Онлайн-конференция с председателем Белорусского союза предпринимателей Александром Калининым

Онлайн-конференция с председателем Белорусского союза предпринимателей Александром Калининым

Онлайн-конференция с председателем Белорусского союза предпринимателей Александром Калининым

1 января 2018: новый год - новые возможности. Что принципиально изменится в бизнес-среде?

Либерализация бизнеса - что за этим стоит? 8 новых декретов по предпринимательству подписаны Главой государства. Насколько они упростят работу малому и среднему бизнесу? Открытие собственного дела в Беларуси - привлекательней и доступней, чем раньше?

Ответил на вопросы председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Добрый день! В последнее время происходит смещение акцента в деятельности контролирующих органов на профилактическую работу. Как вы считаете, не приведет ли это к тому, что нарушать в бизнесе станут больше?
Елена (Могилев):

Александр Калинин: Я думаю, не станут точно. Особенность нашей страны - излишняя зарегулированность бизнеса, по сравнению даже с Российской Федерацией. Тотальный контроль только усложняет и сдерживает инициативу граждан. А в целом белорусы - очень законопослушные граждане, нас на Западе называют восточноевропейскими немцами, мы такие педантичные. Поэтому мы абсолютно не прогнозируем, что количество нарушений увеличится.

Разъясните, пожалуйста, касательно плановых проверок: станут ли они проводиться реже или проверять будут только при шквале нарушений? На что станут обращать внимание при внеплановых проверках?
Олег (Неизвестно):

Александр Калинин: Общая концепция - отказаться от тотального контроля, переходить к выборочному. Собственно, первый шаг был сделан, когда ранжировали предприятия по группам риска. В мире вообще нет тотального контроля, но за нарушение - недекларирование доходов - там есть уголовная ответственность, и крупные мафиози на этом попадаются. Сегодня по инициативе нашей организации расширяется принцип применения аудита - добровольный аудит при ликвидации допускается. Принят указ о налоговых консультантах, которым будут делегированы большие права и доверие государства. Государство больше не нуждается в тотальном контроле, на смену приходят или добровольный аудит, или налоговый консультант. Сама жизнь показывает, что нарушений становится меньше.

Ведущая: Добровольный аудит насколько скажется на бюджете компании? Как часто стоит себя проверять?

Александр Калинин: Все зависит от того, насколько вы уверенно себя чувствуете. Если у вас хороший главный бухгалтер и вы ему доверяете, то можно вообще добровольный аудит не делать. Но сегодня идет расширение практики аутсорсинга, когда малый бизнес отказывается от ведения собственной бухгалтерии, отдает расчет налогов специалистам. И тогда аудит - механизм страховки от ошибок. Потому что если ошибки сделаны, это не вина предприятия. То же самое с налоговыми консультантами. Они тоже будут страховать свою деятельность и нести ответственность. Поэтому если вы не очень доверяете главному бухгалтеру, а изменений у нас в законодательстве очень много, то лучше потратить деньги (не такие уж они и большие, а в свете роста конкуренции цены потихоньку падают),  провести добровольный аудит и сдать его в налоговую инспекцию. Мне неизвестны случаи, когда после сдачи справки в налоговую о проведенном аудите  компании ставились в план проверок.

Ведущая: А по какому принципу будут выбираться компании для внеплановой проверки?

Александр Калинин: Мы же не контролеры,  можем только предполагать, что если у вас большие обороты, деятельность связана с движением больших денежных средств, а вы показываете маленькую заработную плату, то вероятно, это может вызвать вопросы. Есть признаки, которые могут свидетельствовать о нарушениях. Я думаю, контрольные органы получили большой опыт за время действия 510-го указа, и сегодня, когда полного контроля всех компаний в стране не нужно, будет идти выборочный контроль по первой группе риска.

