Мир следит за отношениями Москвы и Вашингтона, которые, наверное, переживают свои худшие времена. С приходом Трампа есть надежды на потепление отношений между двумя сверхдержавами. А как развиваются дипотношения Беларусь - США после смены президента Америки? Были ли какие-то сигналы из Вашингтона? Не пора ли сделать так, чтобы в Беларусь вернулся посол США?

Мир следит за отношениями Москвы и Вашингтона, которые, наверное, переживают свои худшие времена. С приходом Трампа есть надежды на потепление отношений между двумя сверхдержавами. А как развиваются дипотношения Беларусь - США после смены президента Америки? Были ли какие-то сигналы из Вашингтона? Не пора ли сделать так, чтобы в Беларусь вернулся посол США?

Дмитрий Мирончик: Времена не выбирают. Не только отношения Москвы и Вашингтона переживают достаточно сложный период. В целом мы видим, что международная система проще не становится, количество кризисов только нарастает, количество точек разногласия между крупными державами тоже увеличивается. Времена беспокойные, мягко говоря. Именно это послужило причиной одной из наших актуальных инициатив, об этом говорил Глава государства и конкретизировал наш министр иностранных дел на последнем заседании министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое прошло в немецком Гамбурге в декабре. Мы считаем необходимым перезапуск хельсинкского процесса. Когда-то на пике противостояния двух систем, на пике холодной войны в середине 70-х годов прошлого века стороны нашли в себе политическую волю и мужество запустить этот процесс, который снизил уровень напряженности, сформулировал принципы взаимодействия в Европе и не только. Мы говорим о том, что этот опыт необходимо и целесообразно повторить. Необходим диалог на самом высоком уровне и, в первую очередь, таких грандов, как США, Российская Федерация, Европейский союз, Китайская Народная Республика. Без их согласия снизить уровень напряженности в международных отношениях, повысить предсказуемость, по нашему убеждению, не удастся. 

Что касается белорусско-американских отношений, в декабре мы отмечали 25-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. США были второй страной, если я не ошибаюсь, признавшей суверенитет Республики Беларусь. У нас сложные отношения, многоуровневые и многоформатные. Есть вопросы, по которым стороны занимают противоположные позиции. Что отличает эти отношения сегодня от ситуации трехлетней давности, это то, что мы начали об этих проблемных вопросах говорить напрямую и стараться постепенно, пошагово искать какие-то развязки. И в любом случае, без относительно проблемных вопросов, разногласия по которым сохраняются, мы ищем направления, в которых можно делать шаги вперед. 

В вопросе фигурировала тема посла: у нас нет послов в Минске и Вашингтоне с 2008 года. Глава государства осенью прошлого года говорил, что пора эту проблему решать. И после выборов в Соединенных Штатах мы это, скорее всего, сделаем. Вернем уровень дипломатических отношений на уровень послов. Новая администрация в Соединенных Штатах начала свою работу только 20 января. Естественно, там масса вопросов, которая требует первоочередного внимания. Мы не претендуем на первоочередное внимание, и слава богу, потому что Беларусь в нынешней ситуации, нынешней системе координат Европы - донор безопасности и источник стабильности, а не проблем. С другой стороны, внимание к нам, может быть, не столь пристальное. У нас есть определенный позитивный задел, который мы сделали с прежней администрацией. Сейчас продолжается диалог по линии Министерства иностранных дел и Госдепартамента. Будем без искусственного ускорения спокойно двигаться вперед в режиме критического диалога. 

Ведущая: Если обобщить, вопрос наличия послов США и Беларуси стоит на повестке дня сейчас? 

Дмитрий Мирончик: Он стоит на повестке дня. Если упростить, посол - это личный представитель главы государства. То есть - наш посол в Вашингтоне назначается Указом Президента Республики Беларусь, соответственно, посол Соединенных Штатов в Беларуси назначается актом Президента США. Таких личных представителей:

  • а) надо найти; 
  • б) надо, чтобы они прошли все необходимые внутригосударственные процедуры (у нас, например, кандидаты на должность посла согласовываются с Национальным собранием, их заслушивают комиссии по международным делам обеих палат);
  • в) они должны получить согласие противоположной стороны, т. е. должно быть назначено лицо приемлемое. 

После этого подписываются соответствующие акты глав двух государств, и послы приступают к своей работе, вручив верительные грамоты. Процедура не быстрая. И мы не пытаемся искусственно ускорить решение этих вопросов.

 
Смотреть все выпуски

Новости