Скажите, в каких сферах и в каждодневном быте белорусов находят свое применение разработки ученых НАН?

Скажите, в каких сферах и в каждодневном быте белорусов находят свое применение разработки ученых НАН?
Ведущая: Интересный вопрос от Анны. Для большинства обывателей, когда они слышат слово ученый или НАН, представляется, что люди занимаются какими-то отдаленными от практики науками, Но как мы можем эти разработки прочувствовать на себе, в быту и т.д.? 

Андрей Иванец: В этом стереотипе есть доля правды. Действительно, определенная доля ученых занимается фундаментальными разработками, которые, в первую очередь, представляют интерес для получения новых знаний об окружающем мире, природе, человеке и т.д. И без этих фундаментальных исследований получить потом инновационный проект либо внедрение в практику невозможно. Но при этом 70% работ, которые финансируются в Академии наук, практико-ориентированные, нацеленные на создание какого-то материала либо продукта, который уже сегодня можно использовать. Люди, которые, может быть, не очень хорошо знакомы с разработками наших ученых, просто не замечают, что ежедневно нас окружает масса новых научных изобретений. 

Самое наглядный пример: вы едете по дороге, вокруг поля, леса - это целые научно-практические центры, которые занимаются выведением новых сортов растений, семян и т.д. У нас произошло практически полное импортозамещение в семеноводстве. 10 лет назад это еще было проблемой государственной безопасности, потому что мы полностью зависели здесь от экспорта. Вся сельхозтехника на наших полях тоже не просто так выпускается на заводах. Перед этим идет большая научная проработка. Есть отдельный научно-практический центр по механизации сельского хозяйства, отдельный объединенный институт машиностроения. Вы слышали, что не так давно состоялась презентация первого белорусского электромобиля. Т.е. все наши научные организации тесно взаимодействуют с нашей же промышленностью. 

Все продукты на нашем столе, начиная от специализированных продуктов (детское питание, питание для людей с ограничениями и т.д.) - это тоже разработки наших белорусских ученых из научно-практического центра по продовольствию. Или, например, выпуск новых видов тканей со специальными свойствами и т.д. Наши промышленные предприятия ведут тесное сотрудничество с академическими предприятиями. 

Алексей Труханов: Я бы хотел встать на защиту людей, которые работают в области фундаментальных исследований. Фундаментальная наука - это не завтрашний, а послезавтрашний день прикладной науки. Если забыть фундаментальную науку и работать только над практикоориентированными исследованиями, то этого послезавтрашнего дня не будет. Как сказал академик Капица, рубль, вложенный сегодня в фундаментальную науку, через 100 лет даст 100, а может и 1000 рублей. Когда Максвелл и Фарадей проводили свои исследования, они не думали, что мы сможем пользоваться сотовой связью, получать связь от спутника. Ученые работают над тем, что может быть использовано в далеком будущем. Большое количество исследований проводится в области естественных наук, физики, IT-технологий, химии. Не всегда исследования направлены на создание готового продукта. Эти исследования могут составлять какую-то часть, как блоки. У нас сегодня успешно работают предприятия в области нанотехнологий, которые получают углеродные наноматериалы, при введении которых в граммах происходит аномальное упрочнение бетона. А это наши здания, дороги. Есть компания, которая занимается разработкой целых установок, которые могут нанести ультратонкие пленки на защитное покрытие гаджетов и т.д. Этой технологией пользуются коллеги с Запада. Очень серьезный опыт накоплен в области лазерной физики. Лазеры, которые выпускаются в нашей стране, пользуются популярностью у определенных авиаконцернов. 

Продукция, которая является результатом исследований белорусских ученых, востребована в мире. Уровень белорусских ученых, в том числе и молодежи, обусловлен тем, что создаются серьезные научно-исследовательские команды, работающие с коллегами из США, Японии, Западной Европы, Южной Кореи. Появляются публикаций в престижных научных журналах. Это показывает наш уровень. Наука - не шоу-бизнес. Ученый, получив что-то даже очень прорывное, не будет ходить и рекламировать свое открытие. Хотя это можно считать и недостатком. 

Ведущая: Уточню момент по поводу практикоориентированной науки и разработок. Какое-то предприятие дает заказ - нам надо сделать что-то или модернизировать технику. И тогда уже ученые начинают работать. Или же ученые говорят, что здесь мы можем что-то улучшить?

Андрей Иванец: Работает двухсторонняя связь. С одной стороны, ученые представляют на разных выставках свои разработки, те области, в которых есть успехи. С другой стороны, существует система, когда предприятия заказывают целевым образом ту или иную разработку. При этом госзаказчиком по реализации инновационных проектов, как правило, являются министерства, ведомства, которые хотят помочь своим предприятиям внедрить или наладить выпуск современной продукции. Это обоюдный вопрос. Здесь сложно ответить, как лучше, чтобы работали только под заказ или под себе. Работая по более широкому фронту, всегда есть верность того, что завтра при возникновении новой потребности у какого-то промышленного предприятия, уже будет какой-то задел.
 
Смотреть все выпуски

Новости