Здравствуйте! Декрет №7 вводит уведомительный порядок осуществления некоторых видов экономической деятельности. Среди них есть оказание психологической помощи. Разъясните, пожалуйста, этот пункт. Получается, у меня может и не быть соответствующего образования, но я могу работать психологом? На сколько это правомерно?
Дарья (Витебск):

Александр Калинин: Хочу обратить внимание как Дарьи, так и других наших слушателей на то, что Декрет № 7 по многим вопросам не является документом прямого действия, а содержит целый ряд пунктов порученческого характера. Во-первых, срок его ввода - три месяца после опубликования. Т. е. речь не идет о том, что с 1 января он вступает в действие. Он вступает в действие 28 февраля, а по части вопросов и через полгода. В самом Декрете есть поручение Совету Министров в трехмесячный срок разработать методические указания по ряду направлений. 

В данном случае заданный вопрос относится к компетенции Минздрава. Я могу высказать свое мнение. На сегодняшний день по линии Министерства здравоохранения лицензируется как психотерапевтическая помощь с использованием медикаментозных средств, так и психологическая помощь без использования лекарств. Но внесение изменений в Декрет о лицензировании еще не сделано. Предоставлено три месяца на приведение в соответствие нормативных актов. Поэтому я могу предположить, что часть услуг, а именно оказание психологической помощи, не связанной с назначением и применением лекарственных средств, лицензироваться не будет через ближайшие три месяца. Но о том, что не надо иметь соответствующего образования, речи не идет. Соответствующее профильное образование нужно иметь, просто можно будет начинать деятельность без получения лицензии, в упрощенном порядке. А какое будет конкретно разъяснение - нужно у Минздрава уточнять.

Я еще раз обращаю внимание, что указ вступает в силу частично через 3 месяца после опубликования - т. е. 28 февраля. И три месяца дано Совмину на разработку методических указаний. Сейчас они  разрабатываются.

По новым правилам предприятиям торговли и общественного питания не нужно согласовывать режим работы, а также можно не учитывать требования МАРТ по ассортименту. Вы можете спрогнозировать, что в итоге получится с мелкими/средними представителями этого бизнеса и  как это повлияет на потребителя?
Игорь (Минский район):

Александр Калинин: Это, безусловно, облегчение работы для малого бизнеса (особенно микробизнеса), для малых магазинов шаговой доступности, потому что наличие жестких требований по перечню - это всегда лишние издержки. Магазин, может быть, успешно бы работал, и прибыль была бы на узкой номенклатуре, которая востребована. А его заставляют держать широкую номенклатуру, которая приводит к излишним расходам. Данная мера направлена именно на оживление и сохранение мелкой торговли.

Ведущая: То есть, условно говоря, сейчас в магазине шаговой доступности может быть пять видов товара и всё?

Александр Калинин: Так оно не будет, речь же идет о специализированных магазинчиках. То есть вы хотите торговать чем-то узким, допустим, специализироваться на фруктах. А вас заставляют иметь еще молочную группу, хлеб, который не дает рентабельности, и т. д. Другой наоборот торговал бы только хлебом, у него своя пекарня. А ему говорят: нет, ты должен торговать еще молоком, овощами и фруктами. Номенклатуру выдают.

Ведущая: То есть у нас сейчас идет естественный процесс специализации отдельных видов товара.

Александр Калинин: Да, это сделано именно для того, чтобы облегчить возможности малому бизнесу конкурировать с крупными торговыми сетями, потому что торговые сети имеют всё. Там предложения даже избыточные. Хочешь найти всё, что угодно - идешь в крупную торговую сеть. Хочешь найти товар хорошего качества - иди в специализированный небольшой магазинчик.

Очень радует, что проще будет делать бизнес. Но вот что делать с ИП интернет-магазином. Хамят, привезли не тот товар, обменивать не хотят, мой телефон, скорей всего заблокировали, потому  что дозвониться не могу, звонили через коллег, дозванивались. Заказ новый не принимают и сказали. что не будут меня обслуживать. Вот как таким людям льготы еще какие-то? А как с ответственностью?
Аноним (Неизвестно):

Александр Калинин: Есть Белорусское общество защиты потребителей, Министерство торговли, торговая инспекция. Человеку привезли товар, у него остался чек?

