Онлайн-конференция с начальником Военного информационного агентства "Ваяр" Андреем Шубадеровым.

Вітаю, спадар Андрэй! Маё пытанне такое - ці можна зараз праходзіць тэрміновую службу па-беларуску, вучыцца на афіцэра на беларускай мове? Ці перакладзены вайсковыя статуты, тэрміналогія? У выпадку адмоўнага адказа - а калі яны будуць перакладзены?Дзякуй.
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, как ваши офицеры обеспечиваются жилплощадью и какие перспективы и варианты. СПАСИБО!
В связи с ситуацией в Украине, как укрепляется наша армия?
Армия развивается, укрепляется, боевая подготовка в обычном режиме. Мы готовы в любое время выполнять любую задачу, главное, чтобы не понадобилось применять это все на практике. Я думаю, что для этого созданы все условия. Как сказал Президент, мы сегодня находимся в достаточно хороших условиях, потому что имеем четкую систему безопасности, в которой состыкованы все силовые ведомства. Граждане Республики Беларусь могут спать спокойно.
Какие самые эффективные проекты были созданы Вами, чтобы повысить интерес среди молодежи к службе в армии?
15 марта будет ровно 12 лет, с момента создания первой редакции сайта Министерства обороны и мне была предложена честь возглавлять его. Мы сделали вывод: основная аудитория у нас - это молодежь, потенциальные призывники, будущие специалисты Вооруженных Сил, которые будут обучаться в военных учебных заведениях и мы должны с ними разговаривать на их языке. Это не должна быть агитация, пропаганда, что все у нас замечательно, иди в армию - будешь лучшим. К сожалению, в системе белорусских Вооруженных Сил не было раньше возможности обучать конкретно специалистов рекламе и продвижению. Когда мы заканчивали Львовское высшее военно-политическое училище, там были специалисты культпросветработы и журналистики. Все это работа с людьми, просвещение, обучение их, информирование. Самый главный момент - то, что мы делаем, могли бы воспринять молодые люди. Я всегда говорю своим руководителям, что ролики, какие-то интересные проекты, которые мы делаем с телевизионными каналами, крупными порталами, нельзя смотреть обычным людям военным, в погонах. Потому что военные люди мыслят стереотипами, они эксперты в своей области. Смотрят ролик и думают: "Ну как же военком может спрыгнуть с фуражкой, и она у него не слетает, или в форме парадной, у него же должна специфическая форма, тут танк не так проехал, тут у солдата ремень не поправлен". Поэтому все, что мы делаем, мы стараемся делать, экстраполируя это на мысли молодежи, на их определенные критические точки.
В 2004 году мы запустили в Интернете проект "Виртуальный военкомат". Молодые парни, к сожалению, боятся идти в военкомат, у них впечатление, что пришел в военкомат, сразу тебе наручники на руки и в армию. Мы пытаемся все время объяснить, что у нас призыв 2 раза в год, поэтому, если в определенный период приглашают в военкомат, бояться этого не надо. Даем возможность придти молодому человеку на сайт и задать любой вопрос о службе в армии и стараемся в течение суток ответить на этот вопрос, притом ответы по различным направлениям дают специалисты.
Нас номинировали на "Лучший PR-проект года", что тоже дало свои результаты, и на сегодняшний день мы уже представлены в соцсетях. Там огромное количество ответов мы даем, и ребята, наконец, понимают, что бояться военкомата не надо, что если так сложилось, что у тебя учеба, семья, ты должен знать законные права свои для того, чтобы не нарушать их. Например, человек, который не пошел в армию, не может выехать за границу.
Следующий проект был "Детям об армии". Мы запустили его, понимания, что у нас нет системы, что была при Советском Союзе. Я воспитывался на книге Олега Митяева "Книга будущих командиров", и мы должны детей обучать с детства к пониманию, что такое армия. Может они не будет военными, может им не придется держать в руках оружие, но они должны к этому нормально относиться. Мы не давали лозунгов "Иди в армию", "Будь лучшим", как в Великобритании. За молодыми людьми выбор, посмотрите, изучите, есть возможность посмотреть специальности, как применяются те, или иные виды вооружения. Вы нигде не найдете, ни крови, ни каких-то там призывов. Самый интересный раздел - это игры. Восемь, замечательных флеш-игр, которые сразу растащили по соцсетям. Это игры-тесты, ты идешь по сайту и познаешь процесс, потом играешь в игру, она дает тебе определенный тест.
