и делим на 12 месяцев. И четко видим, что достигнуть этого показателя будет очень и очень трудно. Но убежден, что, по крайней мере, в декабре с учетом доплат, выплат и т. д. все в стране в среднем получат обещанную зарплату. 

Но я хотел бы здесь главное заметить. Я часто сравниваю, как мы живем, и как живут, например, в других странах мира. Скажем, в 1995 году, когда мы ввели президентскую республику и впервые Президентом стал Александр Григорьевич Лукашенко, жизненный уровень белорусов - ВВП на душу населения - был всего 13 процентов от немецкого. Мы вышли на уровень чуть больше 40 (сейчас где-то 42-43 процента). По подсчетам Международного валютного фонда, сегодня на душу населения мы создаем товаров и услуг где-то на 17,5 тысячи долларов. Немцы, увы, почти на 40.

Ведущая: Нам есть куда стремиться!

Михаил Ковалев: Есть куда стремиться! Но почему так происходит? Когда мы посчитаем производительность труда, немецкий ВВП разделим на число работающих в Германии, белорусский - на число работающих в Беларуси, увидим, что производительность труда у нас тоже ровно 42 процента от немецкой. Поэтому вывод прост: мы живем так, как работаем. Будем больше производить, станет выше производительность труда - будем лучше жить. Ясно, надо честно и прямо сказать, что производительность труда зачастую зависит не только от работника.

Ведущая: Недостаточно производить, нужно еще и продавать все это!

Михаил Ковалев: Совершенно верно! Во-первых, надо продавать, во-вторых, надо так организовать труд, чтобы он был высокопроизводительным. И надо купить дорогие машины. Производительность труда, как правило, зависит от того, сколько мы инвестировали, сколько капитала вложили в новые линии, новое оборудование. Если у нас на машиностроительных заводах гайки по-прежнему закручивают с советских времен работники своими руками, а на "Фольксвагене" в Германии за 30 секунд 40 гаек робот закручивает, то, понятно, что производительность у нас отличается. Но, на мой взгляд, делается в стране очень многое, чтобы повысить производительность труда. Лучше будет производительность - лучше будем жить. При этом, часто сравнивают нашу заработную плату с заработной платой у литовцев, поляков. Да, у них немного выше, но при это надо иметь в виду, что страховые фонды, т.е на пенсию, на бюллетени - обязательные отчисления у нас платит тот, кто дает нам работу. А это немало - 34 процента от фонда заработной платы. У них же эти деньги присовокуплены к зарплате. Вы ее получите и тут же эти проценты должны отдать. Т.е, если бы сделали так, как у литовцев, поляков и других, зарплата стала бы существенно выше, но от этого у нас радости бы больше не было, потому что мы сами бы делали отчисления в пенсионные фонды. 

 
Смотреть все выпуски

Новости