Если чек есть, то он подтверждает совершение законной сделки. С этого надо начинать. Если сказали, что чек не дадим, но будет дешевле, то потребитель сам несет все риски. Чек дает право в суд подать на магазин, можно пожаловаться в торговую инспекцию, потому что это документ о том, что совершена легальная сделка, за которую продавец несет ответственность. Можно заставить заменить товар или в порядке обжалования, или через суд. На 100% уверен, что можно добиться своего. Но начинается с того, а есть ли у вас чек? 

Не секрет, что крупные сетевые гипермаркеты "убивают" мелкие частные магазинчики шаговой доступности. На ваш взгляд, декрет №7 поможет таким частникам остаться на рынке?
Иван (Кобрин):

Александр Калинин: Я фактически уже ответил ранее, что декрет помогает удержаться. Он снижает издержки малых магазинов на свое содержание, поэтому они сохранятся.

Невозможно все унифицировать в крупных магазинах, потому что торговая сеть обычно построена по принципу низких цен. Но низкие цены не значат, что-то там эксклюзивный дорогой товар. Поэтому тот, кому-то хочется допустим булочку вкусную и дорогую, он должен найти специализированный магазин со свежей выпечкой. Мы прогнозируем, что именно приостановится процесс закрытия малых магазинчиков, они начнут искать свою нишу и в основной массе сохранятся.

Ведущая: Интересно посмотреть, как будет развивается ситуация в конце 2018 года.

Александр Калинин: На сегодняшний день наша общественная организация видит, что у нас несколько гипертрофированно развивается торговая сеть. И мы в целях защиты интересов малого и среднего бизнеса инициировали ограничение роста торговых сетей по доле в обороте. Но здесь тоже есть послабление в Декрете №7. Сейчас торговым сетям предоставлено право самим рассчитывать свою долю в обороте на территории данного района. Декрет дает определенное упрощение ведения бизнеса торговым сетям. Он такого широкого действия. Для малых магазинов там целый комплекс  нововведений, которые упрощают открытие новых объектов. То есть если у вас не пошла торговля здесь, ваш магазинчик может переехать в другое место и ваши издержки при этом существенно минимизируются. Поэтому все изменения направлены на то, чтобы малая торговля сохранялась. 

Как вы считаете, декрет № 7 "О развитии предпринимательства" направлен больше в помощь малому и среднему бизнесу или крупному сетевому? Вообще, какие плюсы и минусы для каждого?
Алексей (Минск):

Александр Калинин: По сетевому бизнесу, как я уже отмечал, упрощается то, что они сами рассчитывают долю в обороте и тоже могут открывать объекты в упрощенном порядке, если соблюдают требования. Декрет №7 и другие сопутствующие документы как раз упрощают ведение малого и среднего бизнеса, потому что очень большие издержки возникали с открытием новых объектов, использованием производственных площадей. Пересказывать весь декрет бесполезно. Да, он с акцентом на малый бизнес, но торговые сети тоже получают общее послабление, как и другие крупные предприятия. 

Нововведения коснулись и привлечения к субсидиарной ответственности. Теперь наказывать будут только за умышленные действия. Скажите, а как доказать, что доведение до банкротства не было умышленным? Не придется ли годами биться за правоту в судах?
Дмитрий (Неизвестно):

Александр Калинин: Колоссальная проблема, в которую вылилась наша правоприменительная практика. Первое, это только порученческий пункт. Данная норма касается судебной практики, которая не регулируется напрямую указами и декретами. Т.е. это трактовка конкретных ситуаций конкретными судьями. К сожалению, получалось, что  по формальным признакам стали привлекать огромные суммы. Одним из требований бизнеса было на эти недоработки среагировать и внести в правоприменительную практику коррективы. Это, как одно из основных требований общественных организаций, было отражено в декрете в виде концептуальной установки: "только при доказательстве вины". Есть презумпция невиновности. Как это будет работать, трудно сказать. То, что этот момент нашел свое отражение в итоговом документе, мы считаем очень положительным фактором. 