Примерно с запуском проекта "Детям об армии", начали проект популяризации компьютерных игр. Мы нашли изюминку в этом, ведь наши дети будут играть в эти игры, так давайте, мы организуем некий учебный процесс, который позволит из игры переходить в реальность. На сегодняшний день, мы проводим четыре турнира в год для молодежи. Механизм простой: победившая в турнире команда выезжает в учебный центр и проходит один день обучения на танке Т-72. Это мощные ощущения у человека, который играл в игрушку, а тут получается реальность. И когда ребята 28-29 лет садятся за рычаги танка, и потом выходят, проехав несколько километров у них просто разрыв мозга: "Почему мне в 18 лет не показали, я бы служил!". Мы имеем четкий рецепт, сделать так, чтобы компьютерные игры были не вредны, а наоборот.
Есть еще один интересный проект, он будет интересен в сфере экономики. У нас огромное количество ресурсов освободилось от Советской армии. Здесь была группировка 280 тысяч. Представляете, сколько техники и вооружения было? И эти склады с 1994 года распродаются и распродаться никак не могут. И вот уже с 2004 года начиная, мы сделали сайт, который продает все это. Мы практически на несколько десятков миллиардов в год увеличиваем продажу. Во-первых, предприятия могут купить старую, но хорошую технику. Во-вторых , становится модным жить в стиле милитари. Это тренд. Сегодня все хотят что-нибудь попробовать, на танке проехать и т.д. Буквально в прошлом году известный блоггер, который тоже участвовал в одном из проектов приехал и купил у нас БРДМ, это боевая разведывательно-дозорная машина. Такой небольшой броневичок, он его купил и уехал на нем в Москву. Когда мы запускали сайт, то попросили его об этом написать. Получился эффект разорвавшейся бомбы: сто тысяч просмотров его блога, и после этого в течение трех месяцев на восьми Федеральных каналах прошли сюжеты про нас. Это в среднем по 3,5-4 минуты о том, как мы распродаем это имущество. Объемы продаж увеличились в разы, посещаемость сайта возросла с 3 до 14,5 тысяч просмотров в сутки. Чтобы подарить парню флажку на 23 февраля, можно потратить 16 тысяч рублей. На рынке она стоит 70 тысяч. Что касается машин, то все зависит от их состояния. Данный броневик молодой человек купил за сто миллионов белорусских рублей, с учетом того, что его пробег всего полторы тысячи километров. Фактически новая машина. Безусловно, есть специфическая техника, которая продается на аукционах. Нужно просто зайти на сайт bsk.by и посмотреть.
Крайний проект, на котором я бы хотела остановиться – "Блоггеры в армии". 2 вещи, которые я пропагандирую: необходимо делать проекты для детей и проекты для блоггеров. Доверие социальным СМИ сегодня – 92-96%. Прослеживается тенденция, что люди уходят от традиционных СМИ. Мы стараемся делать основной упор нашей деятельности делать на социальные сети. Поэтому мы пригласили шесть блоггеров из России, шесть из Беларуси и на три дня их забросили в армию. Среди них были две девушки. Моя цель, как координатора проекта, была такова: я должен был их измотать по полной программе. Но все пошло совсем не так, как я планировал. Кто такой блоггер? Это одиночка. Они пришли к нам дикими, а уже через день они были командой. Название команд было "Стальные дятлы" и "Боевые сороки". У них был разрыв всех стереотипов, они на себе это испытали. Мы получили самое главное, что когда они оттуда вышли, 6 парней из России - уже белорусы чистые. Они уехали от нас с таким состоянием, что армия - основа жизни.
Первый пост, который вышел в "Живом журнале", в течение суток по полярности подпирал пост Навального в России. Это самай рейтинговый на сегодня ресурс. "Три дня в ВДВ" он называется. И я вам скажу, что именно этот проект дает возможность пацанам совершенно по-другому посмотреть на армию. Они нас, военных, не могут слушать. Мы говорим определенными штампами, определенными позициями, потому что мы убеждены, а они услышали о таких, как они. Этот проект прошел, сейчас мы уже делаем более короткие проекты, делаем с одним из порталов проект "Один день в армии". Он тоже произвел впечатление на молодых ребят. Украина сейчас показала, что сегодня мало уметь стрелять хорошо, мало уметь бегать хорошо, важно работать в команде. В армии, в стрессовой обстановке, даже элементарные отношения друг с другом совершенно другие. Поэтому для меня сегодня самая главная задача, которую мы должны объяснить, что армия – это хорошая школа воспитания стрессоустойчивости. Это школа обучения кризисным коммуникациям. Т. е. если ты знаешь, как влиять на стресс, как себя держать, то больше тебе никакие кризисы (ни экономические, ни политические) не страшны.
Какие есть перспективные отношения с военными организациями зарубежных стран, с которыми вы недавно начали сотрудничать?
28 февраля военный факультет БГУ проводит День открытых дверей. Скажите, будет ли представлено ваше агентство? И если я хочу работать в наших военных СМИ, мне стоит поступать на военный факультет или можно просто в Институт журналистики?
Что касается 28 февраля. На военном факультете будут находиться курсанты, я поставлю им задачу, чтобы они больше рассказали об агентстве. Но правильнее будет просто приехать в "Ваяр". Через сайт договоритесь о встрече, а мы организуем это посещение, мы всегда открыты для контактов.
Спасибо за интересный журнал "Армия". Скажите, его можно приобрести за рубежом, в частности в Польше?
Знаю, что ваше агентство проводит научно-практические конференции. Расскажите, где предварительно о них можно узнать, что обсуждается и как на них попасть?
Расскажите, насколько наше вооружение находится на передовой в техническом плане? И в последнее время чему мы отдаем предпочтение: своим инновациями или разработкам зарубежных производителей?
Кто имеет право на службу в резерве?
Как-то читал про досрочную демобилизацию. Чтобы ее получить, можно себе нанести увечья. Однако это же и статья, по которой реально можно получить срок. Скажите, в современной белорусской армии есть ли какой-то процент людей, которые таким способом хотят быстрее вернуться домой?
Слышал о военных и специальных сборах. Расскажите, что это такое, какая сумма этих сборов?
Если человек был ранее судим, его отправят служить?
Военные СМИ Беларуси принимают на работу только парней? Девушкам возможно устроиться на работу в военные СМИ?
Есть ли в Беларуси военные корреспонденты, которые находятся в горячих точках?
Расскажите, были ли нововведения в контрактную службу у нас в стране за последнее время?
Как вы считаете, почему такой небольшой процент молодых людей действительно хотят служить в армии?
О чем пишут для военных в специализированных изданиях?
В деревне часто слышу, как стреляют на полигонах. Это не опасно близлежащим деревням?
Вы больше журналист или военный, как часто понятие "военная тайна" побеждает в вас желание и потребность рассказать о чем-то супер новом и важном в военной сфере.
Сын хочет идти в адъюнктуру. Очень волнуюсь. Скажите, не получится ли, что он напрасно потеряет время? Что его ждет после окончания?
Скажите, в связи с последними событиями на Востоке, я имею в виду ИГИЛ, занимается ли кто-либо из ваших журналистов этой темой? Насколько она актуальна для Беларуси?
Играете ли Вы в "Мир танков?" Считаете ли, что эта программа может повысить интерес у молодежи к армии?
Не играю, если буду играть, служить будет некогда. Но я так о них классно рассказываю. Что касается второго, повысить интерес, то однозначно да. Молодежь будет интересоваться компьютерными играми всегда. И это надо учитывать. Цифра, которую я получил в прошлом году в Москве, 69% мирового населения - геймеры. Как не учитывать это? Даже если вы играете в "Косынку", это надо использовать во благо. Однозначно оно может повысить интерес, но при хорошем образовательном подходе.
Интересный случай был в моей жизни. Моя супруга участвовала в конкурсе "Учитель года" в Минске. Мы тогда начали работать с различными компьютерными играми. Она попросила внести фишку в ее доклад. Она историк, тема бала - 30-летняя война в Европе. Оказалась, что компьютерная игра "Казаки" полностью связана с этим периодом. Она в домашнем задании написала детям - поиграть в игру "Казаки". Жюри негодовало: "Как вы, учитель, такое советуете, это же вредно". Когда рассмотрели, показали, оказалось, что с игрушкой интереснее познавать. Мало того, что у молодежи интерес к армии, еще и интерес к познанию возрастает. Учителя в школе могут не критиковать компьютерные игры, а включить игру в образовательный процесс. Дети все равно пойдут туда, они хотят играть в танки. Создайте в школе команды, проведите межшкольный турнир, объедините ребят. Здесь есть очень важный аспект. Компания-разработчик имеет очень мощный информационный ресурс. Представьте, только на сайт игры "Мир танков" заходит 6 миллионов человек в день. Ролики просматривают миллионы пацанов. С такими компаниями просто надо взаимодействовать, они зарабатывают деньги и без нас с вами. Такое гражданско-коммерческое партнерство нужно сегодня создавать в интересах обучения. Дети все равно туда придут. Надо взять этот процесс и наложить на свои интересы. Тогда все будет хорошо. Если мы проведем исследование в военкомате и спросим, кто в какие войска хочет идти, 90% скажет, что в танковые.