Само банкротство - управленческая ошибка, и констатация банкротства идет через судебную процедуру. И в суде нужно доказывать, что не делал это умышленно. Самая простая рекомендация - не допускать банкротства. Общественные организации сейчас поставили вопрос в Администрации Президента о том, чтобы решения судов публиковались. Чтобы можно было анализировать судебную практику. Во многих странах это делается. Нам обещают, что это будет. Создаются общественно-консультационные советы. Будем обновлять такой совет при Верховном суде. Диалог будет идти.

Директива № 4 поручает судам регулярно анализировать совместно с общественным объединением предпринимателей правоприменительную судебную практику, мы этот вопрос держим на контроле. Действительно, у нас в этом вопросе она излишне жестка. 

Хочу открыть в нашем офисе небольшой магазинчик по продаже продуктов и напитков. Дело в том, что на обед приходится ходить достаточно далеко или брать еду с собой. Декрет №7 позволяет открывать магазинчики в офисных зданиях с согласия соседей. Устно я опросила коллег, никто не против, все только за. Но как я понимаю, нужно письменно оформить согласие. Как правильно это сделать?
Ольга (Минск):

Александр Калинин: Вам нужно не соседей согласие, а собственника. Первый вопрос - кому принадлежит здание? Должно быть согласие собственника. Если вы что-то надумали делать в подъезде, в жилом доме, тогда нужно согласие соседей. Берете опросный лист, идете с ним по соседям. Из вопроса непонятно, кто собственник. Если это коллективное предприятие, все являются собственниками, тогда да, надо согласовать с ними. Если собственник здания не захочет устраивать точку питания, тогда придется приносить еду из дома. Декрет не запрещает готовить еду дома и приносить с собой. Еще хочу обратить внимание, что по новому декрету  вы имеете право открыть объект общественного питания по заявительному принципу, но через месяц должны будете обратиться в санстанцию и получить заключение на соответствие вашего объекта санитарным нормам. Вы должны соблюсти требования, которые изложены в приложении к декрету, открыться по заявительному принципу, но в течение месяца получить заключение, что ваш объект соответствует упрощенным нормам.

Юридические лица теперь смогут работать без печатей. Скажите, какие минусы в этом? Стоило ли делать такое послабление? Как и кому теперь доверять?
Юлия (Неизвестно):

Александр Калинин: Мы одна из немногих стран, где осталась печать. Даже в Российской Федерации ее отменили несколько лет назад. В мировой практике печать ничего не значит, везде важна подпись. Мы просто привели свое законодательство в соответствие с общемировой практикой, где печать не является обязательной. В обычаях делового оборота, сложившегося у нас во времена СССР, печать была самым ценным, чем обычно заверяли документы. Но у нас двести с лишним тысяч предпринимателей работают без печатей. Институт печатей для субъектов хозяйствования микробизнеса отменен еще лет 10-15 назад, когда появились индивидуальные предприниматели. Они могут иметь печать, а могут и не иметь. То же самое субъекты хозяйствования. Конечно, возникают сложности с подтверждением легитимности, надо директору носить с собой действующий контракт. Определенные неудобства есть, но весь мир так живет, и мы привыкнем.

Ведущая: А у нас будет какой-то переходный период, когда мы можем и печати использовать, и подписи?

Александр Калинин: Во-первых, в декрете есть сноска "кроме случаев, предусмотренных белорусским законодательством". Поэтому случаи-то останутся. Очевидно, для государственных учреждений печать останется действительной. Второй вопрос - опять же три месяца дано правительству на разъяснение по этому пункту. Но с момента вступления в силу указа - с 28 февраля - печать можно не ставить. Моя рекомендация такая: если вы крупная компания, то печать, конечно, нужна. Если у вас микробизнес, вы индивидуальный предприниматель, тогда можно говорить: я директор, это моя маленькая компания, вот мой контракт, я подписался. Индивидуальный предприниматель носит с собой копию свидетельства о регистрации, где указана его фамилия. И при заключении договора у него берут эту копию вместо контракта, а здесь, наверное, будут брать контракт.

Ведущая: В любом случае еще есть три месяца, чтобы внесли определенные изменения.

Александр Калинин: Такова мировая практика. Это не значит, что печать отменяется, просто она стала необязательной. Подчеркиваю, что для индивидуальных предпринимателей, которых у нас 200-300 тысяч, она необязательна уже давно.

На ваш взгляд, с подписанием и вступлением в силу декрета №7, какие сферы деятельности будут развиваться интенсивнее всего?
Сергей (г. Минск):

Александр Калинин: Сфера услуг, бытовых услуг. Вообще очень большой раздел декрета направлен на ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот различных помещений. Сфера услуг (маленькие мастерские, маленькие парикмахерские), конечно, получает колоссальный толчок. На сегодняшний день да, зарегулировали. Для того, чтобы перепрофилировать помещение, надо было разработать проект, согласовать его со всеми инстанциями. Не менее шести месяцев в среднем занимало это. Плюс деньги. Сейчас сфера услуг, повторюсь, получила колоссальный толчок. Малое производство. Если вы строите большой завод, без проекта вам не обойтись. Но если у вас небольшая мастерская… В гаражах сейчас разрешается работать без согласия членов гаражного кооператива. Цель декрета - развязать деловую инициативу, облегчить людям вступление в бизнес.

Недавно расширили список видов деятельности, для которых не нужно открывать ИП. Александр Федотович, насколько, по вашим прогнозам, возрастет самозанятость населения? Ведь никому ничего теперь доказывать не надо - все по заявительному принципу.
Екатерина (Неизвестно):

Александр Калинин: Прогнозы - вещь не благодарная. Можно однозначно прогнозировать, что количество ИП немного сократится. Люди перейду на форму деятельности без ИП - она дешевле и проще. Заплатил фиксированный налог, не надо иметь расчетного счета, не надо вести отчетность. Эта тенденция, очевидно, будет. Сколько людей перейдет? Наверное, тысяча, может быть пару десятков тысяч наберется, но не сотни. Мы говорим о том, что и новые люди войдут в бизнес. 

Правильный посыл звучит в известной рекламе - заплатил налоги и спи спокойно. Мы начинали дискуссию с вопроса о выборочном контроле, кто и как будет отслеживать, если кто-то не платит. Не такие большие налоги введены этим декретом, рекомендательная шкала утверждается местными Советами в зависимости от видов деятельности. И сейчас есть те, кто не платит налоги, к ним применяются санкции. Но значительно упростили возможность легализации. Работайте легально, давайте официальную рекламу, увеличивайте свой бизнес, но платите налоги. 

Мингорсовет уже объявил, что не повышает налоги для ИП на следующий год. Местные органы власти заинтересованы в занятости, потому что налоги поступают в местный бюджет. Многие зависит от заинтересованности местной власти: хотите иметь занятость - снижайте налоги. Условия декрета стимулируют легализацию. Не хотите быть ИП - не надо. ИП - это тоже определенная ответственность, отчетность, УНН, процедура ликвидации. ...А тут заплатил налог, уведомил исполком и работай. Прекратил, уведомил исполком - не работай. Система достаточно простая. Зачем рисковать, если система достаточно прозрачна и позволяет расширять бизнес, набирать клиентуру, больше зарабатывать. 

Александр Федотович, у нас в стране набирают популярность интеллектуальные игры, типа "Мозгобойня", а также разные квесты. Это достаточно необычные виды предпринимательской деятельности. На ваш взгляд, какие плюсы дает декрет №7 таким узкоспециализированным бизнесам?
Евгений (Минск):

Александр Калинин: Вот как раз плюсов мы касались. Помещение очень просто приспособить под тот же квест: какое-то оборудование, свет соответствующий. Вы можете использовать практически любое помещение без изменения несущих стен. Потому что классификации "помещение под "Мозгобойню" как таковой нет. Т.е. вы берете свободное помещение, сообщаете в исполком о том, что меняете его профиль (эта процедура упрощена), и осуществляете данный вид деятельности. 

Фотогалерея

Архив online